Лексикон. Ж

Александр Павлов 6
 

ПАВЛОВ А.Н.

ЛЕКСИКОН ПРОСТЫХ ИСТИН. Ж.
(навеяно Г. Флобером)

Железные дороги.- Если бы Наполеон  имел их в своем  распоряжении, он
был бы непобедим.
- Восторгаться  изобретением их  и говорить:  "Я, милостивый государь,
собственной  персоной был сегодня в городе X., исполнил там все  свои дела и
т. д. и в десять часов вернулся".
Желудок.- Все болезни - от желудка.
[Флобер, Лексикон прописных истин]


ЖАДИНА.
«Жадина-говядина, пустая шоколадина, сосисками набитая, на меня сердитая». ...

«Жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест».

Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине… А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, – всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве.[Н.В. Гоголь].

ЖАЛЬ.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом. [С. Есенин].

«Маманя, вы меня оденьте в зелёную юбку, в энту, какая с прошивкой на обороте… Гриша мой любил, как я надевала».

Прощаясь с детьми, Наталья передает сыну свою последнюю просьбу: «Мамынька, когда лежала в горнице… Когда она ишо живая была, подозвала меня и велела тебе так: «Приедет отец — поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас». [М.Шолохов]. (Жалеть означает любить)

ЖАЛАННЫЙ.
Так называла меня моя бабушка, когда я бывал у неё в гостях. Это новгородское слово, которое, как я сегодня понимаю, означает любимый и одновременно того, кого очень желают видеть, ждут с радостью. Бабушка любила нас, своих внуков. Хорошее это слово, очень ласковое.

ЖЕЛЕЗО.
Символ твёрдости. Сегодня не очень понятно почему, хотя догадаться можно. Расплавленное железо – это уже желе или что-то вроде густой жидкости.

      «У моих знакомых явились новые книги: толстые тома Редкина, ещё более толстая «История социальных систем» Щеглова, «Капитал», книга Лохвицкого о конституциях, литографированные лекции В. О. Ключевского, Коркунова, Сергеевича.

Часть молодежи увлекалась железной логикой Маркса…» [Горький].

Железный век. Железная воля. Железные мышцы. Железный конь. «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке». [Ильф и Петров].

ЖЕНИХ.
И тут Миша неожиданно заявляет, что они со Светой решили пожениться. Пошли в Краснодарский ЗАГС. Они как жених и невеста, я с Сергеем как свидетели.

В ЗАГСе сходу не регистрировали.

После недолгих разговоров заведующая ЗАГСом сказала:
– Ну что ж, мне более или менее всё ясно. Пишите заявления.
Она положила их в папку и объявила, что они могут приходить через две недели. Миша хотел что-то сказать, но заведующая твёрдо заявила:
– Таков общий порядок.
Договорились, через две недели встретимся со Светой в Краснодаре. Она обещала прислать Мише свою фотографию в письме (он очень просил её об этом). Через два-три мы отбыли в Майкоп. Прошла неделя. Миша весь в ожидании, считает дни, постоянно бегает на почту, ждёт весточки. Наконец, получает письмо. В ней прекрасная фотография и листок – что-то вроде короткой записки, приблизительно такого содержания:
– Миша! Как ты просил, высылаю тебе мою фотографию, чтобы не забывал меня. Но должна тебя огорчить. В ЗАГС я не приду. Чувствую себя очень виноватой. Ты уж прости меня. Я тебя не люблю, и согласилась на регистрацию только с целью получить московскую прописку. Потом я бы тебя бросила всё равно. Просто захотела устроиться в Москве. Ещё раз прости. Привет ребятам. Надеюсь, и они меня тоже простят.

Миша Зарипов проработал у нас ещё один полевой сезон. Всегда заглядывался на красивых молодых женщин и при этом любил приговаривать:
– Королева! У меня бы вся в золоте ходила. Королева!
Женился на какой-то молодухе, кажется, из Хосты и увёз её в Москву.

Про Свету рассказывали, что, после института, она уехала учительствовать к себе домой – в пос. «Горячий Ключ», недалеко от Краснодара, в горах. Вроде была замужем, но неудачно.

Вот так распорядились небеса.

ЖЕНЩИНЫ.
Слушалось дело о разводе. Муж истец. После зачтения иска судья пригласила жену прокомментировать суть дела. Ответчица очень тепло говорила о муже. Ни одного слова упрёка или осуждения. В заключении она сказала:
– А сегодняшний суд – это просто недоразумение. Какой-то временный сдвиг в сознании, что ли. Девочка, которая сейчас сидит рядом с ним, чужой ему человек. Думаю, она его скоро бросит и забудет. А мы с ним уже давно родные люди. Нет смысла разводить нас здесь в суде. Он все равно ко мне вернется.

Где-то внутри она простила его как малое любимое дитё, которое попало в нелепую и неприятную, может быть, опасную для него историю, в которой оно ничего не понимает. Ни слова о себе, своих обидах, переживаниях, своей трагедии, наверное, бессонных ночах, слезах в подушку. Ни слова.

Зал затих. Судьи вышли для принятия решения. Оно было чётким и простым:
– Иск отклонить. В разводе отказать.

Суд закончился. Присутствующие в зале стали расходиться. Проходя мимо мужа с девицей, женщина, не удостоив её даже взглядом, приостановилась и как-то мимоходом таким простым житейским тоном, спросила:
– Ты домой-то, когда будешь?
Он, секунду подумав, медленно ответил:
– Завтра.

И все. Будто ничего не произошло, Не было никакого суда, никакой разлучницы, никакой житейской грозы над ней и её семьей. Эта мудрая женщина спасла ситуацию, превратив трагедию в счастливый водевиль.


ЖИЗНЬ.
Призрачно всё в этом мире бушующем
Есть только миг за него и держись
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь...[Леонид Дербенёв].

…диапазон жизни феноменально узок… мы погибнем тотчас, как нам не хватит градуса тепла, глотка воздуха или воды.

Не в яблоке заключён закон Ньютона и не в ванне – Архимеда, …ничего нам, если бы мы туда проникли, не объясняющих. Не было такой задачи,чтобы мы поняли, была задача, чтобы мы жили! …[А Битов].

Это как у Шекспира: весь мир театр, а мы в нём актёры. Каждое действие спектакля внутри самого спектакля. А внутри каждого действия свои сцены, а в сценах – свои актёры, а у каждого актёра своя роль, а у каждой роли свой текст и т.д. А над всем этим реальность режиссёра – создателя спектакля, над ним реальность автора, над тем – реальность жизни и, в конечном счёте, Мира.

… Мы подсознательно боимся вывалиться из слоя реальности, мы хотим остаться живы. Но мы этого не поймём, потому что никогда не согласимся с тем, что мы гении. Кризис в том, что мы подошли к краю слоя. …[А Битов].

Я:– Значит, по-вашему, движение поперёк слоя ведёт к гибели.
– Господи. Наконец-то Вы догадались. Там начинается другое – там вера. Человечество приблизилось к того же масштаба катастрофе, какую пережил каждый гений. Возьмите хотя бы судьбу Ван Гога, Гоголя, Блока… Нам было сделано всё, чтобы мы жили и прожили. Не более и не далее. Далее смерть. Сначала смерть того, что мы прожили, потом и нас самих. Всего было столько, сколько надо. Значит, не больше, чем надо. Не так много. Сколько. Запаса обольщения в том числе. Господи, когда же они поймут, что кончилось – это кончилось? Нету больше. Не-ту!
–Да. Грустно как-то всё получается. Но что делать. Такой вот расклад. Ну, прощайте. Пошли дальше жить.

ЖИЛИ-БЫЛИ.
Каждый вечер перед сном дед рассказывала Гоше сказку. Обычно новую. Но иногда внук хотел услышать сказку, которую он уже знал. Сегодня был именно такой случай.
– Дед, расскажи мне сказку про курочку Рябу.
– Да я вроде бы не так давно тебе её рассказывал.
– Ну и что? Расскажи снова. Первый раз я её не очень понял. Может быть, ты что-то тогда пропустил, или я плохо слушал.
– Ну что ж, можно рассказать еще раз. Но только ты уж слушай внимательно.

Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Как-то раз курочка снесла яичко, но не простое, а золотое. Дед яичко бил-бил, не разбил. Баба яичко била-била не разбила. Мышка побежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка их утешает:
– не плач дед, не плач баба. Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое.
– Вот и вся сказка. А что тебе в ней непонятно?
– Да почти всё. Почему курочка снесла яичко золотое, как это у неё получилось?
– Почему дед и баба не сумели это яичко разбить. Они ведь сильнее мышки.
– Золотое яичко, наверное, было тяжелым. Как же мышка смогла его сбросить со стола своим тоненьким хвостиком?
– И почему вдруг яичко разбилось? Оно же из золота.
– Осталось ли от него что-нибудь? Наверное, нет. Потому что дед и баба не стали ничего с пола поднимать.
– Тогда куда же яичко золотое делось?
– Почему курочка решила, что простое яичко для деда и бабы будет лучше золотого? И дед, и баба с нею согласились и не стали больше плакать. Золотого яичка им было уже не жаль. Хотя вначале они о нём горевали.

– Ничего себе – удивился дед.
– Я и не думал, что у меня растёт такой умный внук.

Позже и дед и внук поняли, что золотое яичко это только модель яичка живого, настоящего. А всякая модель это только макет, котОрый лишь иммитирует реальность.

ЖИМОЛОСТЬ.
Иногда попадались заросли жимолости. Она была крупной и сладкой. Пожалуй, как любимая ягода в тех местах. Собирали её вёдрами. Позже узнал, что жимолость бывает и не съедобной. Уже в Южной Якутии, в одном из геологических маршрутов наткнулся на её кусты. Хотел полакомиться. Но парнишка эвенк, с которым я ходил, остановил со словами:
– Нельзя. Это плохая ягода. Очень плохая. Её не едят.
Я удивился и даже посмеялся:
– Ну, будешь мне рассказывать. Я её на Колыме вёдрами ел. И, как видишь, жив-здоров. Не выдумывай.

Нарвал горсть и отправил в рот. В ту же секунду меня всего перекосило от горечи и какой-то ядовитости. Мгновенно всё выплюнул. Долго ещё слюной исходил. И услышал моего эвенка:
– Ну, что, поверил? Я же тебе говорил. Не едят её у нас. Плохая это ягода. Ядовитая.

И я понял, местный сорт из якутской тайги действительно не съедобен. Надо быть осторожным.

Уже намного позже встречал жимолость на р. Вашке Архангельской губернии, покупал кусты и для посадки в своей деревне. Но ягоды уже пробовал с опаской. Она была оправдана. Оказывалась горькой и несъедобной. Наверное, только на Колыме её и можно есть. Такой опыт!

ЖУК.
1.Жуки — самые разнообразные и богатые видами насекомые, обитающие во всех краях суши от тундры до самых засушливых пустынь, в лесах и высокогорьях, в пресных водоемах и человеческом жилище. Сегодня известно более 300 тыс. видов. Главной их особенностью являются исключительно жесткие и прочные передние крылья, образующие в сложенном состоянии хитиновый панцирь. Он защищает тонкую вторую пару перепончатых крыльев.

 Жуки сильно отличаются друг от друга по величине и внешнему виду. Одни не больше, чем точка в конце этого предложения. Другие, как жук-голиаф, названный в честь библейского гиганта, могут достигать в длину 15 см.

2. Ну, ты и жук!
Смотрю – учить тебя не надо, –
Промолвил Бес, – ну, ты и Жук!
Как в жизни поступать со «стадом»
Сам осознал и без наук! [А Коржавин].

3. Жук Станислав Алексеевич.
 У Жука все отмечали особое зрение: он замечал малейшую фальшь в технике прыжка. Его обвиняли в деспотизме и жестокости в отношениях со своими учениками. Ему приписывали колдовские приёмы в ледовом доме. Говорили: если Жук выходил во время соревнований к бортику, значит, он занимается гипнозом.

Станислав Жук – личность загадочная, тренер от Бога. Именно он однажды выиграл чемпионат СССР в трех видах фигурного катания и уже этим вызвал зависть многих коллег, которые на людях поздравляли с победой и улыбались, а за глаза недобро судачили: ну и достал нас этот золотой жук!
Ему принадлежит феноменальный рекорд: его ученики 138 раз становились победителями и призерами Олимпийских игр, чемпионатов мира...

ЖУКОВ.
Ванька Жуков.

«Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке. [А.П. Чехов]

Маршал победы. Георгий Константинович.
 Родился в деревне Стрелковка Малоярославецкого уезда Калужской губернии (ныне –Калужская область) в семье крестьянина Константина Артемьевича Жукова. После окончания трёх классов церковно-приходской школы (с похвальным листом) отдан в ученики в скорняжную мастерскую в Москве, одновременно окончил двухлетний курс городского училища (занимаясь по вечерам).
Унтер-офицер Георгий Жуков, 1916 год.
Призван в армию 7 августа 1915 года в Малоярославце, отобран в кавалерию. После обучения на кавалерийского унтер-офицера в конце августа 1916 года попал на Юго-Западный фронт в 10-й Новгородский драгунский полк. За захват немецкого офицера награждён Георгиевским крестом 4-й степени. В октябре получил тяжёлую контузию, после которой, вследствие частичной потери слуха, направлен в запасной кавалерийский полк. За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз 3-й степени. После роспуска эскадрона в декабре 1917 года вернулся в Москву, затем в деревню к родителям, где долго болел тифом.

ЖУЧКА.
Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога (?). Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! [А.Н. Афанасьев].

Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку – вытянули репку! [Более поздний вариант].

ЖУПЕЛ.
В церковнославянском языке – горящая сера. Иногда подразумевается зола из ада либо геенны или смола, уготованная для наказания грешников в аду. В переносном смысле – нечто пугающее, внушающее ужас, страх.

ЖУТЬ. Шутливое выражение страха. У Высоцкого:
 В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх:
Воют воем, что твои упокойники,
Если есть там соловьи – то разбойники.
Страшно, аж жуть!

ЖЮЛЬ.
Поймал инспектор Жюль Фантомаса, а тот ему и говорит, давай я расскажу тебе смешной анекдот, ты умрешь от смеха, а я сбегу. Сказано – сделано: рассказал Фантомас на ухо Жюлю смешной анекдот, тот умер от смеха, а Фантомас бежал. Поймал Шерлок Холмс Фантомаса, тот предложил Шерлоку те же условия и вновь оказался на свободе. Поймал майор Пронин Фантомаса, которому были предложены те же условия, но после анекдота майор даже бровью не повел. Фантомаса казнили. А через неделю майор Пронин умер ...от приступа безудержного смеха. [Михаил Ангилевич].