Ростовское чудо на озере Неро

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото автора - белокаменные стены Ростовского Кремля;   Соборная площадь и Успенский собор, за ним - Соборная колокольня;   наружная надвратная фреска Успенского собора;   Ростов Великий, Ярославская область.



Начать свой репортаж из Ростова, отметившего в этом году своё 1155-летие, хочется стихами Ф.И. Тютчева, посвящёнными Ростову Великому:

Тихо в озере струится
Отблеск кровель золотых,
Много в озеро глядится
Достославностей былых.

Жизнь играет, солнце греет,
Но под нею  и под ним
Здесь былое чудно веет
Обаянием своим.

Солнце светит золотое,
Блещут озера струи...
Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи.

После первого знакомства с городом на берегу озера Неро, с его духовной обителью, Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырём, отправились в Ростовский кремль.

Сегодня Ростов - провинциальный город с населением около 31 тысячи человек. Мирно соседствующих с колоссами древнерусского зодчества. Народ простой, улыбчивый, голубоглазый, с радостью и покажут, и расскажут, как проехать.

Вдоль дороги - постройки прошлого века двухэтажные купеческие дома, кое-где перекошенные от старости, с вросшим в землю первым этажом. По всему чувствуется, принадлежали когда-то знатным и богатым семьям Ростова. Вблизи-то от монастыря, намоленного места, где земля была дорогой всегда. Такие, видимо, являются памятниками архитектуры, но руки до них у реставраторов ещё не дошли. Эти дома смотрят на дорогу пустыми глазницами окон.

Но большинство современных домов принадлежит частникам. И фасады их ухожены, и приусадебные участки обработаны, а деревья подстрижены и покрашены стволы. Осень.

Встречаются и постройки уже современного периода, 60-х - 70-х, двухэтажные дома для рабочих, более позднего периода пятиэтажки.

Малолюдно, тихо, почти нет рекламных щитов - так живёт провинция, в тихом плеске воды древнего озера Неро и в перезвонах Ростовских колоколов.

Как это прозвучит ни странно, но Ростов и окрестности считаются одним из центров огородничества. Я уже писала в предыдущей главе - озеро богато своими илистыми отложениями, которые содержат большое количество микроэлементов. Потому и земля в округе плодородная.

Так было и много сотен, а, может, и тысяч лет назад. Когда здесь появились первые поселения финно-угорских племён меря. При раскопках Сарского городища, что в 15 км от современного Ростова, были найдены свидетельства их культуры. Городище к 7 веку было мерянским племенным центром.

К 9 веку оно было укреплено - видимо, участились набеги славян с юго-запада.  До этого времени  городище защищалось естественными преградами: рекой Пижермой, заболоченностью реки Ишни, засеками в окружающем лесу и подводными частоколами на реке Которосли и в озере Неро.

Поселение находилось напротив огромного камня-останца в озере (сегодня остров Рождественский), почитавшегося мерянами. Который служил центром культа божества, подобного славянскому Велесу, и так же связанного с медвежьим культом.
В 19 веке в Ростове ещё ходила поговорка: «Он зол, как идол Велес».

Судя по всему, даже после основания города Ростова и присоединения земель племени меря к государству Рюрика со столицей в Ладоге, поселение какое-то время продолжало существовать.

Но ассимиляция и стремление к выживанию сделали своё дело. Межродовые отношения были вытеснены, появились новые, вассальные отношения горожан - кто сильнее и богаче.

Возвращаясь к плодородию почв, хочу отметить. Что одной из самых популярных версий происхождения названия города учёные считают версию, связанную со славянским корнем "рост". То есть название города может означать указание на какую-то особенность местности, связанную с ростом, с местной растительностью.

Возможно, ведь места, и правда, не только богаты историей, а и плодородием славящиеся. 

В 989 году, в год крещения ростовчан, был заложен и первый, деревянный, православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Сегодняшний Успенский собор пятый, постройки 16 века.

Храм был закрыт, когда мы ступили на землю Ростовского кремля, но вот заснять одну из надвратных фресок того периода с наружной стороны удалось (см.фото).

Белокаменным  и пятикупольным собор стал уже в 12 веке. И считается одним из самых древних православных храмов на Руси.

Теперь, слегка прикоснувшись к древней истории города, самое время сказать о своих впечатлениях.

Покровская улица привела нас к кремлю. Такая махина и красота встала перед нами, что я выпрыгнула из автомашины, не дожидаясь, когда супруг припаркуется.

Белоствольные башни с массивными стенами высотой около 20 метров, золотящиеся на солнце купола в древнерусском стиле, на тонких высоких барабанах, только русским крепостям присущие элементы декора на входных вратах - всё впечатляло!

Стоя у подножия стен, думалось: как такие преграды можно было преодолеть, тем более в древности? А ведь и кремль, и город были несколько раз покорены: на расцвете христианской Руси - татаро-монголами, во времена смуты - польскими шляхтичами.

И подумалось, что никакие стены и укрепления не спасут от малодушия и предательства.

Так, во времена смуты некоторые бояре в сговоре с поляками открыли путь неприятелю. Видимо, то же было и при татаро-монголах.

Проходят века, а человеческая сущность не меняется. Те, кто ищет деньги и славу, готов предать и собрата. А те, кто чист душой, кто всегда рядом со Спасителем душ человеческих, тот смел и отважен. И силу ему даёт Сам Бог.

Известно, что при осаде кремля горстке горожан во главе с воеводой Третьяком Сеитовым удалось укрыться в Успенском соборе. Среди осаждённых было немало женщин, которые храбро сражались с интервентами и погибли в неравном бою.

В это же время здесь был пленён митрополит Ростовский Филарет, отец будущего первого царя из дома Романовых, Михаила, племянник первой и любимой жены Ивана Грозного, и двоюродный брат царевича Дмитрия.

Об этом периоде истории много разных толков. И что якобы Филарет был предателем, и что малодушничал. Но мне почему-то кажется, что был он человеком Божьим, и потому имел дар прозорливости. Думаю, все его поступки в то непростое время были продиктованы здравым смыслом - сберечь Россию. А поскольку враг был сильнее, часть бояр поддерживала смутьянов, необходимо было выждать момент.

И его пленение в Польше, и смирение перед силой, а потому принятие унизительных предложений, целью имело притупить бдительность поляков, внушить им, чтобы поверили, что поставили Россию на колени.

Выведать их главные секреты и нанести удар, который пришёлся бы наверняка, и с меньшими потерями. Дать время перебродить русскому духу, боярам и воеводам, согнувшимся под врагом. Чтобы приобрести силу.

Таких моментов в истории не только во времена смуты в России, но и в других странах, было немало. Когда лишения и скорби взращивают дух и объединяют нацию.

***

Как любят говорить экскурсоводы, в Ростове Великом есть три чуда: ростовский кремль, ростовский звон и ростовская финифть.

За вратами Архиерейского двора от красоты перехватило дух. Каждое строение имеет свою архитектуру, порой кажущуюся совсем неуместной здесь. Но вот все вместе они создают такой ансамбль, что понимаешь: Сам Господь Бог приложил к этому руку.

Княжьи терема, Красная палата и надвратный храм Иоанна Богослова. Посреди двора - небольшой ухоженный прудик с декоративной растительностью по краям. Есть мнение, что именно здесь, в центре двора, по указанию Ростовского митрополита Иона Сысоевича в 1688 году был отлит самый большой колокол весом 32 тонны, получивший название в честь отца Иона "Сысой". Для чего и была вырыта большая яма.

Оказавшись в таких местах, пытаюсь представить протекавшую здесь жизнь несколько столетий назад.

Почему-то перед глазами возник дворик накануне Рождественских праздников. В начале 18 веке здесь, в стенах духовного училища для мальчиков, проходили Рождественские спектакли - декламации.

Известный летописец, историк, создатель первого духовного театра, Димитрий Ростовский, назначенный сюда в качестве митрополита в 1702 году особым указом Петра 1, с помощью приёмов духовной и эстетической декламации прививал своим наставникам духовные знания. Через созерцание и собственные эмоции.

Митрополит сам был и сценаристом, и костюмером, и постановщиком многих библейских пьес. Будучи человеком широкой эрудиции, старался донести духовные знания до каждого ученика через собственные переживания.

"Рождественская драма", поставленная им здесь, в стенах училища, может считаться первой русской "оперой".

Ну и, конечно, упавший взгляд на крыльцо Красной палаты, вызвал воспоминание о  художественном фильме "Иван Васильевич меняет профессию".

Кстати, именно там, в том самом зале, где в фильме происходила трапеза, откушали и мы: дело было к обеду. Сегодня здесь ресторан с одноимённым названием "Красная палата". В меню, как можно понять, указаны те самые блюда, что перечислял герой фильма Феофан Ивану Васильевичу на банкете. Пришлось уточнять у официанта, что стоит за каждым названием.

Кстати, именно при митрополите Ионе Сысоевиче кремль Ростова становится архитектурной жемчужиной. И хотя смутные времена были уже позади, во времена войны со Шведами знаменитые ростовские колокола чуть не перелили на пушки.

Стоит сказать несколько слов о колоколах, которым сегодня нет равных среди всех звонящих в Европе.

Отлитые на первых порах два колокола "Полиелейный" ("многомилостивый" - с греческого) и "Лебедь" звучали в минорных тонах. Послушав звон, Иона решил, что к этому минорному созвучию надо добавить мажорный тон. И повелел отлить "Сысоя". Затем были добавлены ещё несколько колоколов, и с конца 19 века их уже 15.

Слушая перезвон с участием "Сысоя", а он звучит как "до" малой октавы, то есть мощно, и правда, начинаешь понимать. Что без него ростовский кремль был бы сиротой! Рекомендую послушать "Красный звон с Сысоем", который был в числе других ростовских перезвонов записан на первую виниловую пластинку (аж!) в советские 60-е годы, которая и разошлась миллионными тиражами!

В стенах ворот Архиерейского двора, рядом с Соборной звонницей, располагается керамическая мастерская. Здесь, в окрестностях Ростова, из местной керамической глины, с 16 века изготавливались изделия чернолощёной керамики. По внешнему виду похожие на чугунные или железные.

К середине 20 века промысел угас. И вот в 1995 году житель Ростова А.И Шабалов решил возродить этот промысел. В стенах кремля ему нашлось место, где он даёт мастер-классы. Сегодня на территории кремля несколько выставок, в том числе из частных коллекций: это и ямские колокольчики, и финифть, и мастерские по отливу колоколов, и керамическая мастерская.

***

Возвратились из поездки домой полные впечатлений, но с необходимостью углубиться в историю этого удивительного края. И, конечно, с желанием прослушать колокольные перезвоны Соборной звонницы ростовского кремля. Вживую не удалось.

Прошли века, изменился мир, отношение людей к прошлому. Размываются понятия Родины, Отчего дома. А с этим вместе уходит и индивидуальность, как отдельного человека, так и целой нации.

Соединившись более тысячи лет назад на Ростовской земле, потомки племён меря со славянами, руссами, потомками рюриковичей, образовали свою народность. Объединённую своими границами, обычаями, традициями.

И как бы хотелось, чтобы на этой земле больше никогда не было слышно набатного звона колокола "Сысой"!


*) Набат — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол.
    


Август 2017 года.

Продолжение - "Грозный не царь, грозное время" - http://www.proza.ru/2017/11/29/1214

Ранее - "Святыни озера Неро" - http://www.proza.ru/2017/11/15/1527
Начало "Сольцы. Соль вари, колёса куй" - http://www.proza.ru/2017/09/16/891