Председатель-5

Иван Горюнов
На планёрке той, первой, речь шла о подготовке к посевной, апрель на дворе, митинговали больше месяца, а  сев – он вот уже, скоро на боронование выезжать. Справились мы со всеми делами посевными, впереди строительный сезон, планов много, надо думать, как их в жизнь воплощать. Собрал правление колхоза, рассказал о планах своих, о деньгах, которые нужны были для этого. Срочно надо было строить дом большой семье Сариевых,  все они работали в животноводстве,  бывший председатель решил им дом построить, старый снёс, а новый так и не построил, прожила семья Сариевых всю зиму в наскоро утеплённом сарае. Много было молодых семей. Бондаренко Володя, Озёрский Виктор – отличные механизаторы, живут с родителями, приезжие, семья Калужских, Анатолий – первоклассный плотник, жена – учительница, тоже без жилья. Есть семьи почётных колхозников, живущих в домах тридцатых годов постройки. Много, очень много строил Павлов, Но квартир не хватало. Что делать? Где взять стройматериалы? Павлов при поддержке Коваленко Виктора Игнатьевича привлёк для строительства домов СМП-204, мощную, по тем временам, строительную организацию, Миняев же ничего не сделал, чтобы удержать её в колхозе. Мне ничего не оставалось делать, кроме того, как строить своими, колхозными силами или искать новых подрядчиков.

 На заседании правления я предложил утвердить мои предложение о создании собственной строительной бригады. И где же мы возьмём таких строителей?  А вот кому нужно жильё, тот его и будет строить. С ребятами  уже говорил, они согласны, механизаторов найдём, а за год они стены и крышу поставят, платить им будем, материалы найдём. Мечтателем меня назвали заматерелые члены правления,  но программу и сметы утвердили.

 И ещё одно новшество утвердили: председательский фонд. Что это такое? Я им честно и прямо всё объяснил: поиски материалов, леса, кирпича, цемента требуют денег на мясо и прочие материальные затраты, которые надо  в виде подарков, взяток, по-честному если, преподнести владельцам или распределителям этих самых стройматериалов. Обманывать, ловчить я не умею, а без взяток и думать нечего про планов громадьё, потому, чтобы угощать этих самых владельцев и распределителей – зарплаты моей не хватит, а мне тоже жить надо и семью кормить. Поспорили члены о размере фонда, но утвердили, тем более, что я и не настаивал ни на какой конкретной сумме, сколько утвердите, столько и будет, я буду отчитываться перед вами о том, как и куда я трачу эти деньги.

Но, как говорят в народе, беда одна не приходит. Работал у нас на подкормке озимых самолёт АН-2, "Аннушкой" его называют. Руководил этой работой аграном-семеновод, Дорноступ Александр Николаевич, тот самый, должности  председателя сельсовета лишившийся, как он считал, из-за меня. Закончились работы, улетела "Аннушка". Еду я на УАЗике с полей, вдруг по рации Гуля, секретарь- машинистка, мне передаёт, что коровы падать начали на водопое. Падают, воды попив, пена изо рта, бьются в конвульсиях. Рации были у всех специалистов, я передал по рации, чтобы срочно собирали  забойщиков скота, всех, кого кто знает, и ехали к водопою. Успели зарезать тринадцать голов, остальное стадо в голов триста, отогнали от воды.

 У самого водопоя была взлётная полоса для «Аннушки». Удобрения там засыпали, воду заливали в самолёт. Не убрали рассыпанный мешок удобрений, коровы приняли белый порошок за соль, нализались, воды попили и…отравились. Ядом становятся удобрения при соединении с водой. Так решила прокуратура после разбирательств многодневных. Ну а мне как поступать с Александром Николаевичем? Умышленно или по разгильдяйству удобрения не убрали, а он не проследил за этим? Как решать? Детей двое у него, жена на почте работает, мама старенькая, как отдавать его под уголовную статью.? Мало-мальскую сумму выручили мы с мяса забитых коров, на корм собакам его взяли в тюрьме какой-то.

Уговорил я начальников местных закрыть дело уголовное, наказали  меня по партийной линии, Александру Николаевичу выговор  объявил, треть зарплаты  он в счёт ущерба внёс. Пригодился и фонд председательский, но явно не по назначению использовался мною, члены правления уведомлены были.