Сергей Прокофьев - Дорога домой. Музыка

Анатолий Безнощенко 2
В наши дни Прокофьев воспринимается, как Чайковский, является Моцартом XX века: «Не было таких мелодистов, как Прокофьев, в 20 столетии. Ещё не скоро на земле появятся композиторы, равные дарованию Сергея Сергеевича.

                Валерий Гергиев, народный артист Российской Федерации.

Он искал вдохновения в самой жизни, а его произведения стали настоящим явлением в мире музыки. Современники Прокофьева подчас просто не могли понять непривычную жесткость звукосочетаний в его операх и балетах, а самого композитора считали выскочкой.

Наша справка: Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891, Сонцовка — 5 марта 1953, Москва) — русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).
Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного  и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919) и «Огненный ангел» (1927), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), балет «Ромео и Джульетта» (1935), кантата «Александр Невский» (1939), музыка к кинофильму «Поручик Киже» (1934), «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и другие фортепианные пьесы. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.

НАСТОЯЩИЙ ВЕЛИКАН

Сергей Прокофьев родился в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Покровского района Донецкой области Украины) Отец, Сергей Алексеевич Прокофьев (1846—1910), происходил из купеческой семьи, учился в Москве в Петровской сельскохозяйственной академии. Мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова) родилась в Петербурге и закончила гимназию с золотой медалью. Её отец был крепостным Шереметевых, в середине XIX века переехал в Петербург, женился на горожанке шведского происхождения]. Отец будущего композитора управлял имением своего бывшего однокурсника по академии Д. Д. Сонцова.
 Единственный ребенок агронома Сергея Алексеевича и пианистки Марии Григорьевны быстро стал любимцем всех жителей поместья.

Любовь к музыке привила мать, часто музицировавшая и исполнявшая преимущественно произведения Бетховена и Шопена. Уже с четырех лет мальчик начал пытаться играть на рояле, на котором ежедневно по несколько часов занималась Мария Григорьевна. Приподнявшись на цыпочки, он без разбору тыкал пальцем в клавиши, впрочем, внимательно прислушиваясь к производимой ими звукам. Мать же, вместо того чтобы отгонять озорника, выделила ему две верхние октавы и одновременно с бренчанием сына продолжала свой собственный урок.
 
Зато уже в пять лет Сергей начал подбирать мелодии, а  в пять с половиной лет сочинил первую крохотную пьесу для фортепиано «Индийский галоп». В семь стал обладателем «тома» собственных сочинений: обожавшая племянника тетя отдала ноты, кое – как нацарапанные на бумаге, в переплет. Заодно по просьбе тетушки мастер вытиснил на обложке и продиктованную ею надпись «Сочинения Сереженьки Прокофьева». Позже отец начал давать сыну уроки математики, а мать обучала его французскому и немецкому языкам.

В восемь с половиной лет Сергей написал оперу «Великан». А через два года после «выхода в свет» этого сочинения партитуру «Великана» уже листал Сергей Танеев, встречи с которым мать добилась через знакомых. Танеев признал партитуру многообещающей, но заметил, что, если мальчика немедленно не начнет учить профессионал, время будет упущено и Сергей навсегда останется дилетантом. И Прокофьевы, несмотря на неимоверные расходы в 75 рублей в месяц, решили хотя бы на лето пригласить к себе учителя.
Свои детские годы до поступления в консерваторию композитор подробно описал в «Автобиографии» в части первой «Детство».

НОТНАЯ  ГРАМОТА

В качестве гувернера в 1902 году к ним прибыл рекомендованный Танеевым 28 –летний Рейнгольд Глиэр, будущий популярный советский композитор. Благодаря занятиям с Глиэром Сергей Прокофьев в 13 лет смог поступить в консерваторию в Санкт – Петербурге, на экзамене удивив преподавателей солидным количеством написанных им музыкальных произведений.
В консерватории Сережа был самым младшим среди однокурсников. И, конечно, ему было трудно с ними подружиться. В классах теории композиции и свободного сочинения Прокофьев, в общем, пришелся не ко двору – слишком непочтительным к консерваторской традиции был его своеобразный талант. Самые смелые сочинения Сергей даже не решался показывать учителям, зная, что это вызовет недоумение или раздражение. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе Прокофьева. Но у молодого музыканта была в запасе еще одна специальность – фортепиано. «Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, - вспоминал Прокофьев, - то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым». И на выпускном экзамене он пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта решил сыграть свой собственный Первый концерт, только что изданный, вручил заблаговременно экзаменаторам ноты. Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей. Выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна.

После начала Первой мировой войны Прокофьев работал над созданием оперы «Игрок» и балета «Ала и Лоллий». Молодой композитор не подлежал призыву в армию, как единственный сын в семье.
В конце 1917 года Прокофьев задумался об отъезде из России. 7 мая 1918 года Прокофьев выехал Сибирским экспрессом из Москвы и 1 июня прибыл в Токио. В Японии выступил как пианист с двумя концертами в Токио и одним в Иокогаме.  Два месяца композитор добивался американской визы и 2 августа отплыл в США. 6 сентября Прокофьев прибыл в Нью-Йорк, где осенью 1918 года завершил своё первое сочинение заграничного периода — «Сказки старой бабушки».

ЧЕРНОГЛАЗАЯ   ПЕВИЦА

В 1918 году в Карнеги – холле (Нью - Йорк) исполнялся Первый фортепианный концерт Сергея Прокофьева. На торжественном ужине после выступления внимание Сергея привлекла черноокая красавица, которая нарушила этикет, первой с ним заговорила. Прокофьев не смог устоять перед чарами остроумной Каролины Кодины. Узнав, что Каролина – певица, он сразу же предложил ей исполнить партию принцессы Линетт в только, что написанной опере «Любовь к трем апельсинам». Несмотря на бурный роман, композитор не хотел жениться на Лине (так он ее ласково называл). Но когда девушка сообщила, что ждет ребенка, Прокофьев сделал ей предложение руки и сердца. В 1924 году у них родился сын Святослав, а в 1928 году – Олег.
В конце 20 –х годов ХХ века Сергея Прокофьева знали и любили во всем мире, он много сочинял, гастролировал и при этом скучал по родине. В 1933 году его избрали почетным профессором Московской консерватории и пригласили вернуться из эмиграции в СССР. Прокофьев уговаривал жену поехать с ним. Лина согласилась. И весной 1936 года вся семья переехала в Москву. Композитор был доволен – он вернулся на родину, где, как он считал, его любили и ценили. А вот Лине пришлось несладко в чужой стране, среди чужих людей и с мужем, который давно к ней охладел. Летом 1938 года он даже уехал один в санаторий в Кисловодск, где познакомился с девушкой, которая начала буквально преследовать его.

ЗАПРЕТНАЯ  ЛЮБОВЬ

Студентку литературного института, не блещущую осо бым поэтическим талантом, звали Мария – Цецилия Мендельсон. Она предпочитала, чтобы ее называли Мирой. На момент знакомства ей было 23 года, Прокофьеву – 47. Он не смог устоять пред молодостью и очарованием девушки, и курортный роман перерос в роман с продолжением. Три года музыкант жил на две семьи и в 1941 году сделал, наконец, выбор – объявил Лине Кодине о разводе. Лина в разводе ему отказала, понимая, что ее иностранку, во время войны лишь имя Прокофьева защищает от ареста и обвинения в шпионаже в пользу стран – союзниц Германии.
 
Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. Согласно Кшиштофу Мейеру, Пятая симфония Прокофьева «вошла в список наиболее выдающихся произведений, тематически связанных с трагедией Второй мировой войны»[80][К 7]. Важнейшим сочинением военного периода стала опера «Война и мир» по одноимённому роману Льва Толстого. Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух сериях, 1944—1945), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном мастерстве.

Только в 1947 году, воспользовавшись тем обстоятельством, что брак Прокофьева и Кодины был заключен в Германии – стране, которой больше не существует, суд признал его недействительным. В 1948 году власти дали возможность Сергею Сергеевичу заключить брак с Марией – Цицилией без официального развода.
Последние годы должны были вернуть утраченную гармонию в жизнь Прокофьева, но они обернулись для композитора еще одним испытанием. Он попал в жерло советской идеологической мясорубки (известное постановление 1948 года о борьбе с антинародным формализмом в искусстве). На нервной почве у него начались проблемы со здоровьем.

ПРЕБЫВАНИЕ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ  ВОДАХ

Сергей Прокофьев впервые побывал на Кавказских Минеральных Водах в 1909 году, будучи ещё студентом консерватории. В государственном музее музыкальной культуры им. Глинки хранится открытка с видом Бештау и автографом Сергея Прокофьева: «Привет с вершины Бештау! Вот уже три часа как мы лазаем на эту гору».  И вот что он пишет в своем дневнике:
«…Это первый раз, как я попал в курортное место. Толпы нарядной публики, гуляющей целый день в парке, производили на меня приятное впечатление. Приятно было смотреть на красивых дам, изящно одетых кавалеров, в то же время чувствовалось, что сам тоже хорошо одет, тоже джентльмен, тоже из числа последних».
 И опять интересная запись в дневнике: «Ессентуки мне очень понравились. Я сделал оттуда ряд набегов на соседей, на Железноводск, Кисловодск, Бештау, Пятигорск и др. и по прошествии десяти дней вместо того, чтобы быть дома, я очутился в Кисловодске. Как оказалось, в Кисловодске собрался весь музыкальный мир. Глазунов, Сафонов, Есипова, Калантарова, Збруева».

 А вот уже в 1912 году Сергей Прокофьев не только отдыхает, но и много работает. В своем письме приятелю В. М. Моралеву он пишет: «Кроме занятий своим концертом, буду приводить в окончательный порядок оперу «Маддалена», писать партитуру и клавир, а это довольно колоссальная работа – страниц 300 – 400 нотного письма. Буду также заканчивать мой Гавот, Скерцо, Сонатину № 3. Прощай, пиши в Ессентуки, Вокзальная улица, дом Кирша».

В 1914 году Прокофьев вновь приезжает на Кавминводы. В Кисловодске происходит его встреча с Василием Ильичом Сафоновым – известным русским пианистом, педагогом и дирижером, в 1889 – 1905 годах – директором Московской консерватории. Под впечатлением этой встречи Прокофьев пишет своему ближайшему другу – композитору Н. Мясковскому: «Сам (так уважительно именует он В. Сафонова) слушал мои сонаты, похвалил Вторую и потребовал экземпляр для более подробного ознакомления».
В 1917 году Прокофьев предпринял путешествие в Теберду, наблюдал станицы и аулы, на месте которых находится современный Черкесск.

Летом 1917 года композитор подружился с отдыхавшим в Кисловодске Ф. Шаляпиным, неоднократно встречался с В. Сафоновым. Пятигорье стало родиной многих произведений Прокофьева. В городе Ессентуки сохранился замечательный дом с причудливой архитектурой, в котором Прокофьев работал над Первой симфонией и некоторыми другими сочинениями.

 В 1917 году назревают революционные события в Петрограде, и Сергей Прокофьев снова приезжает на Кавминводы и проводит здесь девять месяцев. Вот что он пишет в своем дневнике: «Ессентуки – благодатный край, куда не докатываются голодовки и волнения, где жаркое солнце и яркие звезды, где окончательно можно инструментировать симфонии, читать Купо Фишера и смотреть в телескоп…
 Пребывал в Ессентуках в обществе Канта, семерых дьяволят и красавца Бештау, который раскинулся прямо перед моим окном».
 
Уезжает Прокофьев с Кавказа только в марте 1918 года. Здесь необходимо особо отметить, что дача «Качельный курган», расположенная недалеко от железнодорожного вокзала и принадлежащая чиновнику Министерства Земледелия А. А. Киршу, была его излюбленным местом пребывания.
Посещает Сергей Сергеевич Кавминводы и в 1937, 1938, 1939 годах, будучи уже известным композитором. В 1941 году он приезжает из Нальчика, куда был эвакуирован, в Ессентуки. 21 октября для раненых бойцов и командиров Красной Армии Прокофьев дает большой концерт, где вместе с ним выступают артисты МХАТа И. Москвин и А. Тарасова, певец А. Долиево, В. Рыжова, композитор В. Нечаев, скрипач Б. Сибор.

Встречи с Кавказом возобновились в 1938 -1939 годах и в период Великой Отечественной войны. В это время на основе кабардинского фольклора композитором был создан Второй струнный квартет. Спустя годы, работая над музыкой к кинофильму «Лермонтов», Прокофьев не раз вспоминал этот удивительный край.

ЖИЗНЬ  АСКЕТА

С 1948 года Прокофьев почти не выезжал с дачи, тяжело болел, но все – таки написал оперу «Повесть о настоящем человеке» ( По Борису Полевому), балет «Каменный цветок»( По Павлу Бажову), Девятую фортепианную сонату и многое другое. Но при этом композитор жил в постоянном страхе за себя и своих близких, опасаясь внезапного ареста и ссылки.
Сергей Прокофьев умер в один день с Иосифом Сталиным – 5 марта 1953 года. Музыкант скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза. Смерть вождя была настолько шокирующим событием для народа, что на несколько дней жизнь в Москве была парализована. Это послужило причиной того, что смерть Прокофьева осталась незамеченной. Возникли трудности даже с организацией похорон, которые прошли тихо и очень скромно.
Сергей Сергеевич Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска скульптора  М. Л. Петрова.

Все состояние и авторские права Сергей Прокофьев завещал не детям, а своей второй жене Мире. Лине Кодине пришлось обратиться в суд, чтобы восстановить свои права. Интересно, что суд постановил признать решение суда от 1947 года о расторжении брака между Прокофьевым и Кодиной недействительным. Так у Прокофьева после смерти появились две официальные жены. Права поделили поровну: половину получила Мендельсон, половину – Лина с детьми.
В завещании Сергей Прокофьев попросил потомков не трогать его архив, пока не пройдет 100 лет со дня смерти. Таким образом, узнать подробности жизни композитора мы сможем лишь в 2053 году.

2016 ГОД  – ГОД  СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА

17 сентября 2016, в рамках Года Прокофьева, объявленного Президентом РФ В. Путиным в честь 175-летия композитора, в Ессентуках состоялось открытие мемориальной доски великому русскому и советскому композитору Сергею Прокофьеву.
С Ессентуками и соседними городами КМВ Прокофьев был связан на протяжении почти всей жизни. Восемь раз, с 1909 по 1941 годы, приезжал сюда и вспоминал о проведенных месяцах как «о самом урожайном периоде». Быть может, его вдохновлял старинный дом с причудливыми башенками и флюгером, напоминающий замок из сказки – это дом Кирша, он же дача «Качельный курган». Мемориальная доска была установлена на доме в 70-х годах прошлого века. В связи с утратой внешнего вида, её решено было заменить.

Сегодня в этом здании расположен кризисный центр «Дом для мамы» Пятигорской и Черкесской епархии. Именно здесь и была открыта мемориальная доска в память великого композитора. В церемонии открытия приняли участие сотрудники и подопечные «Дома для мамы», поклонники творчества композитора, представители прессы.
Жизнь удивительного здания – памятника истории и культуры регионального значения продолжается, теперь она тесно связана с жизнью Церкви.
Мемориальная доска Сергею Прокофьеву была открыта также и в городе - курорте  Кисловодске.
Она обрела свое место на здании литературно-музыкального музея “Дача Шаляпина“. В уютном музейном дворике собрались деятели культуры, руководство курорта, представители федеральных и краевых ведомств, городской общественности.
 На торжественной церемонии звучали известные творения нашего соотечественника, оперные арии исполняли лучшие певцы России, в музыкальных номерах участвовали молодые музыканты. Почетная обязанность официально открыть доску выпала генеральному директору всероссийского объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаилу Брызгалову и заместителю главы администрации по социальным вопросам Татьяне Загуменной.

Текст на доске гласит: «В этом доме в 1911 году жил великий композитор XX века Сергей Сергеевич Прокофьев». Здесь же композитор писал свою музыку. С Шаляпиным Прокофьев познакомился и подружился в то время, когда он еще учился в консерватории. Теплые отношения между великим певцом и великим композитором сохранялись всю жизнь.