Истории одного детства-96

Ладо Булах
                ГЛАВА ДЕВЯНОСТО ПЯТАЯ.



.................Пап,а что вам с мамой бабушка сказала? А?!-хором выпалили Женя,Соня,Настя,Костик и Илюша.


-Да,что дальше было,Александр Николаевич?-хором выпалили остальные ребята.

-Дорогой,почитай,пожалуйста!-попросила растрогано Таня.


-Хорошо,мои милые! Куда ж от вас денешься! Слушайте что было дальше!-ласково сказал я.......



............Хата в которой жили мои бабушка и дедушка,где родился и вырос мой отец,была старая,смерековая. Её построил ещё мой прапрадед Платон Афанасьевич. Хата имела помимо главного входа ещё и вход со стороны просторной веранды,пристроенной уже моим прадедом Фёдором Платоновичем. Если водя в хату свернуть налево,то попадёшь в кладовую,или комору по нашему,чуть вправо в коморе был вход на чердак или горыще по нашему. А как пройдёшь мимо кадок,бочонков с квашеной капустой,мочёными яблочками,солёными огурчиками и помидорами,попадаешь в небольшую комнатку где дедушка качал мёд,там также хранилось всё необходимое по уходу за пчёлами,дальше ещё одна небольшая кладовая,и через коридорчик комната бабуни Кулинки. далее выход на кухню,а через кухню на веранду и в малую гостиную,а оттуда в комнату дедушки с бабушкой и большую гостиную,а так же прихожую. А если войдя в хату свернуть направо то из одной прихожей попадаешь в другую,оттуда в большую гостиную,из гостиной большой дверь вела в комнату дедушки с бабушкой,но если свернуть войдя во вторую прихожую влево,попадёшь в малую гостиную,далее на кухню,веранду или в комнату бабуни Кулинки. Вот в комнату бабуни Кулинки мы с бабушкой и пришли. В комнате было множество икон,горели лампады. Мы тут же полезли с Таней и подлили масла туда,всё поправили. Кровать бабуни Кулинки была застелена. На столе стояло распятие,горела свеча,лежали Библия и молитвенник. Мы сели за стол и бабушка сказала:

-Слухайтэ мэнэ ,диткы! Вы знаете шо меня уси Танею зовут,а на самом деле я-Фёкла,или Текля по нашому! Так в мэтрыци запысано! От того мэнэ баббауня Кулынка ,мама моя усэ жыття Теклюнэю звала. А все меня Таней зовут! От шо сталось тоди. Мий батько,твий,Сашуня ,прадид, Иван Сильвестровыч ,був добрым,алэ суворым. Колы я 5 мая 1919 года народылася,мама сказала усим що мэне Танею назвалы. А батькови моему имя цэ не понравилось,он пишов у сельсовет меня запысаты значить,и догою до одного кума зайшов,выпыв ,а там до другого,трэтего,чэтвэртого,пятого,шостого и наконец до сьомого шо жыв коло сельсовета. Ну й запысав мене батько Фёклой. Додому прыйшов як та ялынка,вэсэлый! Мама як побачыла що в метрике напысано ухватила рогача и гоняла батька добрый час вокруг хаты! Ото кино було! Уси сусиды потим жартувалы(шутили) над батьком до самой его смерти. Он на баяне играл,кузнецом був! Пидковы одною левою гнув! Якось дрова рубав,поранился,пишло заражение крови и вин помер. Ему шестьдесят всего было! А метрику мэни нихто нэ исправил,так и осталася я Фёклой,по нашому Теклей,а вси зовут мэнэ Таней. Отаки дила! А тепер слухайте уважно(внимательно) ! Бабуня Куынка була травницею,знахаркой,а щэ вона могла бачыты тэ що жодна инша людына(ни один другой человек) бачыты(видеть)  не может! Она нэ могла помереть,нэ пэрэдавши свий дар наступныку(преемнику) Клянусь,я думала она передаст дара дядям твоим,Сашуня,або тёте,то есть моим детям. Но...Я спрашивала её,почему она нэ хочэ назвать имя преемника? Она сказала мне:

-Доцю,я нэ хочу подавать когось з вас нэбезпэци(кого-то из вас опасности) ,а потому сама выберу наступныка! Чуеш?! Я отрымала(получила) сей дар вид прабабуси своей,и повынна(должна) побачыты(увидеть) наступныка! -.

И вот,предчувствуя того разу,що скоро пиде у вичнисть,она зробыла(сделала) выбир! И це ты,Сашуня! Тепэр ты будеш бачыты майбутне(будущее) ,мынуле( прошлое) ,будеш чувствовать биду,передбачаты(предсказывать) события,и противостоять силам правящим этим миром,силам що весь свит(мир) пиддають(подвергают) жить в хаосе,брехни,зли и змушуючи(вынуждая) людей творить такэ, що кров холонэ(такое,что кровь стынет)  в жилах! Отак ,диткы!И ще,оци иконы на покути ,Библия,молитвенник и раозпяття твои,Сашуня,а рэшта(остальные) икон тоже твои , жно ты должены выришиты(решить) их долю!  -.

Мы сидели с Таней оглушенные этими словами! Клянусь,это чистая правда! Так было на самом деле,дорогой читатель! Я воспроизвёл слова своей бабушки в точности так,как она говорила,правда переводя некоторые слова для ясности. Но так всё и было. Наконец я сказал:

-Що ж....Если бабуня так решила,хай так и будэ! Она знала ,что делала! Що ж,одну з икон,оцю,святого Пантелеймона,я отвезу отцу Анемподисту,а рэшту ...В храм наш пэрэдамо! Хай служат людям! -.

-Сашуня,мылэнький мий! Бабуня Кулынка пышалася б(гордилась бы) тобою! Ты прыйняв(принял) мудрое решение! Молодец! .

Мы помолились и вышли из комнаты. До самого вечера мы с Таней не могли поверить тому что услышали! Мы уснули ,попив только чаю. А впереди было моё первое испытание,передача икон храму,но сперва я увидел сон.....


.....Я  на поляне,в динной белой рубахе,рядом Таня,тоже в белой рубахе,мы идём,любуемся цветами удивительной красоты. Идём мы к исполинских размеров дубу,и вдруг из ниоткуда появляется бабуня Кулинка,одетая как всегда ,улыбается и говорит:
ба
-Прывит,диткы! Не бойтесь! Я нэ надовго! Слухайтэ мэнэ! Вам обоим предстоит пройти немало выпробовувань(испытаний) ! Особливо тоби,Сашуня! Але в тэбэ видныни(у тебя отныне) два имени ! Сашуня-Дашуня! Это твой оберег! Николы(никогда) нэ зрикайтэся(не отрекайтесь) виры своеи! Чтобы ни было! Николы! Чуете?! Николы! Вас будут змушуваты(принуждать) зрэктыся(отречься) от веры,будут делать это порой очень жестоко,но вы будьте мужественными и стойкими! Чуете?! А я всегда буду з вами! Всегда! Тилькы не забувайтэ згадуваты(только не забывайте вспоминать) меня добрым словом! -.

-Добре,бабунечка! Обещаем!-хором ответили мы.

-От и добре! Идить! Берэжи вас Господь!-сказала бабуня Кулинка и исчезла.

Мы с Таней разом проснулись и долго не могли понять сон то был или явь?! За окном едва брезжил рассвет и мы с Таней помолились и включив ночник стали читать Библию,удивляясь тому что всё прекрасно понимали! А день набирал силу и тогда я ещё и подумать не мог что за приключение нас с Таней ждёт.....