Тесновато на Олимпе! Обзор фэнтези часть 3

Юрий Циммерман
Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2017/11/05/2272

Если автор начинает писать фэнтези по-крупному, "по-большому" – то его уже не остановить. Неотложная нужда в творческом самовыражении свербит, хочется чего-то белого и пушистого (дамам) или победно-брутального (джентльменам), особенно если реальность за окном, мягко скажем, не слишком располагает. Вот и ложатся слова на виртуальный лист под неустанное стрекотание стремительных пальцев по клавиатуре: пожалуйста, посмотрите – третья глава четвёртой части пятого романа из шестого тома моей седьмой эпопеи! Годы и десятилетия упорного труда, тысячи страниц убористым компьютерным почерком, миллионы знаков-считая-пробелы - и "дофига-байты" в необъятной памяти сервера Прозы-ру.

Поэтому честь и хвала тем писателям, которые способны вовремя поставить в своей нетленке если не точку, то хотя бы отчётливо различимую жирную запятую. В сегодняшнем обзоре я рекомендую по своему выбору лучшее из ЗАКОНЧЕННЫХ произведений, представленных в разделе "фэнтези" в сентябре этого года хоть какой-нибудь своей частью. Глава, фрагмент, отрывок... "Хоть тушкой, хоть чучелом", лишь бы авторский Пегас добрался до финишной ленточки. И таких текстов набралось на удивление много: даже если отбросить заведомо-не-литературное, вовсе-не-фэнтези и просто слабо написаное – три десятка заслуживающих читательского внимания романов и повестей.

Что хорошо на стайерской дистанции? Можно месяцами работать над стилем, оттачивать мастерство – а потом переписать заново первые главы, как многие из лучших авторов и поступают. И в итоге на фэнтезийном Олимпе собралась достаточно весёлая команда, из которой я имею честь представить вашему вниманию четырнадцать законченных произведений. Критерии оценки те же, что и в предыдущей части, но главное всё-таки, чтобы ещё и легко читалось. Хороший текст, особенно большой по объёму, должен ложиться под глаза и уши подобно наезженной дороге. С ухабами, изгибами, даже провалами (обязательно!!!) - но всё-таки дорога, а не заваленная буреломом чащоба, сквозь которую приходится мучительно продираться неизвестно куда и неизвестно зачем.

Итак, долгожданный шорт-лист законченного фэнтези от Юрия Циммермана, пролётом сквозь сентябрь-2017:

14. Юлия Давыдова 3, "Князь левой реки" (http://proza.ru/2017/09/16/1777 ) - небольшая повесть, опубликованная единым текстом.

Милое славянское фэнтези-light, чего никак не предвещал брутальный и полный крови пролог. По большому счёту, красивая сказка: юный герой-попаданец бодро несёт по жизни своё предназначение и неумолимо движется к заветной цели квеста, лихо расшвыривая опереточного пошиба врагов.
Что привлекает: проработанный сюжет, детально расписаный мир "а ля рюсс". Прекрасный и стилистически однородный слог: читается с удовольствием и без малейшей запинки.
Что огорчает: безмятежная игра в поддавки (подчеркну ещё раз – не считая продирающего до дрожи пролога), картонность героев и обилие роялей в кустах. Но они вполне искупаются  общим позитивом и тем, что добро завсегда побеждает.
Facit: прекрасный сценарий для полнометражного диснеевского мультфильма. Тем более, что продолжение обещано.

13. Владислав Степаненко, "Пепел дорог судьбы" (http://proza.ru/2017/09/05/1777 )

- тоже повесть, хотя и о 86 главах, на зависть драконам. Почему не роман? Потому что одна-единственная сюжетная линия, хотя и извилистая. Принципиальное различие именно в этом, а не в количестве страниц и печатных знаков.
Первое произведение начинающего автора, по крайней мере здесь на Прозе. И это заметно. Очень неровно написано. Местами удачно и технично, особенно в "боевых" разделах. Но там, где вступает метафизика – донельзя перегружено деталями
А в целом фабула интересная, хотя и не новая: тоже "наши - там", но героя-попаданца неумолимая судьба ведёт не к счастливому концу, а к героической смерти на благо человечества и прочих рас Иномирья.
Facit: где-то на полпути между древнегреческой трагедией и голливудским боевиком-блокбастером.

12. Юлия Дэйкина, "Сновидица и лис" (http://proza.ru/2017/10/01/1789 )

- объёмный и многоплановый роман, дух которого прекрасно передаёт фраза главной героини-сновидицы: "Меня только что выбрали главой какой-то неизвестной мне организации и притом лишь потому, что этого захотел умирающий старик, у которого, скорее всего, было старческое слабоумие в запущенной форме."
Что понравилось:
В написанном от третьего лица прологе - описание бюрократических реалий "потусторонней" организации в  нашем мире и идея некоего "Фактора" как зародыша деформации, выводящей закосневшие миры из застоя.
В основной части – смена фокуса, когда повествование ведет попеременно то ОНА, то ОН. Детально проработанная фабула, любовная линия.  Динамичный приятный слог, который мечется от земной бытовухи к высокому штилю и обратно, хотя бытовуха получается у Юлии заметно лучше. И восхитительный мир снов.
Что не понравилось: "картонность" и условность  фантазийного мира, изобилие вовремя обнаруживающихся в кустах роялей... А также число сущностей настолько "сверх необходимого", что Уильям Оккам сполне мог бы зарезаться своей бритвой прямо в гробу.
Facit: чем-то напомнило "Танцующую с Ауте" Ан. Парфёновой – гениальная в своей инфантильности властительница мира, в котором фантазия заметно опережает писательское перо и нет места для чего-либо невозможного. А ведь  нас ожидает ещё и вторая книга!

11. Ника Рубаха, "Сказка туманного острова" (http://proza.ru/2017/09/28/1654 )

- и действительно ведь сказка, причём единым текстом. Типа, "русалка проплывала, хвостиком махнула, вот сестрички местами и поменялись".
Стилистически богато, читается легко и на одном дыхании.
Facit: если вам нравился в детстве "Конёк-горбунок" и хочется чего-нибудь лёгкого и с лёгким привкусом фэнтези  на сон грядущий – самое то.

10. Ли -Монада Татьяна Рубцова, "Я сломал палочку" (http://proza.ru/2017/10/15/878 ) - маленькая повесть-утопия.

Очень сомневался, включать ли вообще это произведение в свой обзор. Ведь казалось бы, типичная детская сказочка с политическими намёками, типа "Чиполлино" или "Незнайки на Луне". А по "несуществующему миру" и его обитателям скорее тянет на НФ, чем на фэнтези. Да и конфликты у героя настолько наивные и разрешаемые в мгновение ока, что тянут разве что на детский мультфильм...
Что же подкупило, что привлекло в этой "ли-монадной" истории и занесло её в конечном итоге в лучшую десятку моего личного рейтинга?
Прежде всего, необычный мир – подземельный лабиринт типа цивилизации дождевых червей, только разумных,  одноглазых и двуруких. Личность главного героя, которому, как и у братьев Стругацких, "хотелось странного", а это – страшнейшее преступление при любом авторитарном режиме. Неиссякаемый оптимизм и готовность к поиску нетрадиционых путей для построения светлого будущего в одном отдельно взятом подземелье. Да и, наконец, просто читается легко и весело.
Facit: только не принимайте слишком всерьёз, на "Полёт над гнездом кукушки" это явно не тянет, хотя проблематика, казалось бы, та же самая. Но в жанре "Ути-пути сю-сю-сю".

9. Евгений Ратник, "Я буду тобой" (http://proza.ru/2017/09/04/743 ) .

А вот это уже круто и не по-детски, хотя по объёму тянет лишь на небольшую повесть. Но по содержанию – увлекательный авантюрный фэнтези-роман со сменой личностей, миров и мотиваций. Многопланово, оригинально, увлекает и захватывает с первых же строк. Идеально для чтения запоем на субботний вечер.
Facit: тебе девушка, что, жизнь надоела? Ну хорошо, я у тебя её забираю, так уж и быть. Причём пользуюсь так, как мне захочется – и там, где мне нужно. А будешь себя хорошо вести, так, может быть, и обратно верну. Вот только с делами сначала управлюсь.

8. Александра Мендель, "Лучший мир - Проклятые".

Увы, "произведение удалено автором". А жаль, прекрасная повесть, и там было о чём поговорить: техно-фэнтези, динамичная крутая чернуха, неслабая интрига. Отчасти напоминает фэнтези-детектив "Origins in Death" Норы Робертс (на русском издавался как "Я, опять я и ещё раз я"). Повторюсь: жаль.
Но мы-то, критики, - мы люди ушлые и дошлые. Если вам интересно, милости просим в личку.

7. Юлия Киртаева, "Соприкосновение" (http://proza.ru/avtor/juliakir&book=1#1 )

– необъятный роман что каравай, "вот такой ширины, вот такой вышины", и с какой стороны не укусишь, всё вкусно. 104 главы, 2.1М знаков с пробелами, или 680 стр. убористым компьютерным почерком. Запоем такое не проглотишь – это сага для уютных вечеров. День за днём, месяц за месяцем... Но почитать стоит.
Я уже писал об этом произведении 2 года назад (http://proza.ru/2015/07/01/1200 ) и несказано рад, что Юлия смогла довести свою эпопею до финала, существенно подчистив и доработав текст.  Что привлекает?
Многоплановое повествование. Тщательно и разносторонне проработанный мир, вплоть до экономики или истории городского костюма. Выпуклые и совершенно непохожие друг на друга главные герои. Реальная правда жизни во всех её проявлениях вплоть до самых неприглядных. Столкновение мировоззрений "местных" и попаданки, взросление и развитие главных героев. Особенно запомнилась краткосрочная "командировка" глав.героини  домой ... И, конечно же, богатая разнообразная лексика, адекватно меняющаяся от персонажа к персонажу. Плюс цветовая насыщенность текста (скажем спасибо основной профессии автора).
Что коробит и царапает? Ну, конечно же, в первую очередь неимоверный размер. Интересно, да, но уж ОЧЕНЬ на любителя. И небрежение к орфографии, которым автор даже слегка бравирует.
Facit: самое трудное в написании подобных эпопей – довести до конца и остановиться на этом. Юлии Киртаевой, не в пример сотням здешних авторов, это блестяще удалось.

6. Вахненко Е.В., "Дерзкие. Начало" (http://proza.ru/2017/09/01/557 )

- водоворот необузданного авторского воображения в форме короткой повести. По одну сторону конфликта парочка любовников, несущих на себе проклятие родительских грехов: а по другую – вообще загадочная сущность, единая во многих лицах. "Не мышонка, не лягушка", и преследует собственные коварные цели.
Что понравилось? Богатый сочный язык, красочный калейдоскоп событий и то, что автор занимает отстранённую позицию, не становясь однозначно на чью-либо сторону. Читается легко и с интересом, а хитро сплетённая интрига не оставляет равнодушным.
Отдельной строкой понравилась здоровая сексуальность героев: ничто человеческое им не чуждо, будь они хоть трижды нелюди. Тоже редкость для литературы фэнтези.
Что разочаровало? Некая линейность сюжета, пожалуй. А в общем и целом вполне заслуживает.
Facit: Так кто же кого из героев в конечном счёте нае... в смысле победил? А это вы уж, уважаемый Читатель, сами для себя решите!

5. Денис Баранов, "Личный Демон" (http://proza.ru/2017/09/09/801 )

Нет, это не мини-повесть в трёх главах, это "поэма ля-бемоль мажор" - личностно сопричастно, страстно, allegro con brio. Оригинально по фабуле, хотя и на грани фола: лирический герой обуреваем демонами подсознания, в котором властвует, назовём вещи своими именами, педофилия. Хотя в этом Денис Баранов далеко не первый: "Аленький цветочек", "Красавица и чудовище" – тема вечна и неисчерпаема.
Красиво по языку, хотя изобилие "я" и пробивающийся канцелярит порой царапают. Предельно необычно по форме, эпический накал страстей...
Facit: А была ли девочка? Может, девочки-то и не было?

4. Андрей Георгиев, "Верд. Серый ангел трёх миров." (http://proza.ru/2017/10/06/1442 ) - роман в формате ХХL: 2 книги, 60 глав.

"Пишу для себя в первую очередь. Мне это интересно" – так представляет Андрей своё творчество. Я вам не скажу за все 198 сочинений автора, но "Верд" заинтересовал и меня. Чем?
Прежде всего, это фэнтези чистой воды: иной мир, иные расы, магия, битва добра со злом – всё как полагается. Подробно проработанный мир, продуманная история, запутанная интрига, да такая, что в двух строках сюжет не опишешь... Но главное, богатый и сочный язык повествования. Для взросших на классике жанра гурманов  - сплошное удовольствие.
Единственное, чего не хватило лично мне, так это эмоциональной сопричастности.  Местами становится скучновато. Забавно, конечно, и читается с удовольствием – но вот не цепляет.
Facit:
- Идет ли герой сам по жизни или его ведут обстоятельства? – спросите. 
- А так ли это важно?! – спрошу я в ответ. Движение, как известно, это наше всё, а конечная цель ничто.

3. Сергеев Андрей Алексеевич, "Дорога зверя" (http://proza.ru/2017/09/30/1973 )

- цикл из 7 новелл. Или, скорее, авантюрная повесть с элементами фэнтезийного фона.
Необычно по форме, захватывает и увлекает. А содержание лучше всего передаёт, циничная хлёсткая фраза главного героя, Альберта:
"Знаешь, я так много встречал непобедимых и всесильных на своём пути, что устал вас закапывать."
Сменяются властители на престоле, города и страны, друзья и враги – но рыцарь удачи востребован всегда и всюду, покуда не расстаётся со своей привычкой убивать.
Прекрасно написано, заставляет переживать, увлекает – твёрдая "девятка" по 10-балльной шкале по всем параметрам оценки и уверенное третье место в моём рейтинге.
Facit: В главной роли в этом голливудском вестерне очень хорошо смотрелся бы Клинт Иствуд.

2. Александра Тевс, "Приключения некромантки Леночки" (http://proza.ru/2017/11/05/1278 )

Нет, это не фэнтези – это восхитительная ПАРОДИЯ на дамское фэнтези. Как признаётся сама Александра, "Я решила собрать фэнтэзийные штампы и высмеять их."
Больше ничего и говорить не надо, наверное, кроме того, что автор со своей задачей успешно справилась. Читается запоем и на ура, наполняя вены бодростью и весельем. Особенно, если читатель хорошо знаком со стереотипами жанра.
Прекрасный язык изложения, коротко и ёмко. Захватывает, увлекает, а что сюжет банален – так от пародии именно это и требуется.
Facit: в ремесле некромантки здоровый смех – лучшее средство, которое и мёртвого из могилы подымет.

И, наконец, лучшее произведение в моём рейтинге:

1. Ольга Вэдер, "Сломанные судьбы" (http://proza.ru/avtor/vader76&book=13#13 ) – роман, причём уже 2-я книга.

Фэнтези с большой буквы. Хорошо проработаный сюжет, неоднозначные и донельзя "живые" герои, которые живут свою жизнь, а не служат фигурками на шахматной доске автора, как в подавляющей массе плохих и "средних" текстов этого жанра.
Прекрасный язык, читается легко и с удовольствием, но главное – заставляет сочувствовать и сопереживать. Поэтому счастливого конца не ждите. А просто прочитайте и получите удовольствие.
Facit: если твоё жизненное предназначение – быть принесённой в жертву ради Великого Колдовства, то много ли стоит такое предназначение? И такая жизнь?

_____________
И недоумённое замечание вдогонку:
Среди авторов сегодняшнего шорт-листа обнаруживается на удивление много новичков с первыми-вторыми произведениями и мало матёрых волков и волчиц жанра. Потому ли это, что в моём обзоре фигурируют ЗАВЕРШЁННЫЕ произведения, а войдя во вкус к писательству, подсаживаешься на этот наркотик и остановиться уже не можешь?
Не исключено, хотя и не доказано. По крайней мере, сам как матёрый критик на этом и заканчиваю. Приятного чтения, дамы и господа!