Волшебное превращение

Владимир Морж
1. Читая Дж.Лондона

Воспоминание о книгах юности: южные моря, крайний север, американские индейцы... Мужественные герои, слабые предатели, подлые и любящие люди, думающие звери...
Сегодня, через десятки лет беру в руки книгу и читаю её по диагонали. И понимаю, что я эти произведения безнадёжно перерос. Очень жаль!
И мысль: а ведь Джек Лондон, как и Фенимор Купер писали не для юношества! Как же получилось, что их произведения перестали быть «взрослыми»?

2. Параллели

В фольклоре правит система мировоззрения, которая ныне нами почти забыта. Эта система изучается фольклористами, но и только: для подавляющего числа читателей тайный смысл описываемого в произведении народного творчества остаётся неразгаданным. Ведь там действие подчинено не реально произошедшим событиям, а так, как это представлялось в соответствии с законами древнего мышления. Впрочем, исследователи порой становятся в настоящий тупик.  Например, попытки изучить искусство американских цивилизаций говорит о том, что мы почти ничего не знаем об обрядах, существовавших в доколумбовой Америке. И истоки народного творчества остаются загадкой.
Фольклористы же текстуально изучают народное творчество с учётом общественной, идеологической и даже хозяйственной жизнью исследуемых народов. Связь между фольклором и этнографией очень тесна.
И получается, что фольклор предназначен исключительно для взрослых.
Каковы же фольклорные жанры?  Сказка (доисторическая действительность, обычаи, нравы и социальные отношения), причитания (обрядовая поэзия), былины (героизированное прошлое), «долгие» песни, частушки, анекдоты, пословицы, поговорки. Когда-то устная традиция была базой данных человеческого опыта: религия, наука, метеорология, медицина, агрономия, этика, эстетика...
И вдруг...
Неигровой фольклор: пестование (пестушки, колыбельные, прибаутки, сказки), потешные (потешки, скороговорки, дразнилки, мирилки, небылицы) и игровой фольклор:  считалки,  игровые песенки, припевки, приговоры, молчанки, уловки...
Это всё относится к примерам... литературы для детей. Говорят, что естественная народная речь, законы композиции (зачин – развитие – финал), гиперболы, параллелизмы, эпитеты, художественное совершенство народной поэзии «подсознательно» понятны детям. Понимание этого феномена помогает взрослым прививать ребёнку духовное наследие: родные язык и природу, представления о красоте, морали...
Не согласиться с этим невозможно. Но ведь ранее эти произведения предназначались вовсе не для детской аудитории!

3. Что делает литературу юношеской?

Первым написанным специально для молодёжи и юношества произведением считается  роман Морин Дейли «Семнадцатое Лето», изданной в 1942 году.
А что было до этого?
Исключительно «взрослая» литература.
Хотя детской уделялось очень много места в исследованиях. Тот же Корней Чуковский поднял теорию детских стихов на немыслимую ранее теоретическую высоту, а по его «Заповедям» пишутся произведения для детей и сегодня.
Но для юношества (не о юношестве, а именно для юношества) специально не писалось ничего. Почему?

Любопытны отличия детской-юношеской литературы от «взрослой»:
а) сюжет: чёткий стержень без резких отступлений, быстрая смена событий и занимательность;
б) персонажи: показаны в основном через их дела и поступки;
в) язык: решается задача обогаще­ния словаря ребёнка/юноши; точный, образный, эмоциональный.
Но подростки «вдруг» в середине ХХ века захотели читать о себе и размышлять о поступках взрослых в специально написанных для них книгах! Молодежная литература стала пытаться решить проблемы, с которыми сталкиваются подростки (любовь, ревность, предательство и др. Проблемы эти, казалось бы, взрослые но с иным, более «наивными» чувствами и решениями). Это и фантастика, и антиутопия, но и «классические» романы. Молодежная литература любима подростками, потому что она обращается именно к ним.
Но с другой стороны подростки не гнушаются впитывать и «взрослую» литературу. И при этом популярна именно такая литература, которая бы подчинялась тем самым, описанным выше правилам.
Другими словами, кажется, что качество этих произведений совсем не такое, как у литературы «взрослой» или «детской».

4. Жанры молодёжной литературы

В принципе каждый взрослый эти жанры знает наизусть:
а) приключения (вот где появился Джек Лондон! Приключенческий роман,  сформировавшийся в середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма, в котором персонажи бегут в мир экзотики и героизма. Тут есть волшебство, робинзониады, море и горы, отрезанные от цивилизации миры);
б) фэнтези (фантастика с использованием мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Тут во всю мощь заявили о себе Льюис Кэррол, Джон Толкин, а в последнее время –  Джоан Роулинг).
в) детективы, боевики (описывается процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки).
г) исторический жанр (вспомним Вальтера Скотта и Фенимора Купера. Их книги  интересны именно тем, что читатель погружается в историю. Однако исторический роман Умберто Эко, например, «Имя розы» – интеллектуальная глыба с закрученным сюжетом – построен не по законам юношеской литературы и не воспринимается подростками. Для них есть понятный Маркус Зусак).
д) любовный роман (ну, тут командуют девушки. Совсем так же, как и барышни XIX века. Жаль, что Александр Грин забыт... Потому что любовный роман в современной молодежной литературе – это антиутопия или что-то сверхъестественное).

5. И что в сухом остатке?

Написанные полтораста лет назад книги некоторых писателей стали восприниматься как устаревшие (это произошло, например, с произведениями Дж. Лондона в двадцатые годы ХХ века). Однако они странным образом нашли себе новую аудиторию: юношество. Этот интересный феномен не мог не заинтересовать авторов и издателей, и в середине ХХ века юношескую литературу стали писать специально.
«Переход» «взрослой» литературы в иную возрастную группу обусловлен особыми законами, Фантастика, приключения, исторические «лёгкие» романы без труда усваивались подростками, которые находили в этих жанрах средство познания мира и своего места в нём.
Это «перетягивание одеяла» кажется закономерным в последние полтора столетия. Но оказывается, что подобные метаморфозы вовсе не единственный в своём роде феномен. Если вспомнить фольклор. Удалённые от нашего времени на тысячелетия произведения, созданные для «взрослых» обрядовых или религиозных целей, вообще перешли в разряд детской литературы.
Неужели когда-нибудь Джека Лондона будут читать детям дошкольного возраста?

Ноябрь 2017