Стерио визуализация

Владимир Морозов
Не в моих правилах посещать кого-либо в его квартире нежданно.
Предупреждаю телефонным предупреждением заранее.
К тому ж, за полчаса до визитёрства, делаю контрольный повтор. Мало ли что у кого может произойти экстренного.
Короче, дверь мне открывает озабоченный и весело улыбчивый Первркрат.
В прихожей беспорядок, в беспорядке валяется обувь, детские и женские куртки не на вешалке на  крючках, а на основании со шкафчиками вешалки.
Первократ уловил мой недоумённый осмотр беспорядка, проговорил скороговоркой: "Семейство опаздывало на экскурсию… "
Шагал аккуратно, чтобы не задевать и не сдвигать обувь с места.
Пригласил моча пройти в его гостиную, показав отрицательным движением указательного пальца мне на ноги, чтоб я не разувался.
Я тщательно протер подошвы о ворсистый синий коврик подошвы и прошёл в кабинет хозяина.
Он молча указал пальцем на табурет с мягким круглым сидением, а сам сел подле телеэкрана сосредоточившись на передаче о природных пейзажах и видах городов экзотических стран и наших широт.
Замечу, об необычном предмете на его глазах.
На глазах обычная пластиковая основа очков, но с одним стеклом, как я приметил плюс один, ну полтора диоптрия. А сами одно стекольные очки без заушников, держаться на голове за счёт черного резинового шнурка, сминая тёмно каштановые его волосы вмятиной на затылке.
Прошло минут пять в молчании.
Первократ покашлял, как-то самодовольно и повернувшись ко мне лицом, дернул подбородком, мол, объясни причину своего прихода.
Пришлось быстро надумывать повод, но он не стал ожидать моих слов, сам многозначительно проговорил, поводя влево-вправо странным зрительным устройством: "Удивляюсь тому, что ни кто не зафиксировал  интересный офтальмологический эффект."
Потянул одно окулярную очковую основу от носа за резинку и сбросил её на лбу, где она зафиксировалась, приподняв челку.
- Обнаружил следующее. Если смотришь обеими глазами на окружающие предметы, хоть на тебя.-
Чтоб подать голос я пробубнил, придавая интонации неудовольствие:
- Предмет-то я в твоих глазах какой, одушевлённый или не одушевлённый?
Он только поморщился, показывая нелепость и банальность моего вопроса.
- Когда обеими глазами, то всё преспокойно видится в объёмном виде, стереоскопическом. Когда одним глазам, то с неким усилием представляется видимое в объёме.-
Я тотчас апробировал сказанное.
Двумя глазами обвёл интерьер комнаты и взглянул за окно.
Шкаф с книгами, в основном, справочниками по науке и технике, диван с зелёной обивкой, за окном берёзовый наклонённый ствол, ну как обычно прямоугольные, круглые.
Одним глазам – вроде бы такие же, но как-то слабо объёмные.
- Ну? –
- А что? – ответил я с откровенным отрицанием значимости высказанной офтальмогии.
- Э-э-э…- с улыбкой тонких губ под полоской узких усиков загадочно протянул Первократ.       
- А вот это знаешь что? – Первократ сдернул мне очень не нового вида оправу очков.
- На помойке, что ль ты их нашёл?
- И вправду, на улице. На тротуаре. Кто то уронил. Разбилось одно правое стекло. Владелец очков и не потрудился их убрать с дороги. Кто-то ещё наступил невзначай на них, сломал душки.
А я подобрал. Что-то внутренней голос посоветовал мне. Промыл для дезинфекции, привязал резинку. Получился уникальный стереоскопический инструмент.         
Я недоверчиво  потряс головой.
Первократ молча смотрел на меня, довольно-таки долго.
- На, одень этот подсуропленный мне случаем этот шедевр. Посмотри теперь на то, что показывается на телеэкране. Но сначала, без этого простейшего, но позволившего произвести мне первооткрывательство в офтальмогии, инструмента.
   
Короче, когда я уйдя из квартиры Первократа, шёл по бульвару с цветущими боярышниками и сиренями, мимо прохожих, рядом с проезжающими по шоссе автомобилями, продолжал проводить первократовсий эксперимент.
Смотрел то одним глазом, то двумя.
И вспоминал, что когда я смотрел на телеэкран с изображением пейзажей двумя глазами, то на экране виделся мне красочный ландшафт привычно плоским, но когда смотрел одним глазом, что посоветовал мне с попечительской деловитостью Первократ, пейзаж приобретал и глубину, к предметы, деревья, цветы, склоны гор, пасущие животные приобретали объемный вид.
Правда, не мгновенно, а через короткую адаптацию.
Но, чтоб глаза при работе на одноглазие не уставали, потому что с напряжением пришлось жмурить один глаз, держа открытым другой, Первократ предложил мне одно стеклянные очки.
Я смотрел открытыми глазами на экран  без напряжения со слабой непривычкой иметь что-то на переносице, ни разу не носил очки, даже солнцезащитные, при оном сквозном очковом проёме и другом со стеклом, и наблюдал удивительное преображение  плоского изображения в объёмное стереоскопическое.
Первократ с улыбкой самодовольства переключил на футбол.
Удивительно, по зелёному полю бегали шустрые в пестрой форме спортсмены, как бы я их видел в реальности, но с большой высоты.
- Бывает же такое. Я бы побрезговал подобрать обронённые очки.
  Мало того, и внутренний голос, интуиция, наитие мои пробезмолствовали бы…
  Ни чтоб не побудило бы смотреть то одним глазом, то двумя на всё и вся, на тот же телеэкран или экран кинотеатра.
  Я не то что позавидовал Первократу за его свойстве натыкаться на нечто первооткрывательное, а просто посетовал на себя, за то, что мне не дано на ряду из всех обычных жизненных радостей, таких как: повышение заработной платы, вкусная еда, похвала, ласковое слово женщины или друга, даже находка ста рублей на тротуаре, прогулка по красивому парку…
   Не дано ощутить исключительную радость от того, что ты превзошёл рядовуху тем, что ты первый...
   Ну, почему не мне пришло на ум  открытие, в сущности простого, стереоскопического офтальмологического эффекта?
   
См. Стихи.ру  Автор: Владимир МОРОЗОВ (фам. Заглав. Букв.)
Эл-почта: vmrzv@mail.ru    20 ноября 2017 г