Истории одного детства-97

Ладо Булах
                ГЛАВА ДЕВЯНОСТО ШЕСТАЯ.





................-Итак,друзья,слушайте внимательно! Вы видите что на карте-схеме,границы территорий детских оздоровительных лагерей существенно сдвинуты влево. Кроме того большинство лагерей помечены как заброшенные,а на самом деле они полны детей!Я долго не мог понять в чём же дело,и для кого всё это выгодно,пока не наткнулся вот на этот документ,это решение горсовета о выделении трёх больших земельных участков на морском побережье в черте города. Так вот речь там идёт о совсем других участках,вот,обратите внимание на вот эти участки,обозначенные на карте-схеме под номерами 15,17 и 19. И рядом два частка под номерами 16 и 18. Два последних участка недавно были куплены за бесценок. Кем? А теми кому были выделены три первых участка! А именно братьями Чернавиными! Но им и этого мало и он нагло оттяпали себе ещё землицы,заграбастав тем самым самые лучшие участки побережья. Но и этого им показалось мало и по инициативе Чернавиным младшим был инициирован тендер,с помощью которого Чернавины хотели захватить ещё большущий шмат земли. Но тендер честно выиграл Димка. Он сразу понял что что-то нечисто и решил проверить всё в земельном кадастре,и обратился в соответствующую службу. Чернавины поняли что если Димка докопается до истины,а он бы докопался,то все их махинации всплывут наружу,поэтому решили убить Димку,а я волею случая оказался там,и дело приняло для них иной оборот,поэтому они и собираются сейчас сматывать удочки!-сказал я.


-Погоди-погоди ,Сань...Это что ж получается,из -за проделок Чернавиных этак вот территории лагерей детских сдвинуты?-сказал Сергей.

-Эге! Вот оно в чём дело,эти братцы решили к рукам прибрать как можно больше земли,притом ооочччень лакомой на побережье! Хитро! -сказал Роман.

-Вот это даааа! Ну ,Саняаааа! Во башка у тя варит! Мама дорогая! Ишь как хитро всё придумано было! -сказал Славик.

-Ну надо же! А?! Теперь всё встало на свои места! Вот откуда ноги растут у многочисленных за последнее время проверок моего бизнеса! Ай да ну!-сказал Эмиль Рафаилович.

-Николаевич,я знал что ты решишь эту головоломку! Браво! Теперь понятно откуда взялась вдруг уймища претензий к моему бизнесу! Ну ,дела!-сказал Барон.

-Вы совершенно правы ,други мои! Эти братцы решили за бесценок захапать побольше землицы,при этом просто наплевав на все моральные и человеческие принципы! Ооооо! Скоро ребята придут! Эка мы засиделись с вами!-улыбнулся я.

-Оооооо....Рафаилович,ребята,нам пора и честь знать,это больница как никак,а не кафе или ресторан! Пожалуй,нам всем надо ещё немного поработать!-сказал Сергей.

Все согласились,и мы,пожав друг -другу руки,тепло распрощались. Я устроился поудобнее и едва отхлебнул пару глотков чаю как появились ребята.

-Пап,читай,скорей дальше,а то мы все уже сгораем от нетерпения!-сказала Женя.

-Да,читайте скорей,Александр Николаевич!-хором подхватили ребята.

-Саш,дорогой,почитай! Они так старались,репетировали! -сказала ласково Таня.


-Хорошо,милые вы  мои! Так-с...Ну-ка,на чём мы остановились? Ага! Вот...-ласково сказал я.......




.............Утром следующего дня,мы с папой и дедушкой внимательно осмотрели иконы. Они были старые,можно сказать старинные. Оклады одних нуждались в починке,других в капитальной реставрации. Поэтому папа отправился в наш храм Николая Чудотворца,поговорить с настоятелем о передаче части икон храму,и обсудить транспортировку остальных к нам домой и заодно на почту,позвонить маме. А мы с Таней решили навестить своих друзей. День был относительно тёплый и мы надели рубашки в голубую клетку,легкие свитерочки,колготки и брючки на подтяжках,на ноги обули чёрные туфельки ,на головы легкие яркие шапочки. Мы пошли мимо сельсовета,через мост над ставком,свернули влево к магазину,и пошли вверх,к своим друзьям Пете и Маше,они жили рядом с восстановленным недавно храмом.Мы шли,любуясь пробуждающейся природой,радовались солнышку и теплу как вдруг.....


-Держите! Держите её! Держите цыганочку! Проучим попрошайку! Держите!-раздались голоса ватаги ребят.

Мы остановились. Из-за поворота прямо на нас выскочила девочка,черноглазая и черноволосая цыганочка,вся расхристанная,платье порванное,видна голая грудь,вся избита,зарёванная. За нею ,словно стая гончих за ланью гналась ватага из по меньшей мере десятка крепких пацанов,года на два старше нас,среди них было трое девчонок. Мы узнали девочку,то была наша подружка Рада,или Радуся. Рада узнала нас и посмотрела на нас. У меня в голове тут же будто фотовспышка сработала,я шагнул вперёд и крикнул Раде по...цыгански:

-Рада,а шява кэ мэ, дой!-.

Это значит "Рада,за спину мне,быстро!". Рада поняла и юркнула мне за спину. Таня принялась успокаивать её готовясь защищать её вместе со мной.  Я же сделал два шага вперёд навстречу несущейся ватаге и вскинув вперёд руку грозно закричал:

-Эй,пуджа(стойте)!

Ватага застыла как вкопанная.


-Олесь(так меня звали в селе) ты чего?! Вона ж цыганка! Крадийка(воровка) и попрошайка! -сказал Андрий Батюк,главарь ватаги.

-Лесик,чого ты?! И шо ты ей сказав?! Покынь её! Чуеш?! Вона ж цмганка! Чи ты може з нею?!-хором выпалили девчонки,Маричка,Тося и Катька,или три сороки,как их всё давно прозвали за длинные,подвешенные будь здоров язычки.

-Так,Лесику,дивчата прави,шо ты ей сказал?! Ты з нэю заодно?!-заорал Антошка Кузик,рыжий такой.

-Ану,кажы,Лесь,шо ты отий бисовий цыганци сказал? Ты и Таня з нею заодно?!Якщо так,то начувайтэсь(пеняйте на себя)! -наперебой закричали остальные пацаны.

-Во первых,Радуся наша подруга! По другэ вона нэ крадийка и попрошайка! По трэте я сказал ей шоб она спряталась мне за спину! Я не дам её в обиду! Вам нэ соромно?! Отакой ватогою як ти гончакы(гончие) за нею гнаться? Что она вам сделала?! -сказал я.

-Ничего я им не зробыла(сделала),Саш! Наш табор недалеко стоит,мама меня за хлибом послала! А они гроши у мэнэ забралы(деньги у меня забрали) -сказала смело Радуся.

-Чегоооо? Верните гроши ,и забырайтесь геть(убирайтесь прочь),пока цили! -сказал я.

-Ах ты ж прынц-пррынцесса! Ну держись! Тоби гаплык(тебе конец) !-заорала наперебой ватага и бросилась было на нас. Плохо бы нам пришлось,как помощь пришла совершенно неожиданно.

-От бисэнята(вот чертенята)! Опять двадцать пять! Андрий,сто чортив тоби в пэчинку! Снова за старэ взявся,шыбайголова(сорвиголова)-раздался громовой голос и огромная,размером с пивную кружку ручища схватила Андрия за ухо.


Вся ватага сникла,то был кузнец наш знатный Павло Батюк,друг детства моего отца и батько Андрия.

-Батькуууууууу! Больнноооооод! За шооооооооооо! Радка ж цыганка! Крадийка и попрошайка! Пустииииить! Батькуууууууу!-заскулил аки щенок Андрюшка.

-Что я слышу,паразит ты этакий?! Хиба(разве) ж я такому тэбе ,невигласэ(обалдуй), учил?! Ось я дома всыплю тоби по голому сидалу! Вик помнить будэш! А вы шо ж  оцэ?! Як вам не соромно?! Батькы(родители) уважаемые люди,разом с Сашуниным батьком учылыся,з пелюшок(с пелёнок) знаем друг друга,а вы....Тьфу! Та й годи! Марш по домам,бисенята! Сашуня,добре я до кума зашел по делу,та услышал шум  и поспешил сюда,вон Петя с Машей бегут,ведите Радусю к ним,переоденьте,вот деньги,дер,жите,купите ей хлеба,конфет,и себе тоже! Радочка,солнышко не бойся,эти бисэнята тебя больше не тронут,иначе будуть иметь справу(дело) со мной! Ну ,бегите,солнышки! А я займусь своим оболтусом. Я передам вашим где вы!-сказал дядя Павло.

Ребят как ветром сдуло!

-Спасибо,дядьку Павло! Пошли,Радусь!-сказал я.

Через полчаса мы вчетвером шли через большак провожали переодетую уже Радусю в табор,что стоял в направлении села Старэ Гутысько,там жили и живут поляки,живёт папин друг,дядя Янек,его жена тётя Ядвига или просто Ядзя,очень добрая и мудрая и их дочка,наша с Таней подружка Марыся. Так вот мы перешли большак,свернули на тропинку и пошли в сторону новой школы,и вот уже за пригорком показался табор,огороженный кибитками. В центре ярко горел ягори(костёр),вокруг стояли шатры. Слышался перезвон гитар,говор. Мы подошли и я увидел Дануцу,маму Радуси,красивую,стройную цыганку,лет тридцати,они с Радой были похожи. Увидев нас цыгане всполошились.

-Мамэ! Я здесь! Меня Саша спас от мальчишек,вот я всё купила!-закричала Рада и подбежала к маме.

-Рада! Доченька! А,Саша,Танечка,Петя, Маша,спасибо вам! Идите сюда,чай пить будем!-ласково сказала Дануца.

-А,Сандро! И Таня с тобой! Здрвствуйте! Петя,Маша,приветствую вас! Проходите!-сказал красивый высокий цыган,лет сорока.

То был Лойко,отец Рады и цыганский барон или баро!

-Баро Лойко! Тётя Дануца! Ромалэ! Здравствуйте!-хором ответили мы и поклонились.

-Ва! Вот что значит воспитание! Милости прошу,ребята!-ответил баро Лойко. о

Мы прошли к ягори,сели,тётя Дануца подала чай,и Рада рассказала что случилось в селе.

-Э,вот оно нынешнее воспитание!-.

-Ва,Саша хоть и гяджо(чужой) нам по крови,но воспитан,и всегда на"вы" к старшим обращается! И Танечка тоже! И Петя с Машей!Выходит что родители с пелёнок им привили уважение и почтение к старшим! Это хорошо!-наперебой заговорили старики.

Вдруг из шатра Лойко вышла величавая пожилая цыганка,старухой её у меня язык не повернулся бы назвать,хотя на вид ей было лет семьдесят,она сохранила гордую осанку,её лицо было одухотворённым,чёрные глаза смотрели мудро и проницательно. Седые,прямо белоснежные кудри спадали водопадом ей на спину и плечи из под цветастого платка. На ней была алая индырака(юбка) цветастая думалы(кофта) на груди,в несколько рядов блестели разноцветные мериклэ(монисто),она пыхнула трубкой с длинным чубуком,села на почётное место. Все умолкли,то была ни кто иная как сама шувани(знахарка) Надира,мать баро Лойко и бабушка Рады. Она окинула всех быстрым проницательным взглядом и сказала ,ещё раз пыхнув трубкой:

-Ромалэ! Саша не гяджо нам! В нем есть и наша кровь! Да-да! Я чувствую что его прабабушка Килина передала ему свой дар! Да,я это чувствую! Вы знаете кто Саша? Он-праправнук нашего знаменитого баро Платона! Он и есть преемник,о котором я когда-то давно сказала его прабабушке! -.

Все молчали,не в силах сказать хоть слово. И вдруг раздался вскрик:

-Быть того не может?!-.

Я обернулся,то был мой отец......