Мысли... ч179

Новиков Борис Владимирович
Постмодернизм – этика нечистой совести, философия намеренной зауми, опыт дурных практик и эстетика извращенного вкуса.
***
Жучки-древоточцы. Шашель. Источающие скрепы. Были «несуны». Механизировались. Стали «везуны». Не в том смысле, что везучие. Тут, по большому счету все как раз – строго наоборот. А в том, что увозящие. Навозные. Увозные. Чужое. Но, если все время увозить, забывая адекватно привозить (производить, платить), однажды, – всенепременно, – приходится расплачиваться. И никакое превентивное и перманентное камланье (нанятый агитпроп), а уж тем более – оплаченные стряпчие, здесь не помогут.
***
Производство – прерогатива, исключительная, – абсолютная, – монополия человека. Но: нормального человека! Гения. Человека, профессия которого – его имя. И в этом смысле (и только в этом и таком смысле) он, человек – единственная производительная, сиречь, творческая, сила.
То значение, в котором употребляется общеизвестный понятийный блок «производительные силы», это, в сущности – силы воспроизводительные. Силы репродукции, воспроизводства, тиражирования, фабрикования ч.-л., однажды в акте творчества созданного, порожденного, вызванного к жизни. Про-из-ве-ден-но-го. Силы, наравне с таковыми техникой, технологией, инфраструктурой, сырьем etc.
Это силы труда, трудовой деятельности, работы. Идеальной, в этом смысле понимаемой «производительной силой», есть раб: Res, вещь, говорящее орудие. Есть орудие молчащее – соха; есть орудие мычащее – вол; есть орудие говорящее – раб.
…Да, такое производство, – труд, – есть необходимое условие производства истинного субъекта производства, есть витальное условие, есть способ производства самое общественности: доведение до каждого, имеющего в том нужду (лучше – потребность) продукта (материального, чувственного либо материального; разумеется, такое деление является очень условным: как голова, сердце и руки принадлежат одному человеку, так в любом акте и в любом результате (продукте) его деятельного (творческого) жизнепроявления наличествуют все эти «составляющие»). В разных соотношениях, разумеется. И в этом смысле можно сделать вывод: не только, – это и такое, промышленное, производство, – невозможно без творчества, но и творчество категорически не возможно без воспроизводства (промышленного производства, труда).
Другое дело, что человек должен выводиться из этого и такого процесса, становиться «рядом с ним» (см. классиков), перекладывать эти и такие функции на «овеществленную силу своего разума»: орудия, механизмы, машины, автоматы, – на технику и технологию, и тем самым – высвобождать, вызывать к жизни основное свое богатство: хронотоп творчества.
Разумеется, говоря «человек», мы имеем в виду: каждый, многие, все. Человек, люди, человечество. Индивид (личность), коллектив, общество. И вот, когда каждый, многие и все – производительная (творческая) сила, творец – это и значит, что «на улице»: действительный гуманизм, сущий в форме практической всеобщности. Строй жизни каждого, многих и всех, способом существования которого есть творчество.
***
Ну, о «производительных силах» мы, крайне лапидарно, правда, – высказались выше. А что же «свое-иное-себя» производительных сил: производственные отношения?
Разумеется, коротко об этом пока сказать трудно (чем больше человеку есть что сказать, тем меньше для этого требуется времени (и бумаги). Неспешная и всесторонняя разработка данной проблемы в подобной постановке еще впереди, но уже сейчас можно предположить, что это будут именно производственные отношения: универсально - уникальные и уникально - универсальные социальные взаимодействия между людьми; отношения, субстанциальными измерениями которых будут действительность, гуманизм, творчество, свобода, интеллигентность, добро, любовь. Разумеется: истина, польза, добро и красота.
***
Сильному не нужны оправдания, слабому они не помогут.
***
Производство есть свое-иное-себя потребления. А что есть по отношению к производству прибыль? Виртуал и дериват. Ну, а с чем поведешься… Поэтому, дериватным становится и само производство. И вся эта превращенка становится захребетником реального производства, не говоря уж: могильщиком производства действительного – творчества.
***
 «Все формы движения материи, кроме общественной, являются завершенными формами» (А.В. Босенко).
Согласен. Потенциально культура, в которой три составляющие – (материальная, духовная и чувственная), создание неприродных форм самой природы – неисчерпаема, как неисчерпаема сама субстанция. Однако, в составе культуры, – с момента возникновения научной философии, – есть составляющая, актуально тождественная субстанции: эта самая научная философия, духовный аналог субстанции. Материалистическая диалектика (как методология) и диалектический материализм (как теория).
***
Кто-то воспринимает характеристику «гламур», «гламурный» (в свой адрес) как комплимент. Знал бы, убогий, что буквально это означает: рябой, угреватый etc. Гламур (фр.) – вуалька для маскировки косметических дефектов лица. Разумеется, это прерогатива слабого пола…
***
«Хозяева дискурса» – это то же, что и «аналитики». Т.е. условно умные. Ну, дискурс им еще более–менее по зубам, о рекурсе они слыхом не слыхали…
«Аналитики»: расчленить, разъять, – мысленно, – объект, – это с нашим удовольствием. Осуществить «сборку» частей в целое, – перейти от тождества абстрактного к таковому конкретному, – «мы на это не учились»… Словом, полный «консенсус идиотов».
А вот вам лично часто, – и удачно, – удается аплодировать одной рукой?
***
Ну, скажи же ты: «граница». Нет, «фронтир». Ну, скажи же ты: «чирей на ровном месте». Нет, «селебрити». Отож і бовтаємось по вуха у фейках, флуді і треші. На що розраховуємо? Що - мабуть: на втішаючі власну амбітність преференції. Ну, словом, на ментальний профіт…
***
ХІ век. Знаменитый «квартет Софий»: в Киеве, в Новгороде, в Полоцке, в Стамбуле.
***
«Непротиворечивое высказывание не может быть истинным» (Г.В.Ф. Гегель).
Иноформа: «Закон взаимного проникновения противоположностей» (Он же).
Иноформа: «В сущности все – относительно» (Он же).
Т.е. желаешь познавать и знать что - либо на уровне сущности (а не видимости, кажимости, заблуждения, лжи, фэнтези, глюков etc.), научись мыслить (познавать и знать) предмет, объект как осуществляющееся диалектическое противоречие, как отношение противоположностей одной сущности. Т.е. как противоречие возникающее, разворачивающееся и разрешающееся.
« В сущности все – относительно»…
***
Становленння – сталість – посталість – втома (рос. – усталость)… вичерпаність поставання; знесилення; повна актуалізація потенціалу.
***
Торговля (купля–продажа) – это отягощенный превращенными формами культуры (и главной из них: деньгами) обмен. Обмен с нарастанием обмана (по мере превращения торговли в торгашество).
***
Критика – если ты поднялся до уровня критикуемого, либо, – это еще лучше, – превзошел его в том деле, за которое ты его (ее, их) критикуешь.
Если же не дорос, не дотянул, словом: «недо» – это критиканство. Это зряшная критика, это – сволочизм.
***
«Профессор спрашивает студентов:
– Что есть у человека органом любви?
Из аудитории раздается уточняющий вопрос.
– У мужчины или у женщины?
Профессор отвечает:
– Вообще-то, во время моей юности таким органом было сердце». (Прочитанное).
***
Субстанция в своем развитии есть необходимая случайность и случайная необходимость. 
***
Понимание есть смерть проблемы, задачи, загадки, вопроса etc. Непонимание есть их рождение. 
***
Чем отличается интеллигент от интеллектуала?
Тем же, чем правда отличается от истины. 
***
Размышление – духовный модус распредмечивания. 
***
Расчувствование – чувственный модус распредмечивания.
***
«Читая сегодня произведение Эвальда Ильенкова, я в каждой строке вижу его деликатную и вместе с тем беспокойную натуру, чувствую пламя души, страстное желание выразить близость земного, нерелигиозного воскресения жизни и эту нервную дрожь перед сложностью времени, приводящей иногда в отчаяние» (Мих. Лифшиц).
Ровно то же самое я сказал бы и о самом Михаиле Александровиче Лифшице. И о Генрихе Степановиче Батищеве. И о многих других. О тех, кто не был в этой жизни, в философии и.о. 
***
Можно ли сказать: «прошлое есть уход в основание»?
Можно, имея в виду, что «основание есть противоречие с определенными противоположностями» (Г.В.Ф. Гегель). В данном случае своим-иным-себя прошлого есть будущее. Это и есть основание, – отношение определенных противоположностей одной сущности; есть осуществляющееся (в стадии разрешения) диалектическое противоречие, – настоящее. В этом, – и только в этом смысле, – можно. Сказать.
***
На традиции необходимо опираться, но традициям нельзя подчиняться.
***
Предметность есть осуществляющееся диалектическое противоречие, противоположностями которого есть опредмечивание и распредмечивание (распредмечивание и опредмечивание).
***
…Окна античной культуры, и, ближайшим образом – античной философии были наглухо и жестко «заколочены крест - накрест христианством», по остроумному замечанию В.А. Босенко.
Однако же через отдельные «щели» – через массированные заимствования (разумеется, без ссылок) из Аристотеля и, особенно, – из неоплатонизма и многих прочих авторов и школ вырос и целое тысячелетие утверждался новый мировой период в развитии европейской философии – христианство. Мы не оговорились: не «философия Средних веков», но: христианство как философия. Фи-ло-со-фи-я. С главным своим первоисточником в основании: Ветхим и Новым заветом. С Библией.
…Ну не продолжать же этой грандиозной, – тысячелетней, – философской традиции перетаптываться в передней мирового философского процесса, куда ее поместили недалекие идеологические надзиратели. Церберы, служки и капо «от философии». И где они все нынче?!
***
Безучастность – способ бытия отщепенства.
***
Крупье – повар.
***
Чем, – кроме прочего, кроме того, что нет победителей и побежденных, нет фронта и тыла etc., – рукотворный Апокалипсис отличается от войны?
Тем, что любая ликвидация противника (врага) равна… самоликвидации. Бредь об «упреждающих ударах» etc. – это для законченных идиотов. А: «каждый идиот неуловимо отливает в негодяя – нечто от абрамцевской майолики» (А.М. Горький).
Через неделю-две ветер и облака принесут радиацию в «страну - отправителя». И что лучше: «сразу или помучаться»?    
***
***
Тоскливы лица без улыбки,
Занудны речи без ошибки,
Без фальши музыка на душу
Не ложится,
И лишь в тревогах и заботах
Сладко спится…
***
Идеал, проект, цель, мечта, надежда etc. – форма бытия культурного будущего.   
***
Материал есть материя (субстанция) в ее определенности. Материал преобразуется, перерабатывается, претворяется. Определенная объективная реальность становится объектом. Подобное становление одномоментно со становлением субъекта (человека, людей, человечества) переводящих сущие прежде взаимодействия (механическое, физическое, химическое, биологическое etc.) в социальные – в общественные отношения. С этого момента имеет место и время историческое измерение (хронотоп) культуры. Духовной, чувственной, материальной. Хронотоп материала субстанции (см. выше), в процессе опредмечивания-распредмечивания (распредмечивания-опредмечивания) преобразуемого, перерабатываемого, претворяемого в материал культуры, в самое культуру.      
***
Петрушки со свистком.
Один свистит с трибуны очередного съезда о том, что «через двадцать лет советские люди будут жить при коммунизме», другой жизнерадостно выдувает из того же инструменту, – свистка, – крайне жизнерадостный, и, как всегда у этих (названных и несметного количества слегка известных, либо и вовсе безвестных) свистунов – категорическую благую весь о  «конце истории».
…Ну, забава такая антинародная: посвистел – обмишурился, посвистел – обмишурился. А вокруг: толпы почитателей художественного свиста. Ценителей. И не то страшно, что слушают, а то, что с серьезными лицами…      
***
Есть модерн и есть демодерн. И – никаких премодернов и тем более – постмодернов!   
***
Творчество – это перманентный модерн. Здесь вся суть – в мере обретения творчеством формы практической всеобщности.
Свитие – это, – всегда, – демодерн. Аминь.
***
Социальная форма развития материи (социальная материя, культура) есть высшая, в смысле: последняя форма ее развития (как сознание есть последняя (высшая) форма развития отражения). В том смысле последняя, что она, – культура, – неисчерпаема в своем развитии как самое субстанция; есть иноформа, – беспредельная иноформа, – бытия субстанции. Есть творимая, сотворяемая и, – к сожалению, – вытворяемая –  человеком, людьми, человечеством субстанция.   
***
Что такое «управляемый хаос»?
Трагедия, – чужой, – страны сначала усердно создается, а затем – мгновенно капитализируется, обращается в свою пользу, в свою корысть. Теми, кто ее создал. 
***
Творчество в своей сердцевине всегда есть пресуществление: вызывание к жизни нового духовного, чувственного, либо материального предмета культуры, мерой которого есть истина, польза, добро и красота: действительно-гуманистического предмета культуры. 
***
«Кто жил, в ничто не обратится, .. причастный бытию блажен» (И.В.Гете).
Полагаю, кто не жил, но «умел жить», тоже не обратится в ничто, но: в черт-те что.
Живущий (живший) входит в историю; «умеющий жить» – вляпывается в нее.
Живущий (живший) – оставляет след; «умеющий жить» – способен лишь наследить.
У живущего (жившего) – последователи; у «умельца» – только последыши.
***
Жизнь – это перманентное рождение - умирание.
***
Есть места, но нет пространств; равно, как есть времена, но нет вечностей.
***
Извечно и довечно: вечно.
***
Культурная булимия (обжорство). Способ существования «общества всеобщего потребления». А, какие потребности, такая и культура…
***
В моєму селі, – маю переконання, що не лише в моєму і не лише в селі: є хутори, селища, міста, містечка etc., – про людину, котра не жила, але “вміла жити», після її смерті ніколи не кажуть: «вмер», але завше: «пропав»… Чи довго живе така пам'ять? А допоки не повсихають всі «золоті верби», що вони повиростали там, де проходив пропалий… 
***
Ковылял - ковылял на костылях из чужих цитат, и доковылял до … академика. Ну, строго говоря – до «академика». Справка академика (любого начальника) – это как деньги… Во-первых, – утверждают их обладатели, – не пахнут; во-вторых – любят тишину; в-третьих – не любят свидетелей и, наконец, создают иллюзию богатства их обладателя. Ибо всегда светят исключительно отраженным светом, транслируют чужие сущностные силы. Равно, как и все прочие иллюзии: ума, красоты, могущества. Даже, доброты…
Чудо. О, чудо! Сплошной праздник святого Йоргена.
***
Но деньги, денежки, дензнаки – это ведь до первой (ближайшей) денежной реформы. Или – до соответствующих законов стран хранения «заработанного непосильным трудом». Или – до судейства по гамбургскому счету.
Значит, от них необходимо избавляться столь же стремительно, как и приобретать. Как? Конвертировать во что-то более осязаемое и долговечное, чем крашенная целлюлоза с почившими в Бозе штатскими презиками. Но: богатство не купишь, здоровье не купишь, душевное равновесие не купишь, любовь не купишь, уважение не купишь, бессмертие не купишь, гробов с багажниками не бывает. Печалька…