Давай!

Виталий Боровский
В конце мая в Санкт-Петербург прилетели восемь французов, чтобы на русских мотоциклах «Урал» отправиться в мотопробег «Давай 2016» через города Золотого кольца и финишировать на Красной площади в Москве.  Мы с подругой, француженкой Лори Бернар (Laurie Bernard) шли к этому дню больше трёх лет!  Я собрал мотопарк из пяти колясычей, вместе разведали маршруты, Лори продвигала наши туры через агентство мотопутешествий, куда устроилась работать.  Наконец наши усилия и мечты обрели реальные черты, имена и даты: мы поведём в путь пять экипажей.  От успеха первого тура во многом зависит будущее всего проекта!

Прочитать эту заметку с фотографиями можно по ссылке
http://oppozit.ru/article99118.html

***

Для нас с Лори пробег начинается за несколько дней до официального старта: нужно доставить из Москвы в Питер шесть «Уралов», из которых моих – только четыре.  Дядя Серёжа, коллега по Товариществу ТруЪ-МоторЪ, не успел к сроку наладить экспериментальное зажигание на пятом мотоцикле.  Я прочитал товарищу короткую, но эмоциональную лекцию об исторической важности и международной обстановке, после чего отобрал у Сергея его любимую красную «Ретро».  Шестой мотоцикл нам любезно предоставил в аренду Саша Волкодав.  В результате, в пробег отправляется почти весь модельный ряд ИМЗ: два «Гирапа», две «Ретро», один «Турист» и одна «Тройка».  Вечером к моему дому приходит фура, приезжают друзья Федя Штирлиц и Саша Мыч: загоняем мотоциклы в грузовик по сходням с железнодорожной насыпи.  Такси из аэропорта привозит Лори как раз к окончанию погрузки.  Быстрый ужин и спать: выезжаем совсем рано, чтобы не стоять в пробках.


***

Пять утра, звонит будильник.  Мы с Лори забираемся в кабину грузовика, чтобы через несколько минут… вылезти обратно: тронувшись, грузовик сразу же застревает в глубокой луже.  Следующие три часа мы копаем, приносим и подкладываем под колёса битые кирпичи и ветки, чтобы в конце концов вызвать трактор.  Остаток дня проходит в пути: разговоры в кабине, обрывки сна, кофе, сигареты, обед…  В сумерках разгружаемся на какой-то площадке на питерской КАД: приезжает Сергей Громоззека с братом Антоном, помогают скатить мотоциклы на землю и перегнать к гостинице.


***

Аэропорт Пулково, встречаем французских путешественников.  У нас три пары: Кристиан и Мариэль, Филипп и Мари-Лин, Лионель и Кристиана, а ещё двое мужчин, путешествующих в одиночестве: Пьер и Патрик.  Доставляем гостей в отель, помогаем разместиться и сопровождаем на торжественный ужин.  Участники пробега знакомятся, каждый коротко рассказывает о себе.  Наши туристы заметно старше, кто-то уже на пенсии, у всех большой мотоциклетный стаж и опыт путешествий, но собственный «Урал» есть только у Лионеля.

Утром наш друг и коллега по Товариществу ТруЪ-МоторЪ, известный оппозитчик Денис Физрук проводит пешую экскурсию по Санкт-Петербургу.  Денис как всегда на высоте, безупречно подготовлен и с нескрываемой гордостью рассказывает про свой любимый город.  Невский проспект, мосты через Неву, Петропавловская крепость…  В метро у Пьера воруют кошелёк.

Вечером Лори проводит брифинг: каждому экипажу представляет его мотоцикл, объясняет индивидуальные особенности управления и нюансы эксплуатации каждой машины.  Французы радуются своим «Уралам», как дети, фотографируются и спорят, у кого лучше…  Трое наших пилотов имеют большой опыт езды на мотоциклах с колясками, Лионель всего несколько раз выезжал на своём новеньком «Урале», а Кристиан вообще прошёл только однодневную стажировку, которая была обязательным условием участия в туре.  Посмотрим, чему он научился!


***

В субботу Громоззека на автомобиле проводит колонну по утреннему Санкт-Петербургу: коллективно фотографируемся у Спаса-на-Крови и выезжаем на московскую трассу.  Французы молодцы: на дороге ведут себя аккуратно, держат строй, не хулиганят.  Я совершенно зря боялся за дисциплину!  На первой большой заправочной станции после КАДа пора попрощаться с Сергеем и Северной столицей.

Через пару часов въезжаем в Великий Новгород и направляемся в кремль, я рассказываю всё, что помню про историю этого древнего города и возникновение русского государства.  Моих знаний хватает ненадолго, к тому же нам с Лори нужно обзвонить несколько гостиниц и ресторанов: предлагаем нашим туристам полчаса самостоятельно побродить по кремлю.  К моему удивлению, вся группа покупает хот-доги и устраивается вокруг, только Филипп и Мари-Лин действительно отправляются на прогулку.  Остальным исторические памятники, по всей видимости, не особенно интересны – они приехали за экзотикой и колоритом.  Что же, колорит обязательно будет!

К вечеру нас ждёт база отдыха на берегу одного из множества озёр Валдайского национального парка.  За несколько километров до съезда с федеральной трассы один из мотоциклов глохнет на полном ходу: сгорел предохранитель цепи зажигания.  Вставляю новый – мгновенно сгорает при повороте ключа!  Всем уже хочется скорее добраться до места, поэтому я не трачу время на придорожный ремонт: цепляем сломавшийся мотоцикл на трос и несколько километров буксируем по грейдеру и лесной грунтовке.

Французы расходятся по коттеджам, а я намерен заняться ремонтом.  Подёргал провода в фаре, вставил очередной новый предохранитель, поворачиваю ключ… и завожу мотоцикл кик-стартером.  При попытке запустить мотор кнопкой предохранитель снова сгорает.  Ладно, будем заводить ногой и считать, что мотоцикл самопочинился!

Подъезжают мои друзья и офисные коллеги Рома и Тёма на своих туристических эндуро.  Ребята решили прокатиться куда-нибудь на выходные, и знакомство с моей командой показалось им достойной целью прогулки, хотя я заранее предупреждал, что этот выезд для меня – не отдых, а работа, так что я не смогу уделить им много внимания.  Парни успели смотаться до Новгорода, побродить по кремлю и догнать нас на Валдае.  Быстрые такие!

Спешим в баню, где для наших путешественников накрыт ужин.  Во Франции нет бань и соответствующей культуры, а из-за административных хлопот и ремонта мотоцикла я не успел провести предварительный инструктаж.  Как я и боялся, некоторые из туристов быстренько зашли в парилку на один раз и уже оделись, остальные даже не хотят пробовать.  Только мы с Лори быстро, но с удовольствием паримся с веничком и обливанием из ведра: моя бретонка уже хорошо распробовала русские обычаи.  Остаток вечера проходит в разговорах за ужином и охоте на комаров.


***

Утром прощаемся с Ромой и Тёмой: парням возвращаться в Москву, а нашей группе предстоит уйти с федеральной трассы в глушь Тверской области, направлением на Максатиху и Бежецк.  Несмотря на туманное утро, погода постепенно разгуливается, а дорожное покрытие становится всё хуже.  Возможно, это самая плохая дорога, по которой я когда-либо ездил.  Пытаемся объезжать чудовищные ямы по ухабистым обочинам – всё лучше, чем разбивать подвески об остатки асфальта.  Когда через несколько часов начинается грейдер, все вздыхают с облегчением: он кажется магистралью, и мы обгоняем друг друга в клубах пыли.  Иногда из-под грейдера на несколько десятков метров выныривают участки старинной брусчатки: я не верю своим глазам!  Откуда взялась брусчатка в глухих тверских лесах?  Какие древние римляне строили здесь каменные дороги?

В этих краях не найти ресторанов и кафе: добираемся до деревни Братское Удомельского района, где запланирован обед.  Я уже не первый год путешествую с французами и отлично усвоил: что бы ни случилось, их жизненно важно всегда вовремя кормить.  Французы могут ехать в дождь и в снег, через леса и болота, переносить любые тяготы и лишения, но даже если небо упадёт на землю, в полвторого должен быть ланч, и чтобы десерт и кофе.  «Война войной, а обед по расписанию» - не метафора, а реальное выражение времен мушкетёров, когда боевые действия действительно прерывались на обед.  Лори заблаговременно через интернет познакомилась с Ириной, чья мама летом проживает в Братском в старом деревенском доме, согласна принять нас в гости и накормить.  Паркуемся в заросшем травой и лопухами дворе, знакомимся с Галиной Павловной и её соседкой Надеждой, а в огороде уже во всю дымит трубой самовар.

Входим в столетний покосившийся дом.  Я поливаю на руки ковшиком из ведра, Лори держит наготове полотенце: экзотику заказывали?  На обед щи, картошка с грибами, пирог с луком и яйцом и сладкий пирог с ревенём, а ещё чай из самовара.  Мы с Лори пытаемся помогать хозяйкам, которые заметно смущаются иностранных гостей, так и не решаются разделить с нами трапезу.  Галина Павловна рассказывает, что живёт в Братском только летом, а на зиму уезжает в Ленинград, что все местные умерли или уехали, только один старик живёт круглый год.  Общественного транспорта нет, дороги разбиты, нет даже магазина – раз в неделю приезжает автолавка.  Кто-то из наших туристов позже скажет, что визит к Галине Павловне произвёл самое сильное впечатление всей поездки.

Тем временем мы прощаемся с гостеприимными хозяйками и отправляемся в путь.  Всего через километр у Пьера глохнет чёрная Ретра и больше не заводится.  Сгорает предохранитель цепи зажигания!  Потратив некоторое время на безуспешный ремонт, я предлагаю поменяться мотоциклами, дотащить меня на неисправном колясыче до проезжей дороги и оставить на первой автобусной остановке.

- А там – езжайте в гостиницу.  Я как-нибудь отремонтируюсь или найду попутный тягач.

- Мы – команда!  Мы тебя не бросим! – говорят французы, и Кристиан буксирует меня все оставшиеся до города восемьдесят километров.  Как хорошо, что неприятности сплотили наших путешественников, что они почувствовали себя командой, не бросили меня одного.


***

Наконец-то мы в Бежецке!  Удивительное дело – в каждой гостинице, в каждом новом городе какие-то свои причуды, никогда заранее не угадаешь.  Здесь, например, на каждый номер нам выдают по одному талончику на завтрак.

- Подождите, - удивляюсь я, - Мне по телефону сказали, что завтрак включён!

- Да, завтрак включён в стоимость номера, – соглашается администраторша, - Вот вам талоны: шесть номеров – шесть талонов.

- Но ведь у нас четыре номера с двухместным заселением!

- Я же вам говорю: завтрак включён в стоимость.  Один завтрак!  За второй нужно доплатить.  Будете брать?

Лори никак не может привыкнуть к этим особенностям национального гостиничного бизнеса, громко ругается и возмущается, а я советую смириться с неизбежностью.  Мне хочется скорей купить пива и начать чинить сломавшуюся чёрную Ретру, пока ещё не стемнело, однако моя бретонка требует, чтобы я сопровождал группу на ужин: нужно будет переводить и развлекать дорогих гостей.  В ресторане французы заказывают две бутылки водки на всю команду: поют песни, смеются, танцуют.  Возвращаемся в номера глубокой ночью.


***

Пять утра, звонит будильник.  Мы с Лори выпиваем по растворимому кофе и выходим во двор ковырять мотоциклы.  Проверяем уровень масла в моторах и мостах, протягиваем и по необходимости добавляем крепёж: ухабы Тверской области собрали свою дань потерянными гайками.  Я начинаю осознавать весь масштаб Лориной работы в агентстве мотопутешествий: это вам не покатушки с друзьями!  Мы с француженкой – гиды, водители, администраторы, переводчики, логисты, грузчики, штурманы, бухгалтеры, механики и на дуде игрецы.  Туристов нельзя оставлять одних ни на минуту, на любые вопросы должны быть немедленно найдены ответы, малейшая проблема должна быть решена безотлагательно.  С завистью думаю об участниках ралли-рейдов, которые на бивуаках высыпаются перед трудным гоночным днём, пока механики всю ночь ремонтируют боевые машины.  Мы сами себе механики: к завтраку все мотоциклы должны быть на ходу!

Снимаю бензобак чёрной Ретры, проверяю реле и провода…  всё на первый взгляд на месте, но предохранитель мгновенно сгорает при попытке запустить мотор.  Демонтирую алюминиевую переднюю крышку двигателя, которую отлили вручную в единственном экземпляре по специальному заказу: мотор запускается с пол-оборота и уверенно работает.  Похоже, именно крышка замыкает цепь зажигания!  Так, эту задачу считаем условно решённой, по сухой дороге можно ехать и без передней крышки.

А вот красная Ретра не заводится…  Да что же ты будешь делать!  Мотоцикл ведь почти новый и ещё вчера вёл себя безупречно!  Стартёр крутит, компрессия есть, искра бьёт, хотя какая-то слабая…  мотор так ни разу и не чихнул.  Наши туристы организованно выходят из столовой в куртках, с вещами и шлемами, строятся полукругом и смотрят на меня не моргая.  Задерживать их дальше нельзя!

Лори пассажиркой чёрной Ретры уезжает со всей группой в Углич, а я остаюсь в Бежецке.  Спешить больше некуда: нахожу магазин автозапчастей, покупаю жигулёвский датчик Холла – была уже история с похожими симптомами на другом мотоцикле.  Меняю датчик – не помогает.  Вскоре звонит Лори: чёрная Ретра опять не заводится, ремонтируют на обочине.  Туристы совсем приуныли, некоторые впадают в панику и не верят, что мы доедем.  Полный провал.

Звоню Дяде Серёже в Москву: он наконец наладил зажигание моего «Гирапа» и, до сих пор находясь под впечатлением от лекции о международной обстановке, готов всё бросить, немедленно выехать на мотоцикле в Углич и сопровождать группу всё оставшееся время в качестве штатного механика.  Вот что значит настоящий друг и ТруЪ оппозитчик!  Луч надежды прорезает грозные штормовые тучи.

Ближе к вечеру грузовик доставляет меня к гостинице, где на парковке красивой группой отдыхают остальные «Уралы».  Скатываем мотоцикл из кузова «ГАЗели» по двум узеньким доскам: очень страшно!  Лори говорит, что туристы совсем приуныли.  Сегодняшний день будет переломным: если мы не решим проблемы с техникой, то для наших гостей впечатление от отпуска будет безнадёжно испорчено.  Вскоре появляется Дядя Серёжа, вся команда собирается на ужин: в коллективе чувствуется напряжение и апатия.  Представляю нашего спасителя, изо всех сил стараюсь вдохнуть в команду надежду.  Пока мне не очень верят.


***

Пять утра, звонит будильник…  Выхожу на улицу: Дядя Серёжа крутит гайки, солнце поднимается, тени отступают.  Красная Ретра исправна: удивительно, но проблема действительно была в датчике Холла, а купленный в Бежецке оказался бракованным!  Сергей проверяет уровень: полный щуп, и масло какое-то подозрительно жидкое…  Кто-то вчера оставил бензокран в положении «слив»!  Вот весь бензин и вытек в картер, смешавшись с маслом…  Проанализировав всю историю, мы с товарищем в очередной раз приходим к выводу, что «Уралы» - как живые, ведь если бы красная Ретра своим ходом проехала весь путь в Углич на этой масляно-бензиновой смеси, мы рисковали бы испортить мотор.  Поэтому она просто вывела из строя два датчика Холла и отказалась заводиться!  Меняем масло и направляемся на завтрак – все мотоциклы на ходу, а разными мелочами займёмся на следующей стоянке.

Наш путь лежит в Ярославль.  Мимо пролетают километры, зелёные поля, леса, деревни.  Обед, разумеется, по расписанию: останавливаемся на пикник в поле за березняком, съедаем бутерброды и вскоре наконец попадаем в Ярославль.  Проезжаем мимо кремля, спускаемся на набережную Волги и заселяемся в гостиницу на дебаркадере.  Лори раздаёт нашим туристам карты города с размеченным пешим маршрутом и отправляет их на прогулку, а сама уходит в номер поработать с компьютером.  Наконец-то немного личного времени!  Вскоре на «БМВ» с коляской приезжает известный оппозитчик Антон Ткачен, и втроём с Сергеем мы устраиваемся в гостиничном баре, чтобы немного поболтать и поделиться новостями и планами.  Пора на ужин, прощаемся с Антоном: от набережной вверх по крутой лестнице Лори бежит вприпрыжку и смеётся над нами с Сергеем, что мы старые, толстые, курим и не успеваем за ней.  За ужином девять французов традиционно напиваются двумя бутылками водки, смеются, танцуют и шутят, вспоминая вчерашние злоключения: кажется, моральный настрой восстановлен!


***

Пять утра, звонит будильник…  Стараясь не разбудить Лори, тихо выхожу из номера на набережную.  Дядя Серёжа уже вовсю ковыряется с мотоциклами, устраняя оставшиеся мелочи: когда в группе целых семь «Уралов», механику всегда есть, чем заняться!  Товарищ увлечённо крутит гайки, сопит и что-то бормочет про детали и запчасти, а я ещё не совсем проснулся и начинаю думать вслух:

- Нужно сбегать в магазин, купить прокладки…

- И предохранители заодно возьми, – продолжает думать о своём Сергей.

- Предохранители больше не понадобятся! – шучу я в ответ, мы встречаемся взглядом и дружно начинаем всё громче смеяться.


***

Лори совсем не умеет водить колонны колясычей через плотный городской трафик: энергично маневрируя и обгоняя автобусы с грузовиками, мы очень быстро теряем из виду всю группу.  Наконец-то мне есть, в чём упрекнуть подругу!  Пытаюсь сделать справедливое замечание, но Лори просто захлопывает забрало моего шлема… а у меня во рту была сигарета!  Уголёк падает за шиворот и прожигает дырку в термобелье.  Всё понял, молчу.  До Ростова долетаем без происшествий, гуляем по великолепному кремлю, заходим в соборы.

От Ростова до Суздаля всего 180 километров по дорогам местного значения.  Нормальный русский человек что сделает?  Разумеется – поедет сразу в Суздаль, поставит мотоцикл на парковку, примет душ и пойдёт в кабак выпить холодного пива, поужинать и расслабиться.  Но французов главное – вовремя кормить!

По мере приближения к священному обеденному времени Лори начинает высматривать по сторонам живописное место для пикника, но вокруг только обычные среднерусские перелески, ёлки да берёзки, ничего примечательного.  Вдруг слева от трассы заблестели купола – подруга сразу же уводит группу на просёлок, и вскоре мы паркуемся в какой-то полузаброшенной деревне рядом с храмом.  На звук наших моторов из ближайшей избы выходит женщина.  Здороваюсь и объясняю, что сопровождаю группу иностранных туристов, прошу разрешения отдохнуть и перекусить, извиняюсь за беспокойство.

Подходит мужчина в трениках, с бородой и хвостом, представляется отцом Борисом, гостеприимно предлагает вытащить из кустов длинный дощатый стол и по-английски просит наших туристов помочь принести из храма две лавки.  Лори протирает тряпкой пыльную клеёнку, французы радостно принимаются за свои бутерброды, а мы с Сергеем и отцом Борисом стоим в сторонке, в тенёчке под берёзой, и негромко разговариваем.  Рассказываю про мотоциклы, путешествия, знакомство с Лори и наш туристический проект.  Батюшка вспоминает, как перебрался сюда с женой и тремя детьми, как своими руками восстанавливал церковь, как в деревне совсем не осталось прихожан, и сейчас он служит в храме Ростовского кремля.  Слово за слово, выясняется, что Борис и Дядя Серёжа – земляки, родились в одном районе Казахстана, и даже в армии оба служили в Приморье, правда в разное время.  Да они и внешне чем-то похожи, со своими хвостами и бородами!  Интересуюсь, где Борис учил английский: оказывается, батюшка раньше работал программистом в международной корпорации и несколько лет прожил в Чикаго, пока не решил радикально изменить свою жизнь.  Дети ходят в школу в соседнюю деревню, тут недалеко, в хозяйстве коровы, куры и даже лошадь, правда он замучался пахать огород на лошади, а старенький трактор что-то барахлит.  Сергей и Борис направляются к трактору, где наш штатный механик даёт батюшке ценные советы по электропроводке и даже дарит новое реле.

Обед закончен.  Предлагаем дочкам Бориса посидеть и сфотографироваться на мотоциклах, благодарим хозяев и продолжаем путь.  Купола постепенно скрываются вдали, я в коляске продолжаю думать об отце Борисе, неисповедимых путях и невероятных судьбах.  Трясёт всё сильнее, а Лори за рулём лихачит, весело объезжая ямы, выбоины и колдобины.  В какой-то момент мы оба понимаем, что оторвались от группы: за нами никого.  Разворачиваемся, возвращаемся: «Гирап» улетел с дороги через левую обочину, уткнулся носом в кювет.  Его водитель Патрик объясняет, что объезжал особенно глубокую яму, потерял управление и выехал на обочину, где глубокий песок утащил его совсем в канаву.  Слава богу, водитель не пострадал – тросом вытаскиваем мотоцикл на дорогу.  Из видимых повреждений – только страшно погнутый поперечный кардан.  Видимо, в момент удара подвеска максимально сложилась и вал, продолжая вращаться, зацепился за раму и завязался в узел.

Патрик пытается доказать, что не виноват, Филипп утверждает, что кардан погнул Сергей, когда включил привод и задний ход, пытаясь выехать из канавы своим ходом.  Некоторое время эмоционально обсуждаем инцидент, постепенно успокаиваясь.  Я принимаю решение: Лори едет с группой в Суздаль, а я остаюсь с Сергеем помогать в ремонте и поиске решений.  В крайнем случае, доедем на тросе.  Пока не понятно, насколько это может затянуться.  Упрямая француженка пытается спорить:

- Нет, я останусь с Сергеем, а ты поедешь в Суздаль, у нас запланирована экскурсия!

- Нет, Лори.  От тебя здесь никакой пользы.  Может быть, придётся искать запчасти, звонить людям, вызывать эвакуатор…

- Но я училась на механика, я могу помочь!  А в Суздале нет переводчика, как мы пойдём на экскурсию?  Ты должен поехать с туристами, а я останусь помогать.

Дядя Серёжа смотрит на меня полными ужаса глазами.

- Лори!  Ты.  Едешь.  В Суздаль.  Сейчас!

Через пятнадцать минут, когда осела пыль от колонны «Уралов», Сергей отвинтил и убрал в коляску искорёженный кардан.  Мотоцикл может ехать и без него, но Дядя Серёжа предлагает не торопиться: пусть французы отъедут подальше.  Не возражаю – что-то я от них, кажется, устал.  Поболтав на разные темы и замучавшись отгонять комаров, мы наконец стартуем и через пару часов въезжаем в Суздаль.  Лори заблудилась по дороге, французы прорывались какими-то грунтовками, так что приехали совсем незадолго до нас, как раз успели к ужину.  Мы с Сергеем не сговариваясь сообщаем, что не голодные, и возвращаемся на парковку.  Появляется наш друг суздальский оппозитчик Андрей Эндимен, открываем по бутылочке пива...  вдруг к моему изумлению из гостиницы выходит Лори: что-то ей тоже расхотелось ужинать.  Это так не по-французски!  Либо она уже сильно обрусела, либо тоже устала от наших туристов.

Появляется гид Евгений, с которым я договорился об экскурсии по телефону: он увлечён мотоциклами, казачеством и православием, работает звонарём и водит туристов по Суздалю, на иностранных языках не говорит, хотя два года учил испанский.  «А где учил?»  «В тюрьме в библиотеке был самоучитель испанского…» - признаётся Евгений.

Быстро и откровенно объясняю задачу: наши интуристы не особенно интересуются историей, а мне трудно переводить сложные фразы и термины, поэтому прошу говорить максимально просто и не углубляться.  Евгений прекрасно справляется!  Быстро обойдя кремль и крепостные валы, мы поднимаемся на колокольню древней церкви.  С гидом нам повезло: без такого знакомства сюда не попадёшь!  Евгений рассказывает про технику игры на колоколах, исполняет несколько красивых мелодий и даже разрешает желающим самостоятельно подёргать за верёвки.  Волшебные перезвоны расплываются над рекой на фоне закатного неба.


***

Последний ездовой день: покидаем Суздаль и направляемся в Москву через Юрьев-Польский и Ногинск.  Как я ни старался въехать в столицу в объезд Горьковской трассы, мы всё-таки на неё попадаем в Балашихе и долго толкаемся в чудовищных пробках.  Наконец останавливаемся у знака «Москва»!  Мы доехали!  На лицах наших туристов написано счастье…

Бедные…  Они думают, что путешествие закончилось, ведь до гостиницы осталось каких-то 15 километров.  Ха-ха!  Ведь именно этим летом наш мэр решил застелить плиткой весь центр города одновременно: повсюду стройка, пыль, перекрытые дороги и адские, адские пробки.  По моей команде глушим моторы, чтобы не перегреться, и несколько километров толкаем мотоциклы руками.

Когда через несколько часов, потные и уставшие, мы наконец добираемся до гостиницы в центре Москвы, Дядя Серёжа не слезая с мотоцикла прощается со всеми и немедленно уезжает домой.  Спасибо тебе, дорогой друг!  Приняв душ, посвежев и переодевшись, вся оставшаяся команда направляется на Арбат, чтобы отметить окончание экспедиции в грузинском ресторане.  Все французы в эйфории, а Лори просто великолепна: отбирает у ресторанного оркестра гитару, поёт нам песни, танцует и смеётся.


***

Пять утра, звонит будильник…  Встречаемся во дворе у мотоциклов, чтобы поехать на Васильевский спуск и сделать победную групповую фотографию.  Столь ранний час – единственный шанс добраться без пробок.  Лионель так и не проснулся, о чём, вероятно, потом жалел.

Ведём группу на Красную площадь, пересекаем Александровкий сад, выходим на набережную Москвы и садимся на прогулочный кораблик.  После обеда нас ждёт Вернисаж в Измайлово: отпускаем французов побродить по полупустому в будний день рынку, прикупить сувениров.  Прощальный ужин в украинской харчевне, Лори наслаждается своими любимыми пельменями…


***

Пять утра, звонит будильник…  Прибыло такси в аэропорт, мы с Лори помогаем первой паре донести до машины сумки, обнимаемся на прощание…  Второе такси, третье, четвёртое…  Все гости разъезжаются по аэропортам, и только Филипп и Мари-Лин задержатся в Москве ещё на несколько дней.  Отвозим французскую пару в другую гостиницу.  Наше путешествие закончилось!


***

Мы будем переписывать и обмениваться фотографиями со всеми нашими туристами, делиться впечатлениями и воспоминаниями.  Вернувшись из отпуска, Филипп купит новенький «Урал».  В начале зимы я снова увижусь с Лори: отужинаем с Кристианом в Бретани, встретимся с Лионелем на зимнем мотослёте «Мильваш», а под Парижем заночуем дома Филиппа.  Я считаю, что приключение удалось, ведь у наших гостей остались самые приятные воспоминания.  Будем надеяться, что наше дело будет продолжаться!

Москва.  Март 2017 г.