Вагонные записки, продолжение

Александр Тропин 2
                Разговор начистоту
     Попутчик разоткровенничался.
     Будучи в своё время студентом, я свои душевные переживания переносил довольно легко. Я привлекал к участию бабушек незнакомых. Недалеко от института есть замечательный дендропарк. Там много всяких экзотических деревьев и растений. В этот парк ходят гулять жители прилегающих районов. Парк очень удобный: много скамеек, аллеи неширокие, кусты достаточно густые чтобы скрыться от любопытных взоров. Когда у меня было муторно на душе, из-за какой-нибудь душевной раны, я шёл в этот парк. Находил одиноко сидящую старушку незнакомую и подсаживался. Заводил разговор. Поскольку я не просил денег и не навязывался в знакомые, то вскоре неприязнь сменялась доверительными отношениями. Вот этой бабушке я и выкладывал, что на душе наболело. Она сочувствовала мне, успокаивала, давала советы. Причём это были советы по делу и в точку. Не так как поп на исповеди, на все разнообразные проблемы прихожан отвечает однообразно. Молись, бог простит.
    И знаешь, мне становилось гораздо легче от таких бесед. Уходил успокоенный, да ещё зачастую с хорошим советом.
     Я бы ввёл в России такой день, хотя бы раз в году, наподобие маскарадов в Бразилии. В этот день все выходят на улицу и незнакомым людям рассказывают свои беды. А тот советует, что знает из своего жизненного опыта, или хотя бы говорит фразу «ЧУЖОЕ ГОРЕ – АМ». Думаю, на пищеварение это не отразится. Под этим девизом и нужно проводить этот день. Так, наверное, он и будет называться. Это будет, по-моему, день лучше, чем день прощения. Он, день прощения, должен быть и хорошо, что он есть. Но в день прощения просто просят прощения, а тут помогают советом. Хотя бы сочувствуют.  И это очень здорово.

                с.  Азигулово

Рассказывает весёлый молодой паренёк.
Есть на Урале в Башкирии, на границе с Татарстаном село Азигулово.
          Довелось работать там в студенческом стройотряде. Точнее не в самом селе, а рядом есть хутор, даже не хутор, а маленькая деревенька. Я и название её не помню. На краю той деревеньки стояла маленькая деревянная больница, окон на десять, не более. Наш стройотряд подрядился сделать в ней ремонт. Побелить потолки, поклеить обои, полы покрасить…, не в этом суть.
Как водится, к ремонту из больницы выписали всех больных. Вернее, хотели всех. Но одна женщина – лежачая, одинокая – так и осталась в дальней палате лежать.  Никто из обслуживающего персонала не захотел её брать к себе. В больнице было холодно – в советское время не было тёплых больниц. Женщина лежала укутанная всяким тряпьём, в воздухе висел запах мочи – впечатление тяжёлое. Раза три в день к ней приходила медсестра. Приносила поесть, меняла ей бельё и уходила. Мы старались не шуметь, работали в одном конце больницы. Когда сделали больше половины, под руководством медсестры перетащили эту женщину в уже отремонтированную палату.
Практически тогда и увидели её первый раз. Потухшие глаза, желтушный цвет лица, но руки у неё работали, и она пыталась приподниматься.  После новоселья женщина даже повеселела.
Мы продолжили ремонт в остальной половине здания. Работали обычно весь световой день. Вечером нас забирала машина и отвозила в Азигулово  на основную базу стройотряда. Там ужинали и до двух- трёх часов ночи веселились. Кто был в стройотрядах, знает.
База наша была расположена на окраине села, в школе, так что мы никому не мешали. Утром, по темноте ещё, нас будили, кормили завтраком, давали паёк на обед и увозили на ремонт больницы. Наработавшись и поев в обед, мы, обычно, дремали на солнце как воробьи. Так делал и я. 
Но жалкий вид женщины, необычная для деревни ситуация, чтобы человека не забрали домой на время ремонта, и природное любопытство привели меня к ней в палату. С собой я принёс оставшиеся после обеда конфеты.
 - Здравствуете! Как вы тут в свежеокрашенном помещении? Запах краски донимает?      
    - Ничего, терпимо, я не избалована.
    - Я конфет вам принёс.
    - Ой, да не нужно было.  Вам, молодым, больше требуется, я не голодная. Спасибо!
На второй день я заглянул снова в её палату, увидев приветливые глаза, понял, что ей хочется говорить, общаться. Приношения мои её совсем не интересовали. Принесённую колбасу категорически отвергла.
     На третий день она меня уже ждала. Встретила улыбкой от порога. Я принёс яблоко. Она попросила почистить. Брала кусочки своими руками и ела. Вдруг лицо её сморщилось, и она заплакала. Я, как мог, пытался её успокоить. Справившись немного с собой, она поведала мне свою историю.
    Жила она в деревне с самого рождения. Парни и девчата уезжали в города, к лёгкой жизни. А она осталась, так как была единственным ребёнком, а родители престарелые. Жизнь в деревне тяжёлая: пока скотину накормишь, по дому управишься, дрова, вода. Летом заготовки всякие, зимой со снегом борьба. Время летит незаметно.
    Похоронила родителей, и так одиноко стало на этой земле. По осени в деревню приехали шофёры – шефская помощь в уборке урожая. Молодые, весёлые – в кино ходили. Вот и зазвала одного в гости. В деревне все заборы с глазами – боялись. Украдкой приходил ещё пару раз. Вот эти несколько ночей и всё её бабье счастье в жизни было. Уехали.  Парень вскорости и писать перестал.  Родила. Мальчишка рос крепкий, смышлёный.
    То ли наследственность была плохая, то ли сказалось, что зачали в грехе, второпях, без светлой мечты, но со временем, стала замечать странности у своего ребёнка. Физически был здоров, а вот какая-то куманиха нападала иногда. Например, сядет у окна и сидит, смотрит на снежинки или на дождь. Может полдня — вот так просидеть. Подойдешь, тронешь за плечо – он как будто проснётся. Это старику гоже, а парню десять лет. Ему в лапту бы играть целыми днями. Гнала от себя дурные мысли. Тем более, так было не часто.
     Первый раз сердечко ёкнуло, когда поймала на себе его внимательный взгляд во время уборки. Он сидел, делал уроки, а сама, подоткнув подол, пол мыла. Ноги, понятно, голые. Подол выше коленок. Вот на мои коленки он и смотрел не мигая.
     Второй раз увидела, как он глазами мне в грудь упёрся, когда принимала сено с сеновала. Жарко было, на мне платьице легкое, с вырезом глубоким. Он сверху и уставился в этот вырез. Надо было накричать тогда на него. Потом уже, поздним умом подумала. А тогда ничего не сказала. Было ему уже двенадцать лет.
    В зимний холодный вечер он напросился к ней в постель погреться. Не пускала, но он сказал, что поговорить хочет. А разговор начал о том самом. С девочкой если встречаться жениться надо, а ему уже хочется… и так далее. Вытолкала с кровати, настыдила, как могла.   
     На другой день сбегала в соседнюю деревню, в своей-то разговоров боялась. А в соседней была подруга хорошая. Та подруга многим женщинам гадала всякое, да снадобья знала. Вот ей и открылась. А разговор не получился. Подруга стала меня обвинять. Вот, ходишь, дескать, два кольца на одной руке носишь. Вот и причина. Странно так поговорили. И вправду, после похорон родителей, два кольца на одну руку как одела, так и не снимала. Но причём тут кольца-то, думала тогда.
    Отпросилась в колхозе, повезла своего сына в город к врачу. Тот всё выспросил сначала. С сыном тоже долго беседовал. А потом зазвал меня в кабинет и сказал так:
 - Хочешь, чтобы сын рядом был – будь ему любовницей. Со временем ему всё равно молодые интересней будут – освободишься. Или отправляй его в интернат. Третьего, как говорится, не дано.  Уехала ни с чем. В интернат отправлять жалко, ему всего-то тринадцать лет. Уступила. Стали мы … как бы это сказать? Ну, в общем, понял ты меня…
    Но не сдалась я окончательно. Всё ездили мы в город, искала я врача хорошего. Всем говорила, что больной у меня сын – так и было в самом-то деле. Только кому об этом скажешь. Промаялась так четыре года.
И как-то в городе – движение сильное было, а нам, деревенским, и так-то непривычно, а тут торопились ещё сильно – на автобус опаздывали – вот и выскочили на проезжую часть дороги, не посмотрев. Автобус я краем глаза увидела и успела отпрянуть назад. А сын за мной был, и уже отскочить не успел. Ему колесом прямо по голове. Сразу покойник, не мучился. А у меня облегчение на душе. Я, кажется, даже улыбнулась. В следующую секунду я в плачь, кинулась и завыла как волчица. Но вот ту мимолётную радость простить себе не могу до сих пор. Как в тумане, как будто это не со мной происходило.
    Похоронила сына рядом с родителями. А у самой всё вкривь, да вкось пошло. У подруги из соседней деревни потом подробней выспросила, что такое два кольца на пальцах носить. Она и пояснила, что кольца – это, как символ женского. Палец в этом случае, как символ мужского. Потому и надевают кольцо на палец во время свадьбы, как обещание будущей близости. Одно кольцо и должно быть, а я, дура, одела два – вот и получила. Тот шофёр, от которого забеременела – одно кольцо. А второго сама наколдовала тем, что носила, сама надев. Тем более что кольца были родительские, уже со своей историей и своей памятью.  Так мне подруга объяснила. После этого разговора совсем мне тошно стало землю топтать.  Скотину всю извела быстро. Питалась только овощами с огорода. Потом какая-то хворь приключилась. Вот всё никак не могут вылечить. Может быть, и сама не хочу уже выздоравливать.
  Помолчав немного, добавила уже каким-то изменившимся голосом:
- Устала я, пойди уже к своим. Я вышел. Вечером мне веселье на ум не шло.
  На следующий день её обнаружили мёртвой в своей постели. Лицо было кроткое и спокойное. Медсестра сказала, что видно умерла легко, без боли, как уснула.


                «Слава тебе, Господи, что мы казаки»
                Казачья присказка
 
Рассказывает седоусый мужчина, атаман у Печорских казаков, как оказалось позже.
Сцена у церкви, на торжество. Казаки стоят у входа в ограду. Проходят двое. Пьяненькие, разговорчивые:
-  О, казаки! Вы, какие казаки? Кубанские?
-  Нет, не кубанские
-  А! У меня дед кубанским казаком был. А вы значит ряженые!
-  Нет. Мы такие же казаки как твой дед был, только сибирские. А ты вот пьяный в церковь идёшь. Деду было бы стыдно за тебя. Мы с тобой точно разные люди.
Но эти двое уже не слушали.  Радостные от того, что обозвали казаков ряжеными, пошли в церковь. Есть от чего радоваться. Повторили то, что твердят с экранов.
Много славных страниц вписало казачество в историю русского государства.  Вольные казаки, не признававшие над собой никакой власти, кроме атаманской, уже только тем, что существовали в Диком поле, были щитом земледельческой Руси от полудиких кочевников. В дальнейшем казачество было привлечено на службу Царю и Отечеству. Казаки охраняли границы государства, осваивали новые земли. Со времён Ивана Грозного, за неполные 70 лет дошли до берегов Тихого океана. Только сейчас начинаем понимать значение этого. Золото, алмазы и прочие богатства вместе с чистым воздухом, водой и пищей есть в Сибири.  Есть где обитать нашим потомкам. Но Сибирь, втихую, завоёвывают китайцы. Об этом молчат наше правительство и СМИ.
Казачье воинство было непобедимо. Организаторы Революции никогда бы не победили в гражданской войне, если бы не смогли разделить казаков на красных и белых. Разделили и стравили друг с другом.
Не нужно повторять ошибок. Их нужно изучать. Для этого нужно перестать прожигать свою жизнь, а начать думать.
Да, казаки ходят в форме, соблюдая традиции. Наши деды и прадеды ходили в форме. Форму шьют на свои деньги. Конечно, нынешние казаки только пытаются возобновить старые традиции. Мы сами знаем немного. Может быть, кто-то может рассказать что-нибудь интересное? Приходите, послушаем.
  В Печоре есть казачий хор «Раздолье». Он часто выступает на сценах города. Ездит на гастроли по городам Коми. В хоре не хватает молодых голосов. Может быть, кто-то из читателей хочет участвовать в работе нашего хора. Ведь хоровое пение даже помогает нервы восстанавливать. Наведите справки через «Досуг» и приходите на прослушивание. Коллективная задушевная песня сродни молитве.
В 23 лицее создаётся казачий кадетский класс. Кадетам преподают историю отечества, приёмы с оружием, строевую подготовку и другие военные предметы. Может быть, у тебя подрастает сын, и ты хочешь, чтобы он вырос мужчиной?
Старшее поколение помнит, что в то время не служить в армии считалось позором.   Какая-нибудь острая на язык девчонка, спросит у такого:
-  Ты в армии не служил? Дефектный что ли?
За годы Великой Отечественной войны погибло около 30 млн. наших соотечественников. В среднем по 6 млн. в год. В сегодняшней России убыль населения составляет 1 млн. в год. Тогда была война, а сейчас, что? Об этом молчат.
В нашей стране огромные запасы сырья, дешёвая рабочая сила, умнейшие учёные, а народ, в большинстве своём, влачит жалкое существование. Это пытаются как-то объяснить. Правые говорят, что это болезни роста. Левые говорят, что обычное явление при капитализме. Но всё гораздо проще. В нашей стране совершено грандиозное преступление. Признаки преступления налицо.
Народ ограбили. Когда ищут преступника нужно проверить тех, в чьих интересах совершено преступление. Кто стал богатым в результате перестройки? Ведь раньше, высокопоставленный вор, куда мог вложить свои «честно заработанные» деньги? Купил квартиру, машину, дом?  И всё. Даже при покупке этого могли на партсобрании спросить, откуда деньги. Вот хозяева жизни и задумали перестройку. Вор он и есть вор. Психология у него особенная. Побольше хапнуть, подальше спрятать. Вот и потекли деньги за границу.
Заметил ли ты, как телевизор зомбирует тебя и детей? Выключи его! А лучше слушай и учись понимать то, что говорят между строк. Ведь в передачах иногда участвуют умные люди. А бывает, что кто-нибудь знающий оговорится и выплывет правда, которую скрывали.
Много неудобных вопросов и ответов на них знает казачество, но замалчивание, травля, насмешки, даже убийство лидеров делают их изгоями в своей стране.
  Видимо, кому-то важно, чтобы люди сидели по норам, в кустах? Не общались, не передавали друг другу «не удобные» новости? Может быть, стоит сходить и познакомиться, хотя бы для того, чтобы составить своё мнение. А не повторять как попугай за диктором телевизора «казаки-ряженые».
Мне странно видеть, что демократии нас учат лидеры страны, в которой коренное население загнано в резервации и до сих пор не выпущено. Я имею в виду Америку. 
Казачья история сохранила истинно демократические принципы. Ведь к казакам шли за волей. А им самим приходилось постоянно воевать. А войско без дисциплины не простоит и дня. Как было совместить, казалось бы, не совместимое. Выработали со временем казачье уложение.  Атамана выбирают по сердцу, кого мог бы своим отцом назвать. Атаман, когда принимает этот пост, так и говорит:
- Я ваш отец – вы мои дети. А уже атаман сам назначает исполнителей. У исполнителей уже нет обязанностей кроме отчёта перед атаманом. Они могут поддерживать жёсткую дисциплину. Исполнители это: кошевой атаман – главный финансист, если переводить на современный язык; товарищ атамана – доверенное лицо атамана, отвечает за внешние связи; походный атаман – это центральная фигура в военном деле, да и не только в военном. Он и молодёжью занимается и эскадроны формирует, и в бой он поведёт, если понадобится. Вот вам образец настоящей демократии. Простой народ – казаки – могли на любом круге сместить неугодного атамана. А новый атаман мог назначить других исполнителей, а мог и старых оставить – ему решать. Так и жили.
       Думаете, почему возле королей и царей всегда шут находился. Скажете - для веселья. Это верно, но только отчасти. Главное назначение шутов говорить правду царю. Ведь, когда у человека неограниченная власть он может и дров наломать. И никто его вовремя не остановит – кругом одни подхалимы. Вот и нужен человек, который в шутливой форме может возразить царю. Говоря современным языком, у каждой власти, как у механизма, должна быть обратная связь. В настоящее время это могут быть средства массовой информации, если бы они были действительно независимыми.
Возможно, найдётся сильная партия, которая может возразить властям?  Вот прошли выборы. Что они дали? Народ опять завели в тупик, мало кто понял, что произошло. Это были выборы в Госдуму. Нужно было выбрать партию, которая будет определять направление движения страны ещё 4 года.
СПС хотел пустить в страну иностранный капитал.
Коммунисты – национализировать основные отрасли.
Только ЛДПР предоставила полную, развёрнутую программу, но свежа в памяти ситуация, когда Жириновский предал народ, не проголосовав за недоверие Ельцину.
Хуже всего было у партии начальников – Единой России. Не было программы, да и поддержки в народе не было. Придумали хитрый ход - выставили беспартийного Путина как щит. Народ так и говорил – идём за Путина голосовать. Вместо выборов партии прошёл референдум по легитимности Путина. Конечно, это первый лидер страны, после Ленина, за которого не стыдно. Вот и выбрали партию, которая будет продолжать старый курс. Свой фонд размещать за границей, вкладывая в чужую экономику и призывать при этом:
 - Вкладывайте кто-нибудь в нашу экономику.  Вот так и живём.      
  Седоусый замолчал и долго смотрел в окно поезда.