Россия в войне с Наполеоном ч. 40

Николай Мринский
Петр Христианович Витгенштейн.


Под защитой артиллерии переправилась кавбригада Корбино, а за ней на плотах и стрелковый батальон из дивизии Домбровского. Эти силы оттеснили отряд Корнилова к дер. Стахово. Когда мосты были готовы, реку форсировала кавалерия Домбровского, кавдивизия Думерка, 2-й корпус Удино. Эти силы прикрыли подступы к переправе и овладели Зембинским дефиле, где мосты через болота остались в сохранности. Если бы Чаплиц и Ланжерон разрушили эти мосты, то французы потеряли время. Когда ген. Чаплиц подошёл к месту переправы, то встретил превосходящие силы врага, которые оттеснили его за дер. Стахово. Он послал срочное донесение Ланжерону. Последний послал на помощь только два полка, так как опасался уходить от Борисова, где ещё было много французских войск. Главные силы Наполеона, около 19 тыс. боеспособных солдат и офицеров успели переправиться. Наутро и все отставшие, больные, бросившие оружие, кинулись к мостам, и произошла страшная давка: «Первые ряды, теснимые теми, которые следовали за ними, или остановленные рекой, были раздавлены, смяты или сброшены на льдины, которые неслись по Березине», - писал Сегюр. Люди тонули в ледяной воде, пытаясь выплыть к другому берегу. Полководец П.Х. Витгенштейн действовал не лучше Чичагова. Сначала он считал, что Наполеон пойдёт на соединение с корпусами Виктора и Удино, которые занимали населённый пункт Черею. Но вскоре получил сведения, что корпуса сами ушли на соединение с основной армией Наполеона, и это утвердило ген. Витгенштейна в мысли, что французы будут пытаться переправиться южнее Борисова. Об этом он сообщил в письме Чичагову.

Витгенштейн не знал, что войска Клода Виктора отступили вопреки приказу Наполеона, который требовал удерживать свои позиции и создавать видимость наступления всей французской армии на северо-запад. Установив факт отхода неприятельских войск, ген. Витгенштейн стал медленно двигаться вслед за ними. Лишь в конце дня 15 (27) ноября он решил выдвинуть авангард к Старому Борисову, а с главными силами (около 40 тыс. чел.) идти к новому Борисову. Авангард ген. Властова, выйдя на опушку леса, через который шла дорога от Старого Борисова к Студёнке, обнаружил французов и начал бой. Это была дивизия ген. Луи Партуно, которая имела задачу удерживать Борисов до завершения переправы. Но Партуно покинул город раньше из-за появления передовых отрядов ген. Платова и Ермолова. Партуно, имея около 7 тыс. чел., в сумерках атаковал русские войска, но был отражён с большими потерями. Видя, что окружён, он послал к ген. Витгенштейну офицера для переговоров о капитуляции, а сам с частью дивизии попытался пробраться лесом к переправе, но безуспешно и был пленён. Утром 16 ноября сложили оружие и остальные французы. Только после этого ген. Витгенштейн понял свою ошибку и решил атаковать французскую армию. Адмирал Чичагов получил известие, что переправа у Нижнего Березино ложная, а настоящая расположена у Студенки. Вскоре поступил и доклад Ланжерона о действиях врага. Бывший министр морских сил России, ставший волей судьбы командующим сухопутной армии понял, что был жестоко обманут противником и немедленно выступил. 15 ноября пройдя за сутки более 30 верст, армия Чичагова снова вышла к Борисову.

Войска были измучены маршем, и им пришлось дать отдых, к Студенке направили только часть кавалерии. В итоге 15 (27) ноября французские силы переправлялись довольно спокойно. В этот день реку форсировали гвардия, 1-й и 4-й корпуса Даву и Богарне. В результате император Наполеон имел на правом берегу реки уже порядка 14-15 тыс. боеспособных солдат. 2-й корпус маршала Н. Удино защищал место переправы, а 9-й корпус Виктора удерживал Борисов. Крупные силы атамана Платова заняли г. Борисов вечером 15 ноября, а уже утром 16 числа, переправились на правый берег реки и двинулись в обход к Зембинскому дефиле. К ночи 15 ноября стали прибывать французские отставшие отряды, толпы бросивших оружие, больных и раненых солдат, гражданские с обозами. Бонапарт приказал пропускать только боеспособные, «идущие в строю» группы, повозки не проходили. Утром 16 ноября Наполеон по-прежнему удерживал за собой оба берега реки Березины. Он хотел перевести крупный обоз и корпус маршала Виктора, ещё не зная о капитуляции дивизии Партуно и считал, что у Виктора две дивизии. На правый берег перешло около 20 тыс. чел., ещё примерно столько же оставалось на другом берегу. Около 10 часов утра 16 (28) ноября Витгенштейн силами Властова наконец атаковал французов. Он обрушил огонь артиллерии по скопившимся у переправы массам арьергарда корпуса маршала К. Виктора (прикрывали переправу на восточном берегу Березины). В это же время Чичагов напал на главные силы Наполеона, уже переправившиеся на западный берег реки. На левом берегу (у Студенки) Клод Виктор, со своими чуть более 7 тыс. чел., пошёл в контратаку, но она успеха не имела.

Вслед за авангардом Властова, в бой вступила пехотная дивизия Берга и резерв Фока. Упорные бои продолжались до ночи и несмотря на численное превосходство русских, успехом не увенчались. Ночью Виктор решил отступить на правый берег Березины. Русские открыли артиллерийский огонь, который вызвал панику в толпе отступающих, люди ринулись к переправам. На мостах образовалась давка. Один из мостов рухнул. Переправа была загромождена повозками, телами замерзших. Виктору пришлось силой пробираться через эти заграждения из живых и мертвых, обнажая оружие против своих товарищей. Река была настолько переполнена трупами, лошадьми и повозками, что вышла из берегов на 25 м. Войска Чичагова 16 ноября вышли к переправе и услышав артстрельбу у Студенки, также перешли в наступление. Удар принял на себя корпус Удино. Русские войска Сабанеева во время второй атаки почти полностью перебили Висленский легион. Большие потери понесли и другие части французского корпуса. Наполеон направил на помощь Удино потрёпанные силы корпуса М. Нея, Старую и Новую гвардии. Сам Удино был ранен и заменён маршалом Неем. Местность была болотистая, что затрудняло действия конницы, поэтому русские войска смогли только потеснить французов. Вскоре Сабанеев был вынужден прекратить атаки и перейти к артобстрелу. Об ожесточённости боя в тот день показывает число раненых и убитых французских генералов в трёх корпусах - 17 чел. 17 ноября Наполеон понял, что артиллерию и обозы не спасти, и приказал К. Виктору оставить левый берег. Войска этого корпуса расчистили себе дорогу, сбрасывая людей с моста и стали переходить на другой берег.

После того, как часть войск перешла на другую сторону император приказал ген. Эбле сжечь мост. Венценосный полководец опасался, что за корпусом Виктора прорвётся и русская пехота. К Зембинскому дефиле вышли только 9 тыс. боеспособных французских солдат (почти половина из них гвардейцы), за ними следовали толпы, утратившие свою боеспособность. Французы переправились через болота и уничтожили за собой мосты. Русские войска перешли болото несколько позже, когда усилившиеся морозы сковали их льдом. На левом берегу Березины было брошено несколько тысяч ещё боеспособных французских солдат и около 40 тысяч отставших не способных уже воевать. Они были брошены намеренно, чтобы спасти тех, кто успел переправиться. Безоружные толпы, окружавшие обозы, пытались спастись через горящий мост или по льду, ломавшемуся под тяжестью тел, другие пробовали перебраться вплавь. В итоге берега белорусской реки для большинства погибших и утонувших французов стали «последней братской могилой»; другие попали в плен, часть зарубили казаки. Таким образом, в период с 14 по 17 (26–29) ноября общие потери противника в сражении на Березине достигли 50 тыс. солдат и офицеров (по другим данным 35 тыс. чел.). Причём примерно 20 тыс. было потеряно из числа боеспособной части армии, в ходе боёв с силами Витгенштейна и Чичагова. Только пленными русские захватили 5 генералов, 427 штаб- и обер-офицеров, около 23,5 тыс. солдат. Переправа через р. Березину и сопутствующие бои стали катастрофой для наполеоновской армии, и она фактически перестала существовать. Русская армия потеряла за это время от 6 до 8 тыс. чел.

На Березине Наполеону удалось избежать окружения и полного поражения, которое могло привести к капитуляции остатков армии вместе с ним. Но он смог прорваться в Литву, где находились резервные отряды, склады с продовольствием и оружием. Ему удалось сохранить костяк армии, цвет генералитета, большую часть офицерского корпуса и императорской гвардии. В итоге можно было вновь нарастить численность армии, использовав войска, стоявшие в Европе, и проведя мобилизацию во Франции. Наполеону удалось налегке вывести свои армейские остатки больше из-за ошибок Витгенштейна и Чичагова, а не благодаря своему полководческому таланту. Стечение обстоятельств и ряд несогласованных действий русских генералов спасли императора Франции. Более активные и решительные действия армий Чичагова и Витгенштейна могли привести к более блестящей виктории. С другой стороны, есть мнение, что это был лучший исход для данного сражения. Принудив Наполеона дать решающий и возможно последний бой, русские армии понесли бы огромные потери. А в результате боевых действий при Березине, Большой армии и так не стало. М.И. Кутузов сохранил солдат, решив стратегическую задачу по ликвидации войск неприятеля, с малыми потерями. Но исходом сражения на Березине были всё же недовольны и Александр I, и Кутузов, и вся российская общественность. Кутузов рапортовал царю: «К общему сожалению, сего 15 числа Наполеон переправился при деревне Студянке». «Неприятель строил мост, начал и продолжал свою переправу более суток, прежде нежели адмирал Чичагов о том узнал, хотя всё ему наблюдаемое расстояние было не более 20 верст». Всю вину за неудачную операцию при Березине фельдмаршал возложил на П. Чичагова.

Продолжение следует в части  41                http://proza.ru/2020/07/04/1834