Лексикон. К

Александр Павлов 6
ПАВЛОВ А.Н.

ЛЕКСИКОН ПРОСТЫХ ИСТИН.К.
(навеяно Г. Флобером)

Каторжники. Выражение лица у них как у висельников.
- Обладают ловкостью рук.
- На каторге встречаются гениальные люди.
Квадратура круга. Неизвестно, что это такое;
но когда о ней говорят, надо пожимать плечами.
[Флобер. Лексикон прописных истин.]


КАМЕННЫЙ ВЕК.
Каменный век закончился вовсе не потому, что в мире не осталось камней. [Шейх Ямани].

КАПИТАЛ.
Известно, что свой фундаментальный труд «Капитал» Маркс писал, как заказную работу, выполнение которой было регламентировано договорными отношениями с издательством. При этом Маркс не всегда поспевал. И вот, с одним из томов возникли трудности, из-за которых Маркс несколько раз просил передвинуть сроки сдачи рукописи. Издатель начал нервничать и, в конце концов, заявил Марксу, что, если тот в назначенный срок рукопись не представит, то он, издатель, вынужден будет обратиться к другому автору.

Поколениям, воспитанным на идеях марксизма такая ситуация может показаться абсурдной. Но она была, и издателю «Капитала» нелепой не казалась. Он считал, что эту контрактную работу мог выполнить и другой крупный экономист, а не только Маркс. Целые поколения верили «Капиталу» Маркса и, опираясь на него, пытались переделать мир. А если бы издатель не захотел ждать и действительно перезаказал книгу? Тогда, возможно, и марксизма не было бы. Потому что марксизм это ВЕРА, по крайней мере, для рядовых последователей этой идеологии, для тех миллионов рабочих и крестьян, которые не только не читали «Капитал», но и не держали его в руках.

КВАС.
Владимир Иванович и десятилетний сын известного писателя Мельникова-Печёрского в жаркий день пили квас.

– Что хорош квас?– спросил его Даль.
– Хорош, Владимир Иванович.
– А чем хорош?
– Вкусный, холодный, с эрфиксом.
– Погоди, погоди, я что-то не возьму в толк, ты что иностранец какой, что ли?
– Нет.
Как по-русски надо сказать?
– Не знаю.

Даль посла его к отцу.

Андрей вернулся.

– Теперь я знаю. Игристый квас.

– Ан врёшь! Квас ядрёный. Отец твой его с шампанским спутал.

КИРИ-КУ-КУ.
 
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!» [А.Пушкин]

КОЛЕСО.
«Вишь ты – сказал один другому, – вон какое колесо! что ты думаешь,  доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» – «Доедет», – отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет? – «В Казань не доедет», отвечал другой. [Н.В. Гоголь].

КОРШУН.
Коршуны, чайки,
Паруса туманом укрыты –
Картина порта…[Иида Дакоцу].

КОШКА.
Бог создал кошку, чтобы человек иногда мог погладить тигра [В.Гюго].

 Вдруг за низкой оградкой среди редких и уже по-весеннему выглядящих берёзок заметил чистое белое пятно. Это кошка. Тоже вышла на прогулку. Идёт спокойно. Нет-нет остановится, потрясёт лапками. Постоит, оглядится и двигается дальше. Спокойно, не торопясь. Этаким прогулочным кошачьим шагом. И тут она заметила в луже голубицу. Застыла и вся преобразилась. Лапы согнулись, тело вытянулось. Она превратилась в охотницу. Почти лежит на мелкой травке. До лужицы с сизой голубицей шагов шесть, может быть восемь. Подумал – далековато ей до добычи. Да и спрятаться, чтобы подкрасться поближе негде.

Не знаю, заметила ли её купальщица. Скорее всего – нет. А если и заметила, не придала этому значения. Животные пространство довольно хорошо чувствуют. А может она и кошку-то видела впервые. Но у охотницы была своя мера расстояний и возможностей, наверное, и опыт. Далее всё произошло молниеносно. Кошка преодолела разделяющие её от глубицы метры в доли секунды. Жертва повержена и счастливая хищница потащила добычу за пределы площадки в сторону домов.

Кроме меня, случайного свидетеля, никто не заметил этого убийства. Дети по-прежнему играли, бабуля продолжала радоваться стае голубей, которых она кормила. Я поднялся и продолжил свою прогулку.

Почти как у Э.М.Ремарка: на западном фронте без перемен.
*
Кончается год.
Уютно свернулась кошка
У меня на коленях…[Накумара Кусадао].

КРАБ.
Рокот прибоя –
Волны выплеснули на песок
Одинокую клешню краба...[Накумара Кусадао].

КРЕМЕНЬ.
Как-то заготовив сено, Кузьма погрузил большую копну на плот, да по пути и сел днищем на камень. Что делать. Ведь всё в одиночку. Залез под плот – спиной его и сдвинул. Может так, а может легенда. Но ведь легенды на пустом месте не возникают.

Принял он нас приветливо. Угостил чаем. Поговорили.
Когда закипел чайник, кто-то из якутов решил снять его и стал искать тряпицу, чтобы руки не обжечь. Кузьма ему заметил:

– Не смеши людей. Бери так. Хорошим рукам горячо не будет. А коли плохие, всё равно бери. Будут хорошие.

Улеглись под навесом. В ногах тихонько горел костёр для ночи. Три бревна, положенные углом к нам на поперечном бревне. Тепло от огня шло под навес. Задремали. Вдруг кто-то из якутов забеспокоился:
– Кажется, портянки горят.

Кузьма в ответ:
– Хорошие портянки не сгорят. А плохие – туда им и дорога. Лежите спокойно.

И мы заснули. Ночью Кузьма изредка вставал и подвигал горящие брёвна к огню. Потом снова ложился. Чутко спал, хотя за день, думаю, косой-то намахался. Да ведь и другой работы хватало. Сено ворошить, а в дождь сгребать его в копнушки. Потом по солнышку снова раскидывать. Да обиходить самого себя. Силища нужна и выносливость бо-о-ль-шая.

КРЕСАЛО.
Сергей Викторович Мейен, крупный и широко известный палеоботаник, (после его смерти мне сказали, что он из Голицыных; да, да тех самых), выступая на моей защите, сказал:
– …широкие проблемные исследования вообще характерны для русской науки, я бы назвал это даже отечественной традицией, отличающею нашу науку от любой другой.
– … он выбрал другой путь, отвечающий его научным интересам и духовным потребностям. Это тоже характерная черта отечественной науки – работать ни ради признания и получения определённого места в иерархической научной лестнице, а ради дела.

И такой оценкой я горжусь.

КРЕСТИК.
Мужик становился всё агрессивнее. Склонился надо мной. Перегаром так и несёт. Тело потно. Кожа в прыщах, какая-то серая нездоровая. Вижу у него на шее крестик серебряный на шнурке.
– Боря, – говорю, – ты в бога веруешь?
Он опешил:
– Верую. Я и крещёный.
– Вижу. Вот и крестик у тебя на шее. Может быть, по праздникам и в церковь ходишь. Что ж ты себя так ведёшь-то. Господь ведь добру учит. Главная заповедь-то «полюби ближнего как самого себя». А ты крестик одел и со злобой явился. Угрожаешь нам. Что ж ты так-то?

И, неожиданно, он притих. Как-то съежился. Хамство отлетело. Стал извиняться.

КРЕЩЕНИЕ.
Начал читать «Жизнеописание достопамятных людей земли Русской» с предисловием Патриарха Московского и Всея Руси и академика Д.С. Лихачёва. Это Житие целой плеяды русских святых и подвижников. От великой княгини Ольги до святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона.

 Княгиня Ольга родилась на псковщине. На реке Великой, по преданию, видела место, на которое падали три луча пресветлые несказанного света. Там возвела храм св. Троицы и возник город Псков. Она первая на Руси приняла православие. Её внук, князь Владимир, уже привёл к крещению всю Русь. От него православными стали и мы все. Многие века Россия стоит на том.

Псков находится на границе России с западным миром. И это тоже символично. Вспомнил строки из стихов А. Городницкого:

Всё можно отобрать, но языка
Отнять нельзя. Он не сродни латыни.
Он растворить сумеет за века
Немецкий сленг, каракули Батыя,
И греческих монахов письмена,
Церковный слог, смешав с татарским матом,
Словесности российской каждый атом
Звенит во мне, как медная струна.

И всё это к востоку от Пскова. Вспомнил, что и отец мой из этих же мест, да и мать с новгородчины, где в незапамятные времена княгиня Ольга по реке Мсте ставила погосты и межевала землю. Так что «тутошний» я оказался.

КРУГ.
«Фирма» попала под ревизию. Аудитор был строг и удивлён, что зарплата хозяина намного превышала, оклады сотрудников. Он заявил ему об этом. Ответ был неожиданным:
– Вы можете, – спросил он проверяющего, – от руки нарисовать круг диаметром два и два десятых сантиметра!

Инспектор ответил:
– Нет, я этого сделать, пожалуй, не смогу.
– А вот я могу, – ответил инженер. И такой кружок нарисовал.

Ревизор дотошно измерил диаметр в нескольких направлениях и убедился, что всё выполнено безукоризненно.

– Мои сотрудники тоже сделать этого не могут. А я, как видите, могу. Вот поэтому я получаю, намного больше, чем они.

Аудитор был повержен.

КРЫСЫ.
Мне особенно запомнился рассказ одного мужчины лет около сорока. Видно было, что в жизни он много повидал и к житейским проблемам уже относился философски и спокойно.

– Когда я служил в армии, – начал он свой рассказ, – мне пришлось заведовать армейским складом, и я часто ночевал в коптёрке. Зимой я включал на ночь электрический обогреватель, который, конечно, не обеспечивал теплом всё помещение, но около моей койки создавал довольно нагретую атмосферу и определённый комфорт. Обогреватель представлял собой кусок асбестово-цементной трубы, обёрнутый спиралью. Спираль, как в электрической плитке, раскалялась докрасна и не только обогревала мой уголок, но и «разгоняла» ночную темноту. Однажды, когда было особенно морозно на улице, я проснулся. Возникло ощущение, что мне что-то мешает. Сон мой совсем прошёл, когда я увидел, что вокруг обогревателя кружком лежали большие крысы. Они спали. Им было тепло и, видимо, довольно уютно. Они совершенно не боялись меня, и я не стал их пугать и гнать. Их кружок выглядел вполне мирным и каким-то домашним.
     Но больше всего я удивился, когда почувствовал, что две крысы устроились у меня на голове, в моей шевелюре, тогда довольно кудрявой. Наверное, им не хватило места у обогревателя. Вначале я так опешил, что чуть не запаниковал, но скоро успокоился. Они лежали тихо и мирно, не собирались никуда бежать или нападать на меня. Видимо, они воспринимали мою голову, как удобную для себя постель. При моих движениях они только ухватились ещё крепче за мои волосы. И всё.

На этом эпизоде слушатели ахнули, и раздалось несколько женских голосов:
– Господи, страсть-то какая!
– Я бы, наверное, умерла от испуга!

Какая-то старушка начала креститься.
– Господи, помилуй! Господи, помилуй!– шептала одна.

Все слушатели были в каком-то шоке. Рассказчик почувствовал это и замолчал. А потом произнёс:
– А что? Что тут такого, им же было холодно.

КРЯХТЕТЬ. 
Я недавно переезжал через Оку на пароме с каким-то барином. Паром пристал к крутому месту: надо было втаскивать экипажи на руках. У барина была коляска претяжелая. Пока перевозчики надсаживались, втаскивая коляску на берег, барин так кряхтел, стоя на пароме, что даже жалко его становилось … Вот, подумал я, новое применение системы разделения работ! Так и нынешняя литература: другие везут, дело делают, а она кряхтит.[И. Тургенев].

КУКУШКА.
В сосновом бору,
окружившем подножье вулкана,
всю ночь напролёт
в серебристом лунном сиянье
неумолчно поёт кукушка…[Вакаяма Бокусай.]

КУЛЬТУРА.
Как мало культурных людей в культурном народе!...
     Нет ничего менее определённого, чем слово – «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. [И. Гердер].

Сказано точно. Только не надо путать культуру с образованием. Образование лишь её часть. В основе культуры лежит нечто другое. Это другое, как и в науке, глубоко абстрактные сущности. Для культуры ими являются красота, любовь, добро и зло.

Исследователи проблем развития культуры отмечают, что в конце ХХ столетия вектор интересов и ценностей культуры уже смещается к эпицентру духовных потрясений современного человека. Пока это интуитивные ощущения и они состоят в том, что от судеб культуры как-то зависят судьбы человечества.

Идеи личности и идеи индивидуального и общего разума принимают за культуру человечества.

Таким образом, в современной постановке вопроса вся деятельность людей направлена на формирование культуры человечества. В этом – его будущее, в этом – его спасение.

КЮРИ.
Кюри Пьер, Curie Pierre (15.05.1859, Париж – 19.04.1906, Париж). Французский физик и химик. Получил домашнее образование под руководством отца, врача. С 1878 работает в лаборатории в Сорбонне, где вместе со старшим братом Жаком выполняет свои первые классические исследования: определение длин тепловых волн, симметрия и свойства кристаллов, магнетизм, открытия пьезоэлектрического эффекта. С 1882 преподает в Школе физики и прикладной химии, где выполнил свои исследования по магнетизму. Им были открыты ферро-, пара- и диамагнитные тела, изучены их свойства. В 1895 защищает докторскую диссертацию по магнетизму. Весной 1894 в Париже знакомится с Марией Склодовской, и 25 июля 1895 они сочетаются браком. Начинается их совместная исследовательская работа – изучение радиоактивности. В 1898 открытие новых элементов – полония и радия.
      Установлено смертоносное воздействие радиоактивных лучей на клетки живых организмов. Доказана независимость скорости радиоактивного распада от внешних условий. Это позволило рассматривать постоянную распада, как эталон времени при определении абсолютного возраста горных пород и т.п. Вводит термин «радиоактивность». Лауреат Нобелевской премии по физике (1903), совместно с М. Склодовской-Кюри и А. Беккерелем. В своей Нобелевской лекции Пьер Кюри говорил «… В преступных руках радий может стать весьма опасным, и мы можем теперь задать себе вопрос, выигрывает ли человечество от знания секретов природы, достаточно ли оно созрело, чтобы пользоваться ими, не принесёт ли ему вред это знание. … Я склонен придерживаться точки зрения Нобеля, что человечество извлечёт из новых открытий больше хорошего, чем плохого. …».