Лексикон. И

Александр Павлов 6
ПАВЛОВ А.Н.

ЛЕКСИКОН ПРОСТЫХ ИСТИН.И.
(навеяно Г. Флобером)

Иероглифы. И подумать только, что находятся люди, которые их понимают!
- В конце концов, может быть, это просто шутка.
Изобретатели.Умирают обычно в больнице.
- Их открытиями пользуются другие, что несправедливо.
[Флобер. Лексикон прописных истин.]

ИА.
Доброе и милое создание. Немножко растяпа. Даже не заметил, что
потерял свой хвост
– Доброе утро, Иа.
– Доброе утро, Винни-Пух. Если оно вообще
доброе, в чем я лично сомневаюсь.
– Как поживаешь?
– Не очень, как. Я даже думаю, что совсем никак.
– Это почему? Что с тобой?
– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут...
– Чего не могут?
– Веселиться, петь, плясать.

Не беда, да-да-да, и тому подобное.
– Ой! Что это случилось с твоим хвостом?
– А что с ним могло случиться?
– Его нет.
– Ты не ошибся?
– Хвост или есть, или его нет совсем. Тут нельзя ошибиться. [мультфильм].

ИВ.
Несет нам радио известье
Что не во сне, а наяву
Сам Ив Монтан с супругой вместе
Летит в Советскую Москву….
Сам Ив Монтан! Певец Парижа!
Дитя французских молодцов!
«Ведь он Шаляпина не ниже»,
Как объяснил нам Образцов….
Выходят – вот они, Монтаны,
Вот Ив, а рядом – Синьоре….
Бегут какие-то актеры,
За ними фоторепортеры,
И кажется, со всех концов
Бежит к Монтану Образцов. [Вл. Поляков].

ИГРА.
Что наша жизнь? Игра!
Добро и зло, одни мечты.
Труд, честность, сказки для бабья,
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,
Сегодня ты, а завтра я.

Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи,
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня, кляня свою судьбу [А. Пушкин].

Весь мир – театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль [У. Шекспир].

ИЖИЦА.
«Ижица» выглядела, как римское «пять» (V), и чем-то немного напоминала перевернутый кнут. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. «Прописать ижицу» означало выпороть, выдрать, а в более широком смысле – устроить кому-либо головомойку, крепкий нагоняй. Хорошо жить без ижицы. Пропади она пропадом.

В тоже время этим символом обычно обозначают ПОБЕДУ.

ИИСУС.
Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ.

И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. [От Иоанна,. Гл.11, ст. 51, 52].

Смерть объединяет живых.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. [От Иоанна, Гл.13, ст. 34].

ИКАР.
Полёт к солнцу, к звёздам. Человека всегда тянуло в космос. Наверное, потому, что он сам его часть и соткан из космической материи.

«…Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, – уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал – и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море – лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах. [В. Смирнов. Герои Эллады].

ИКС.
Мистер икс.

Да, я шут, я циркач…
Так что же?
Пусть меня так зовут вельможи,
Как они от меня далеки, далеки,
Никогда не дадут руки.

Смычок опущен,
И мелодия допета,
Мой конь, как птица,
По кругу мчится.

Дождём душистым на манеж
Летят букеты,
Но номер кончен и гаснет свет,
И никого со мною рядом нет [О. Клейнер].

Х – обозначение неизвестной величины в математике. Неизвестно что! «Царь посылает за Андреем. Сослужил ты мне две службы, сослужи третью: сходи туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Сослужишь – награжу по-царски, а не то мой меч – твоя голова с плеч». [Русская народная сказка].

Царь (Федоту- стрельцу)
Исхитрись-ка мне добыть
То-Чаво-Не-Может-Быть!
Запиши себе названье,
Чтобы в спешке не забыть!
А не выполнишь к утру –
В порошок тебя сотру,
Потому как твой карахтер
Мне давно не по нутру!
Так что неча губы дуть,
А давай скорее в путь!
Государственное дело –
Ты ухватываешь суть? [Леонид Филатов].

ИНЬ–ЯН.
Инь и ян: хаос и порядок.

      Концепция инь и ян – двух противоположных и взаимодополняющих начал – пронизывает всё в китайской культурной традиции, от системы управления государством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. …
      Инь-ян стали настолько тесно ассоциироваться с «китайской тематикой», что воспринимаются как некие имплицитно присущие ей начала. Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами как внешнего мира, так и мира внутри себя. [А.А. Маслов].

В современной науке хаос и порядок это энтропийные понятия. Наряду с разрушением, ведущим к хаосу, существует самоорганизация, создающая порядок. Один порядок превращается в хаос, чтобы из него возник новый порядок. Так устроен мир. В этом заключена идея его развития. Наверное есть какой-то глубокий смысл в выражении – чем хуже, тем лучше.

ИСААК.
– Эй, Исаак, просыпайся! Давай, вставай! Хватит дрыхнуть.
Толкают в плечо, тормошат.
Взъерошенная голова. Глаз два выката. Обалделый со сна взгляд. Заругался:

– Чего разорались-то. Зачем будите?
– Ты что в институт не идёшь?
– Как не иду? А вы?
– Мы-то на первую пару не пойдём. А может, и вообще сегодня отоспимся. Засиделись за картами.
– А? Ну да. Тогда спасибо. Да ведь на улице ещё темно.
– Темно. Забыл что ли, ведь зима. Давай быстрее, опоздаешь.

Исаак вскакивает. Одевается второпях и бежит к дверям.
– Не забыл, живём на Малом-40. Идти быстрее, чем ехать. Ноги в руки и пошёл.
– Ладно уж, помню.

Выбежал на улицу. Народу никого. Добегает до проходной на 21 линии. Закрыто. К главному входу. Закрыто. Увидел – этажи во мраке. Заподозрил неладное. Снова на 21 линию. На больших уличных часах два. Ночь. Ах, за-ра-зы:
– Подшутили. Сволочи!

Бросился обратно. В общежитие впустили со скандалом. В комнате мирно спали.

Таким он и остался в нашей памяти, добрый, безалаберный и немного смешной в своей серьёзности.

ИСКРЫ.
В каждом человеке есть искра Божья. Откуда она берётся, кто её высекает? Кто является источником этой искры? Чтобы из неё появился огонь, необходим трут. Кто является его носителем? Речь идёт о людях, которые могут быть и кремнем, и кресалом и трутом. А могут и не быть. Есть над чем задуматься. Это философско-психологическое феномен.

Как-то я спросил Алексея:
– Как тебе удаётся создавать такие полотна без эскизов? Вот так сразу начисто, без помарок.
Ответ его был простым и обезоруживающе ясным:

– Я ставлю на чистом листе точку. Потом раздумываю, куда и какого цвета тянуть от неё линию. Она заканчивается. И я снова размышляю и веду другую линию. Постоянно выбираю направление и цвет. Я не задумываюсь, что получится, и какой будет результат. Он где-то у меня внутри, подспуден. Как северные русские хоры. Полная свобода всех голосов. Импровизация каждого вяжется многократно и многообразно в соответствии с общим многоголосием. В этих хорах нет видимой причинной связи. Звучание как бы причин не имеет, но они и не случайны. Причина есть. Это нечто целое – будущее произведение, которого ещё нет, но оно создаётся в процессе пения. Хор конструирует некий музыкальный Символ – неслиянного и неразделимого. Похоже на музыкальный орнамент. Своего рода спиритический сеанс. Невозможно объяснить. Всё происходит изнутри, как бы само собой. Какая-то магия.

ИСТИНА.
« …каждый, кто осмеливается взять на себя роль судьи во всем, что касается Истины и Знания, терпит крушение под смех богов».[А. Эйнштейн].

Жаль, что многие, в том числе и учёные мужи, этого не понимают. А вот Понтий Пилат понимал:

Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему: что есть истина? И сказав это, опять вышел… [От Иоанна. Гл 19ст. 37, 38].

Замедте, что у Иоанна написано: «Пилат сказал», а не Пилат спросил. Возможно, он при этом даже пожал плечами, как бы говоря тем самым – кто знает?

ИЩИТЕ, ДА ОБРЯЩЕТЕ.
 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите и отворят вам;
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. [Евангелие от Матфея. Гл.7.Ст. 7,8.9, 12].

ЙОГА. 
Понятие в индийской культуре, означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма.  За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами – физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.
 Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим.[Р.Грегори]. Насколько велика эта степень веры?

Ум – это не орудие познания, а лишь организатор знания.
Знание приходит из другого источника. [Сатпрем].

Из этого фундаментального положения следует парадоксальный, на первый взгляд, вывод, что вмешательство ума неизбежно приводит к ошибкам. Наверное, поэтому
история науки – это история наших заблуждений.