Диафильмы вместо телевизора. Часть 1

Воронина Татьяна Павловна
«Какая польза от диафильмов? Это ведь отсталая технология прошлого века?» - написала подписчица одного сообщества. Давайте вместе разбираться, есть ли польза от диафильмов! Но прежде мы поговорим о мультфильмах…

Современные мультфильмы. Всё худшее с нами уже случилось!

Пришлось мне несколько раз побывать в гостях у Веры, дочке моих знакомых. Я хорошо знала её родителей, бабушку с дедушкой – такая типичная интеллигентная семья. В доме родителей много книг, пианино (Вера училась в музыкальной школе), по всей квартире развешаны картины (Вера училась в художественной студии)… Вера окончила институт, вышла замуж. Когда родились дети, молодые родители купили квартиру. Жить бы да поживать… Образование и воспитание Веры предполагало и соответствующую преемственность в деле образования и воспитания собственных детей.

Но отчего впечатление от первого моего визита в новую квартиру Веры такое скверное? Я пришла к обеду. За столом - старшая дочка 6-лет, за специальным детским столиком – младшая дочка двух с половиной лет. Перед ними на стене – огромный экран телевизора. По какому-то кабельному каналу крутили современные мультики: стрельба, ор, визг, слова персонажей как из пулемёта – громко, быстро, неразборчиво. Смотрю на детей: уставились в телевизор как заворожённые. Иногда на секунду приходили в себя, забрасывали ложку пищи в рот, и опять «уходили в телевизор»… Вокруг тарелок - куски пищи, которые пронесли мимо рта. Рядом валяются надкусанные «забытые» ломти хлеба. Неряшливость и какая-то обречённость… В это время Вера пыталась общаться со мной, перекрикивая телевизор.

Это был обед в современном понимании этого слова. Про важность ритуала обеда молодые родители практически ничего не знают. А нужно знать. Но эта тема достойна отдельной статьи. После обеда дети разбрелись по своим комнатам играть, я стала «пытать» молодую маму: какие мультфильмы предпочитают дети, есть ли в доме диски с советскими мультфильмами. И вот ответ: советские мультфильмы есть, но мы всей семьёй подсели на шмунтиков. И Вера продемонстрировала на видео кусочек из «Шмунтиков», уверяя, что это классный мультяшка. Плоское карикатурное изображение в цветовой палитре «вырвиглаз», плоские диалоги, плоский юмор, плоское звуковое сопровождение… Что закладывают в подсознание наших детей современные мультфильмы – тут вообще большие вопросы!

В нашей жизни много замаркированных слов. Вот, к примеру, слово «мультфильм». Мы выросли в СССР, потому абсолютно доверительно относились к такому явлению как мультфильм. На этом слове - маркер безусловного доверия. Вера в то, что мультфильм – явление не просто безопасное, а всячески полезное и приятное – эта вера была подкреплена самой жизнью в СССР. Мультфильмы-друзья-наставники сопровождали нас в детстве, как мамы с папами. Потому закрепилась за этим явлением добрая слава. Но уже давно нет ни той страны, ни той идеологии, ни той материальной базы, на которой создавалось это явление, а мы по-прежнему доверительно относимся к современным мультфильмам и доверяем им своих детей! А надо ли?

Вере 30 лет. Я смотрю на неё и мне страшно! Промывка мозгов нашей молодёжи прошла на пятёрку. В унитаз спустили все достижения советского воспитания: книги, художественную школу, музыкальную школу… Миллионы людей нескольких поколений в СССР трудились, чтобы про человека можно было сказать: «Человек – это звучит гордо!». И вот всё упёрлось в «Шмунтиков»! Расчеловечивание идёт полным ходом! Пойло на столе, пойло на экране!

Советские мультфильмы 50-60-х, 80-х годов и современные мультфильмы. Сравнение по касательной

3 года назад я в своём клубе делала курсы по развитию речи для малышей 3-5 лет. В курсы вошла и работа над мультфильмами. Сразу скажу: никогда не использовала в работе с детьми мультфильмы современные. Но пока искала нужные материалы среди мультфильмов советского периода, увидела одну неприятную тенденцию – и советские мультфильмы 80-х годов, в массе своей, не пригодны для показа ребёнку. Почему? Коснусь только поверхностно этой темы.

Анализ по касательной…
Простое визуальное сравнение. Мы не сравниваем звуковое оформление, смысловое наполнение, нравственную и моральную подоплёку мультфильмов 50-70-х годов с мультфильмами 80-х годов и с современными мультфильмами… Всего лишь визуальное сравнение. Почувствуйте разницу! Вы сами поймёте, в какие годы детей пестовали и воспитывали, а в какие – калечили.
Чем советские мультфильмы 50-70-х годов отличаются от мультфильмов 80-х годов и от современных мультфильмов?

Посмотрите на картинки из мультфильмов 50-70-х годов, 80-х годов и современных мультфильмов. Почувствуйте разницу!

Чем опасны уродцы в современных мультфильмах? Вот слова К.Д. Ушинского, замечательного русского педагога, об образах, которые формируют дитя: «...Приучить дитя рассуждать живыми и верными образами – значит положить прочные основания его логике: все наши умозаключения слагаются из воспринятых нами образов, и чем эти образы вернее, полнее и ярче, тем и умозаключения выходят вернее...»

Эти «живые и верные образы» невозможно сформировать на картинках современных мультфильмов. Делайте вывод сами, зачем нашим детям искажают мировосприятие!

«Нарисуем – будем жить» - пелось в одной песенке. Вот и нашим детям рисуют (программируют) их жизнь. Если ребёнок смотрит на уродов, слушает уродливые тексты и уродливую музыку, – какова будет его жизнь?

Но есть ещё одна ловушка для наших детей. Они не просто смотрят современные уродливые мультфильмы, они смотрят современные уродливые мультфильмы целыми днями!

Почему в СССР дозировали показы мультфильмов по телевизору?

В СССР дозировали показы мультфильмов по телевизору. Однако потребность в впечатлениях у детей высокая. Так почему же чиновники в СССР не шли навстречу этим потребностям? А вы посмотрите на современных детей – вот вам и ответ. Дозировка необходима хотя бы по причине несовместимости у детей потребности в впечатлениях и возможности усвоить большой объём этих впечатлений. То есть пресыщенность от впечатлений у ребёнка наступает быстрее, чем усвоение этих впечатлений. И жадность до впечатлений очень быстро сменяется вялостью, пассивностью, отрешённостью, раздражительностью…

Но тогда возникает вопрос, зачем же природа так скверно пошутила над детьми? Зачем такая вилка между потребностями и возможностями? Никаких тут недоразумений нет. Всё просто как дважды два. Ребёнок не может в силу ещё не сформировавшихся психических функций длительно заниматься каким-либо одним видом деятельности. Потому все педагоги знают о необходимости переключения деятельности у ребёнка. И все, кто занимается развитием ребёнка, должны помнить об этом. Желательно стыковать различные виды деятельности. Например, ребёнок послушал (или посмотрел) сказку – можно порисовать. Слепил зайчика – можно поучить стихи. То есть, задействованы разные сферы восприятия. А вот совмещать длительно однородные виды деятельности вредно. Ребёнок быстро утомляется, теряет интерес. Длительный просмотр мультфильма – это длительный однородный вид деятельности. То есть смотреть часами мультфильмы противоестественно! Вот почему в эпоху СССР практически все мультфильмы были в пределах 15 минут. Вот почему по телевизору показывали один мультфильм в день.

А чем был заполнен остаток дня? И как ребёнок далее утолял свои потребности в впечатлениях? Времени до следующего показа было достаточно, чтобы «переварить» мультфильм: поразмышлять над сюжетом сказки, поразмышлять о мотивах и поступках персонажей, оценить эти поступки, обыграть сюжет с игрушками, спросить у родителей про «непонятные места», про «непонятные слова», нарисовать полюбившегося персонажа сказки, выучить песенку из мультфильма и пр. Вот и получается, что один мультфильм «заставлял» ребёнка весь день трудиться, «переваривая» его. То есть мультфильм становится источником и стимулом труда, давал импульс к другим формам и видам деятельности. Трудился ребёнок целый день, удовлетворяя свои потребности в впечатлениях, но этот труд представлял различные виды деятельности. Вот почему в СССР детей не баловали мультфильмами!

Допустим, вас убедила статья в том, что мультфильмы необходимо показывать советские (50-70 годов). И вы согласились, что в день показывать надо только один мультфильм. Но и это не гарантирует вам гармонического развития ребёнка через мультфильмы. Есть ещё одно наиважнейшее условие - возрастное соответствие мультфильма.

Возрастной ценз для мультфильмов

Здоровый ребёнок резвый, активный, неутомимый в делах… Казалось бы, ему под стать и весёлые неугомонные насыщенные образами мультфильмы. Однако, чтобы мультфильм «был под стать», чтобы он принёс пользу ребёнку, необходимо соблюсти некоторые условия.

Надо помнить, что здоровый ребёнок резвый, активный, неутомимый пока только физически. Его высшие психические функции (ВПФ) сложно назвать активными и резвыми. Они ещё у дошкольника формируются. Так вот усвоение, понимание и принятие мультфильма (и любого другого продукта социума) возможно только через высшие психические функции. Потому, чем меньше ребёнок, тем короче должна быть сказка, тем проще должна быть конструкция сказки, тем меньше там должно быть сюжетных линий, тем важнее для ребёнка наглядность. Потому даже супер-мультфильмы – любимцы всех поколений должны быть поданы ребёнку вовремя (не раньше и не позже).

Приведу в подтверждение этих слов цитату К.Д. Ушинского – замечательного русского педагога. Ушинский говорит о вреде преждевременного учения в целом. Эти слова справедливы и в отношении мультфильмов: «...Если вы начинаете учить ребёнка раньше, чем он созрел для учения, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесёте вреда вашему малышу. Вы требуете от него невозможного: требуете, чтобы он стал выше своего собственного развития, забывая, что всякое органическое развитие совершается в определённый период времени и что наше дело – не ускорять и не замедлять этого развития, а только давать ему здоровую душевную пищу (!!!). Но хуже всего то, что, встречаясь преждевременно с чрезмерными требованиями учения, дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нём так укоренится, что надолго замедлит его успехи в учении...»

Как ребёнок обходит возрастное препятствие?

Детям категорически нельзя показывать мультфильмы не по возрасту. Но что происходит, если ребёнок всё-таки смотрит мультфильмы «не по возрасту»?

Если мультфильм слишком длинный, если сюжетных линий слишком много, если речь персонажей насыщена сложными оборотами и мудрёными словесами, то есть если мультфильм ребёнку не по возрасту (не по его возможностям усвоить его) – ребёнок будет поставлен перед выбором. Либо во всём этом копаться-разбираться (пытаться понять, усвоить), либо пустить процесс на самотёк и наслаждаться забавными картинками. Как вы думаете, какой выбор сделает ребёнок? И к бабке не надо ходить: нет у ребёнка никаких предпосылок для сознательного выбора «копаться-разбираться». Их нет в природе ребёнка, хотя бы, потому что волевая сфера у ребёнка в самом зачаточном состоянии. А ещё – рядом под боком возможность (соблазн) потребительского (не творческого) наслаждения.

Чем же это обернётся в будущем? Содержание продукта не будет принято, и ценности, которые автор пытался донести до зрителя, останутся за пределами понимания ребёнка. Ребёнок научится довольствоваться малым: развлекаться картинками. Таким образом, у ребёнка закрепляется навык довольствоваться малым, не вникая в главный посыл и суть произведения. Отсюда – проблемы в школе: ребёнок читает текст, но слова не рождают образы, ребёнок читает текст, но не видит и не понимает сути. Вот вам готовенький «человек-овощ».

Каким образом отфильтровать мультфильмы по возрасту?

Есть различные списки сказок (и народных, и авторских) с учётом возраста, рекомендованных педагогами. Составить такие списки сможет любой родитель. На листах А4 напишите сверху: «2 года», «3 года», «4 года», «5 лет», «6 лет». Затем составьте опись имеющихся в вашем арсенале диафильмов, мультфильмов, книг и впишите их названия в листок под соответствующим возрастом. Понятно, что сказки о предательстве, о лени, о глупости и о прочих категориях того же толка вы не станете давать ребёнку 2-3-х лет. Двух-трёхлетнему ребёнку под силу сказки «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», но никак не «Царевна-лягушка», «Заяц-хвастун», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Вот для примера ссылка на список «книжных» народных сказок с учётом возраста.
http://vk.com/public104028946?w=wall-104028946_1

По этому ключу можно подбирать сказки-диафильмы и сказки-мультфильмы. Обратите внимание: рядом с названием сказки – указание, в чьей обработке рекомендуется читать детям сказку. Это важная информация, и эта тема достойна отдельной статьи. Скажу только, сторонитесь новоделов, особенно это касается модного тренда «Старые сказки на новый лад». За извращение народной сказки расстреливать мало!

Вот слова К.Д. Ушинского о значении народной сказки в деле воспитания детей: «...Многие русские сказки идут, конечно, из глубины языческой древности, когда они вовсе не были сказками, а сердечными верованиями народа. Но многие из них, по-видимому, переделаны народом или вновь составлены нарочито для детей. Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса. Вот почему народная сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти дитяти со всеми своими живописными частностями и народными выражениями…»

Продолжение следует...