Рецепт и формула Василия Сафонова. Репортаж

Анатолий Безнощенко 2
В июне в Пятигорске в Ставропольском краевом театре оперетты прошел ХII Международный конкурс юных пианистов имени Василия Ильича Сафонова.

Пятигорск каждый месяц пестрит афишами. В бесконечной карусели праздничных открытий и закрытий, впечатлений и встреч с мастерами самого разного уровня все же есть одно событие, которое стоит особняком. Это конкурс юных пианистов имени В. И. Сафонова – выдающегося музыканта, который внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры Кавказа, оставив, в частности, огромный след своей деятельности на нашей земле.
Живя в кисловодском доме своего отца, Василий Сафонов сформулировал свой собственный рецепт: «Если Кисловодск лечит сердце, то лечить его надо и высокохудожественной музыкой».

 Это сейчас имя Сафонова у многих на слуху. Музыкальная школа в Пятигорске, Минераловодский музыкальный колледж, концертный зал, улицы в городах Кавминвод названы его именами, а педагоги пользуются его «Формулой игры на фортепиано». Но так было не всегда.

…Именно этой высокохудожественной музыкой и примечателен конкурс юных пианистов. Проходит он раз в два года. Для учащихся и преподавателей музыкальных школ это шанс и показать себя, и познакомиться с другими. Кроме того, конкурс помогает выявить и поддержать новые таланты в области фортепианного искусства, укрепить традиции пианистической школы. Нет сомнений, что пропаганда классической музыки – это важная составляющая духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. А для тех, кто просто ее любит, Сафоновский конкурс – возможность насладиться произведениями великих композиторов в исполнении знаменитых артистов, которые дают сольные концерты за рамками музыкального соревнования юных участников.

Попасть в мир вечной музыки… Почувствовать себя частичкой космоса, при этом ощутить одновременно свое величие и мизерность, понимая, что это – творение человека, одаренного Господом. Здесь все краски природы, переплетения страстей человеческих ,вся гамма состояний и чувств: победа и поражение, радость и горе, слезы и улыбка, покой и страх, бегство и победное шествие. Музыка дарит облегчение, снимает груз с наших душ. Здесь, в этом волшебном мире, Можно найти ответы на подобные вопросы. Все слова кажутся жалкими, их невозможно подобрать, как нельзя поймать ветер, добраться до звезды или собрать дождь. Это лишь малая доля тех чувств и мыслей, которые возникали в зале театров. Казалось, все пропитано музыкой, все дышит ею. Но действо это возникло не спонтанно, у него есть своя история.
 
В этом году конкурс имени В. Сафонова проходил в двенадцатый раз. Минуло уже двадцать четыре года с тех пор, как это мероприятие было проведено впервые.  На церемонии открытия неоднократно подчеркивалось, что инициатором и вдохновителем его был Александр Сергеевич Шуркалкин, бывший тогда директором детской музыкальной школы № 1 города Пятигорска. Но мало кто знает, что до рождения конкурса юных пианистов в стенах ДМШ №1 под руководством Але5сандра Шуркалкина регулярно проходили так называемые Сафоновские вечера. На них собирались преподаватели школы, исследователи творчества и жизни Василия Сафонова, его родственники. Эти встречи, конечно, помогали больше узнать о личности музыканта, о его творчестве и его связи с Северным Кавказом. Имя Сафонова и его заслуги становились известны все большему числу людей.

 Именно на основе Сафоновских вечеров и родилась идея проведения конкурса юных пианистов. Такой конкурс открывал возможность внести весомый вклад в возрождение имени музыканта. И вот впервые в 1993 году  юные дарования приняли участие в конкурсе имени В. И. Сафонова. Победителем и обладателем «Гран – при» стал Павел Петров, учащийся ДМШ №1, а через год он уже занял первое место на конкурсе имени М. И. Глинки, чем подтвердил высокий уровень требований, которые предъявлял к участникам конкурс имени Василия Сафонова. Добавлю, что Павел Петров в дальнейшем учился в Московской консерватории, а сейчас живет и работает в Америке.
Конкурс 1993 года прошел в ранге Северо – Кавказского и был столь успешен, что на следующий год решением коллегии министерства ему был придан статус Всероссийского.

И в ююне1995 года открылся уже I Всероссийский юношеский конкурс пианистов имени В. И. Сафонова. Председателем его жюри стал Алексей Григорьевич Скавронский – выдающийся пианист, педагог, просветитель, народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, внесший неоценимый вклад в музыкальное просветительство. Он одним из первых стал работать в жанре «бесед у рояля», проводил лекции – концерты, выступал для слушателей школьных абонементов.
Надо сказать, что подготовка конкурса 1995 года проходила в очень напряженной обстановке. В Чечне, находившейся всего в трехстах километрах, шла война, и некоторые городские и краевые чиновники полагали, что проведение в такое время детского фортепианного конкурса – затея несвоевременная и бесперспективная.
-Многие были против проведения конкурса, тогда, в 95 –м. Ноя считал, что мы живем в таком регионе, где переплелись культуры и исторические судьбы народов, и нет более проверенного пути к миру, чем путь культурного сотрудничества. Нет и более надежных послов мира, чем дети, одухотворенные причастностью к истинным ценностям мировой культуры. Поэтому проведение конкурса виделось как никогда актуальным, - вспоминает Александр Шуркалкин.

Александр Скавронский поддержал идею, смог убедить многих педагогов, что участие детей необходимо, потому что это совершенно новый интересный конкурс. В результате приехали почти пятьдесят пианистов из разных уголков России и ближнего зарубежья.

14 июня 1995 года был день торжественного открытия конкурса. В зале Лермонтовской галереи Пятигорска собралось огромное количество любителей и ценителей классической фортепианной музыки. Александр Шуркалкин рассказывал, что во время его выступления на открытии пришло сообщение: в ста шестидесяти километрах от Пятигорска, в Буденновске, боевики Басаева захватили больницу, и уже есть жертвы.
- Мне надо было, не привлекая внимание публики, вызвать из зала представителей руководства края и города, что я и сделал, - продолжает А. Шуркалкин.
- Тогда события в Буденновске были у всех на устах, в ожидании исхода трагедии застыла вся страна, а на экстренном оперативном совещании решалась судьба Сафоновского конкурса. Благодаря поддержке Скавронского и Юрия Викторовича Васильева (в то время главы Пятигорска, а ныне депутата Государственной Думы РФ – А.Б.), было принято решение продолжать конкурс. Так воинствующему безумию была противопоставлена великая созидающая сила музыки. Только каждое прослушивание, каждое сольное выступление приобрели какую – то особую важность, значимость, смысл. Зазвучали произведения Шопена, Скрябина, Рахманинова в исполнении членов жюри Андрея Диева и Льва Шугомы, а также самого Скавронского.

 В день торжественного закрытия, 20 июня, пришло новое страшное известие: Басаев с заложниками движется на автобусах в Пятигорск! А дальше произошло нечто удивительное - прямо перед началом  гала – концерта сообщили, что террористы изменили маршрут и покинули пределы Ставропольского края. Надо было видеть, что происходило в Лермонтовской галерее! Всех присутствующих (а их было немало!) охватило ощущение всеобщего ликования, общей победы, веры в то, что великая божественная сила музыки отвратила беду, победила зло! Концерт лауреатов необычно затянулся – ребят снова и снова вызывали на бис, а они с удовольствием поддерживали праздничное настроение зала. Этот конкурс оставил в душах всех его участников глубокий эмоциональный след!

(Рассказанная история ассоциируется у меня с той, что хорошо известна многим: как в блокадном Ленинграде великая сила музыки Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича так же помогла не сдаваться, выстоять, победить испепеляющую силу войны).
С того тревожного времени прошло 22 года. Конкурс вырос, стал уже международным, уровень исполнительского мастерства и требования к нему изменились. Но сам смысл его стался прежним – сохранить память о В.И. Сафонове и выявить новые таланты.
 В течение шести     дней   72     молодых музыканта   (от 7 до 15 лет) из России, ближнего и дальнего зарубежья представляли  свое исполнительское мастерство на суд компетентного жюри.

Юные пианисты прибыли на конкурс  из Москвы, Санкт- Петербурга,  Уссурийска, Уфы, Саратова, Волгограда, Перми, Екатеринбурга, Таганрога, Ростова-на-Дону, Краснодара, Астрахани, городов Ставрополья и республик Северного Кавказа. Своих участников представили также Баку (Азербайджан) и     Чжухай (КНР).
Ярким событием фестиваля стало выступление академического симфонического оркестра Северо-Кавказской государственной филармонии
.
Помимо конкурса, юные таланты насладятся подготовленной для них культурной программой: посетят лермонтовские места и вдохновятся красотами южного города-курорта.
- Все конкурсные дни зал был полон – это значит, что у вас уже есть благодарная и любящая публика,  - обратилась   к юным пианистам заместитель председателя правительства Ставропольского края, председатель оргкомитета конкурса    Ирина Кувалдина. –   Конкурс собрал таланты из разных уголков  большой страны, Россия наш общий дом,  и мы всегда готовы радоваться  успехам друзей!
Самому юному участнику, уже успевшему прославиться на всю страну ставропольчанину Елисею Мысину Ирина Кувалдина     вручила одну  из специальных наград конкурса – Приз Губернатора Ставропольского края

Еще один спецприз – приз Главы Пятигорска   – достался его землячке Асе Ходжаян . Пятигорчанин Платон   Жадан стал обладателем награды, учрежденной Ставропольским краевым музыкальным колледжем имени В.И. Сафонова.

А Гран-при   XII Международного юношеского конкурса пианистов имени Василия Сафонова завоевала пианистка из Москвы Ирэн Пиликян.
- В этом замечательном городе, на сцене гостеприимного театра состоялся настоящий музыкальный праздник, - отметил председатель жюри конкурса, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и   генеральный директор   Общества имени  Фредерика Шопена в Москве,   профессор  консерваторий Пекина, Токио и Сеула Михаил Александров .
 
- Конкурс стал площадкой для того, чтобы мы показали друг другу всё лучшее, что есть в современной музыкальной педагогике, увидели и услышали достижения талантливых юных пианистов и преподавателей фортепиано из разных уголков страны.
Завершилась церемония закрытия ХII Сафоновского конкурса концертом лауреатов.… 
Многие проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, невежественной, а, следовательно, разрушительной деятельностью человека. И непосредственно вытекают из недостатка внутренней культуры личности Поэтому в деле образования и воспитания подрастающего поколения вопросы приобщения его к мировой культуре и понимания ее, думается, должны стоять на первом месте.

Очень хочется надеяться, что победители ХП Международного конкурса юных пианистов пополнят ряды тех, кому Сафоновский конкурс дал стимул и толчок к дальнейшему духовному и техническому росту. Ведь многие их предшественники, кто стал лауреатом или дипломантом этого конкурса, сегодня добились высоких результатов в исполнительском мастерстве как в нашей стране, так и во всем мире.
 
И напоследок напомним «рецепт» Василия Сафонова: «Если Кисловодск лечит сердце, то лечить его надо и высокохудожественной музыкой».

 Здоровья вам, дорогие читатели! И слушайте музыку, наслаждайтесь ею!