Гл. 3. Мистика как часть мифологического мышления

Юрий Чайкин
При рассмотрении мифологического мышления выделяют как  пралогическую, так и мистическую стороны. В сущности это два различных аспекта понимания действительности.

Мифологическое мышление рассматривает происходящее с точки зрения ассоциаций, временно-пространственных отношений, а не логических построения. В данном случае прослеживается та стороны мифологического мышления, которую  должно назвать пралогической.

Мифологическое мышление опирается в своем понимании на коллективные представления, которые анализируют и воздействуют на мир с помощью магии. Таким образом, с точки зрения содержания представлений мифологическое мышление можно назвать мистическим.

Мифологическое мышление непосредственно связано с мистицизмом. Мистицизм – умонастроение и учение, которые исходят из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается экстатическим способом.

Коллективные представления в первобытном обществе отличаются от современных мистическим характером. Этот мистический характер характерен для отдельных изотерических групп, но в целом коллективные представления современного человека далеки от мистики. Дело в том, что первобытное мышление ориентировано иначе, так как имеет не целиком логическую структуру. Первобытное мышление не оперирует причинно-следственными отношениями, выходящими из логических структур, в основе первобытного мышления мистический опыт познания мира и коллективные представления, регулирующие личностное восприятие мира. Первобытное мышление – это мышление ассоциативное. В нем заложены совершенно другие причинно-следственные отношения, нежели чем у современного человека. «Уловленная или замеченная последовательность явлений может внушить ассоциирование их: самая ассоциация, однако, заключается в мистической связи между предшествующим и последующим, которую представляет себе первобытный человек и в которой он убежден, как только он себе ее представил (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 136).

Что же важно в ассоциативном мышлении? Во-первых, временная последовательность. Но ее одной недостаточно. Во-вторых, личностный мистический опыт, опирающийся на коллективные представления. В-третьих, мистические отношения между предметами и человеком, которые улавливаются первобытным сознанием. Все эти причины имеют наличие сопричастности, и от их взаимодействия зависит восприятия действительности первобытным человеком. Мистический опыт связан прежде всего с магией.

Происхождение термина «магия» неизвестно. Вероятно, он возник от слова «маги», так называли себя жрецы Халдеи и Мидии в доарийском и досемитском времени. Жрецы того времени соединили в себе суеверие, философию и научные наблюдения.
В основе магии мысль о том, что вся природа насквозь прониклась незримой духовной энергией. Эта энергия не воплощается в неких божественных существах. Эта духовная сила присутствует в природе имплицитно, имманентено. Тёмная, беспредельная, она внушает благоговение и трепет, ибо эта сила, которой можно воздействовать на мир. Природа и границы магии опутаны непроницаемой тайной.
Изначально магия была связана с культом мёртвых, ибо смерть считали возвращением к природе. Духовная энергия, прежде облечённая в конкретную, ограниченную, управляемую, а потому менее пугающую форму человеческой личности, теперь приобретает власть бесконечную и неконтролируемую. Впрочем, не совсем неконтролируемую.

Жажда управлять этой силой, равно как и представления о средствах, нужных для этой цели, родились, возможно, из первых опытов исцеления. Одна из первейших потребностей человека была потребность в лекарствах. «И вполне вероятно, что способность известных природных, минеральных или растительных, веществ производить определенное воздействие, зачастую пугающее, на тело и сознание человека определялось как очевидное подтверждение того понимания Вселенной, которое мы можем назвать “магическим”» (Роллестон Т., Мифы, легенды и предания кельтов. М., 2004, с. 48.). 
 
По всей видимости магами стали те, кто научился лучше, чем другие понимать лечебные и ядовитые травы. Со временем появилась почти вроде колдовской науки, которая опиралась частью на действительные исследования, частью на поэтическое воображение, а частью на искусство священнослужителей. «Знание особых свойств, приписываемых любому объекту и явлению природы, воплотилось в обрядах и формулах, было привязано к определённым местам и предметам и выражено в символах» (Роллестон Т., Мифы, легенды и предания кельтов. М., 2004, с. 49.).

Подобное мнение высказал о магии Плиний: «Магия – это одна из немногих вещей, о которых необходим продолжительный разговор, и лишь потому, что будучи самым обманчивым из искусств, она всегда и везде пользовалась самым безусловным доверием. Пусть нас не удивляет, что она приобрела столь обширное влияние, ибо она соединила в себе три искусства, более всего волнующих человеческий дух. Изначально появившись из Медицины, в чем никто не может сомневаться, она, прикрываясь заботой   о нашем теле. Прибрала в свои руки и душу, приняв обличье более священного и глубинного духовного целительства. Во-вторых, обещая людям самое приятное и соблазнительное, приписала себе заслуги Религии, по поводу которых в человеческих умах и по сей день нет ясности. И дабы увенчать всё это, она прибегла к Астрологии; ведь каждый желает знать будущее и убеждён, что такое знание вернее получить от небес. И так, заковав человеческий разум в эти тройные оковы, она простёрла свою власть над множеством народов, и цари царей поклоняются ей на Востоке».   

В сознании современного человека мифологическое мышление не отделено четкой чертой от других видов сознания.  В произведениях фэнтези мы можем видеть чудесное переплетение рационального и иррационального, научного и фантастического. Так магию, этот элемент чудесного и непознаваемого, пытаются объяснить с помощью аналитических приёмов, свойственных научному мышлению.
Денис Петриков в своём романе рассуждает о магии. Любая магия есть в своей основе манипуляция волей и намерением. По его мнению, любая классификация магии условна. Но если говорить обще, то можно выделить магию разума, магию стихий, божественную, или светлую, магию гравитации, или измерений, где происходит манипуляция с материей и пространством.

К темной магии относится магия на крови и некромантия. Магия крови не столько самостоятельный раздел, сколько катализатор. Практикующие её маги замещают часть своей ментальной силы, взятой извне жизненной энергией. Обычно это свежая кровь или живое существо, принесенное в жертву. Подобное обращение к крови или к жизненной энергии жертвы позволяет достигнуть сравнительно высокой силы заклинания и экономить ману. По сути маг крови может обходиться и без жертвоприношений, но тогда он должен полагаться только на свои силы, что в тёмных ритуалах не всегда возможно.
 
Кроме магов, воздействующих на мир и людей с помощью силы, есть ещё один вид людей, способных совершать чудесное. Это оракулы. Боги отвечают на молитвы людей не только определёнными обстоятельствами, но и через оракулов, людей, способных делать достаточно точные предсказания. 

Совсем по другому рассматривается магия в романе Василия Токарева «Дорога Азерота». В данном случае магия –это определенный вид энергии, взятый из арканы. Аркана  – сырая неоформленная субстанция с высочайшим запасом энергии. Специальными процедурами из нее ткутся любые магические эффекты. Маг учится постигать течение магии в пространстве, сплетать заклинания. Заклинание есть прямая трансформация арканы. Долгое чтение заклинания необходимо, чтобы откалибровать мощность магического воздействия. Но это только техника. Вся проблема в самой магии.

В простейшем случае чародей превращает  энергию в какое-то заклинание, используя своё тело как проводник. Это дар, интуиция, или самое начальное обучение, но чаще всего всё-таки природный дар. Магия течёт сквозь мир неиссякаемыми потоками. Протяни руку и владей. Но всё не так просто.
Сила сама по себе не зла  и не добра. Она просто есть. Постепенно магия становится частью быта. Поэтому часто магией пользуется, не потому что нужно, а потому что можешь ею пользоваться. Здесь срабатывает закон возрастающей потребностей – чем больше  ты используешь, тем больше тебе хочется. Если возможности небольшие, то рано или поздно упираешься в потолок. Остановиться уже не получается. Начинается ломка. Магия больше не приносит удовольствия, нет радости открытия нового, всё опостылело, но надо заниматься магией просто потому, что тело привыкло пропускать сквозь себя энергию и жить без этого не в состоянии. Один день без занятия магией – проблематично прожить, а если больше, то вообще жизнь становится невыносимой.

Чтобы не обращаться напрямую к магическую силе, использовали особенности течения магии. Лед, огонь, аркан – вот три основных направления формирования заклинаний. Маг использует свои тело в качестве затравки, ему нужны минимальные способности колдовства, чтобы чувствовать магию. Дальше он подключает талисманы, ритуалы, пассы, заклинания, для того чтобы сформировать из слепой арканы конкретное воплощение. Это гораздо сложнее, и этому надо долго учиться. В данном случае, даже если бы маг  черпал из арканы, ему самому бы доставалось немного, поэтому бы физического привыкания не было.

  У тёмной магии другие источники. Их сила заёмная, поэтому они зависят от демонов прислужников, а больше половина всех заклинаний является прямой трансформацией мировой арканы. А в таком случае плата за пользование магией достаточно высока. Прямой вывод энергии в оформленные заклинания растлевает. Поэтому приходится всё время обращаться к магии. А так как своих сил не хватает, приходится вызывать демонов. Однако с ними не всегда справишься, и этот путь приводит к гибели мага и всего, что его окружает. Второй исход лучше для мага, потому что это не касается его самого. Специфика темной магии – это наслание на противника болезней, проклятий, чудовищной агонии и мук. Это сама основа. Некоторые тёмные маги, чтобы повысить уровень своей силы, увеличивают мучения своих жертв. Чаще всего темный маг погружается в аркану и перестает различать добро и зло. Он занимается магий. Ему хорошо. Остальных он либо терпит, либо убивает. Чтобы справиться темному магу необходимо спокойствие и концентрация.

Темная магия имеет три ветви: Проклятая, Демонология и Разрушение. Первая построена на медленном убийстве противника. Темный маг изучает как можно больше способов причинить боль магическим путём. Это требует от мага недюжинных способностей, ясный ум. Однако этот путь растлевает мага, потому что нельзя постоянно практиковаться в том, чтобы терзать кого-то сотней мук, и не сломаться самому.

Ветка демонологии на первый взгляд выглядит безобидной. Основную работу делает демон, а маг стоит в стороне забрасывает противника заклинаниями. В этой ветке проще всего привыкнуть к магии, поскольку демон позволит переводить аркану в без расчётов и раздумий. За мага работает демон, а маг только колдует. Здесь не требуется ни самоконтроля ни собранности.

Демон для темного мага является неотъемлемой частью мира, в которой заложены огромные возможности. Не всех демонов может вызвать маг, но любого можно подчинить, пусть и на короткое время. Демон для темного мага всё: солдат, защитник, лекарь, транспортное средство. Демоны не зло, они старше многих миров. Однако мораль их не совпадает с моралью человеческой, поэтому их считают исчадием ада.
 
Самая сложная вещь – Разрушение. Её задача как можно быстрее убить противника. Проклинатель не обязан выдерживать последовательность наложения проклятий, главное всё навесить на жертву. Демонолог может вообще ничего не делать, главное иметь демона. Дистракт подобен магу. Во-первых, собственно арканы в его арсенале мало. Он работает в основном с огнём. Это уже расчёты: огонь не просто соткать из энергии, он должен определенной мощности. Во-вторых, против разных противников должна быть разная тактика, которая иногда надо додумывать на ходу. Арсенал заклинаний не маленький, поэтому надо их правильно чередовать. Дистракту приходится всё время думать и считать, а это дисциплинирует. Организует дистракта и сам чистый лист, на котором нужно высчитать баланс сил, поэтому дистракту очень трудно зазнаться. Он точно знает, насколько силён и что может.

Темный маг, чтобы сохранить ясность ума, должен всё делать сам, чтобы не погрузиться во тьму, не работать с арканой напрямую, а переводить её в огонь. И никогда не затягивать мучения жертвы больше, чем требуется. Если хоть раз понравится, то от этого уже не отделаться. Садизм очень сильный наркотик. 
Некромант – маг, использующий доступные потоки силы, но только не арканы, а эманации умирающих существ. И амулеты для него не камешки с запечатанной энергией, а живые существа. И как бы ни был силен маг, но плата за силу несоизмеримо высока. Некромант всегда грязен, не чесан и оборван.  Невозможно любить общество и удовольствия, когда все время занят мертвыми. Нельзя быть всё время на кладбище с трупами и смертью и думать о любви. Если что и роднит некроманта с другими магами, так это высокомерие и презрение к простым смертным.               
 
В основе формирования древнейших форм верования и вообще веры в сверхъестественное лежит магия образа. Действие магических предметов определена не научным или бытовым знанием о предмете, а основана на определенном и даже можно сказать поэтическом образе. Недаром столь значительна роль певца в первобытном сообществе.

Особое магическое значение предметов, орнаментов и символов определяется их связью с властью над людьми, со смертью и потусторонним миром. Магические предметы и символы сопровождали человека и после смерти, поэтому их часто находят в местах погребениях.

Какие же это предметы?

Камни с отверстиями – это самая распространенная из реликвий древних культов. Их до сих пор почитают в магических практиках, связанных с родами. Очевидно, отверстия следует толковать именно как сексуальный символ.
 
Часто в местах погребений находят подвески, с различными камнями, кольца, различных форм и размеров, топоры.

Топор – общеизвестный символ власти, который часто изображается в наскальных изображениях бронзового века, египетских иероглифах и минойских рельефах.

Магическим считается как орнамент из волнистых и концентрических кругов, так и круги сложенные из камней. Спирали служили символами года и вечного возвращения, причем спираль, закрученная по солнцу, связывалась с летним (дневным) солнцем, а закрученная против солнца – с зимним (ночным, подземным). От этих спиралей произошли астрономические символы, обозначающие особые точки года. Дни равноденствия у кельтов обозначались двойной спиралью, символизирующей равновесие между дневным и подземным.

Особого рода одним из древнейших символов является крест.

Крест – универсальный символ, прежде всего символ связи микро- и макрокосма, духа и материи в их соединении. Крест символизирует вовлеченность духа (вертикальная линия) во время (горизонтальная линия).

Крест подчёркивает идею центр и основных направлений, ведущих из центра. Центр определяет высшую ценность пространства, определяя в нем линия и направления связей и зависимостей! Человек с мифологическим мышлением видит в кресте перекресток развилку пути. Общеизвестна роль перекрёстка как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении. Перекресток в мифах – это переход из одного царства в другое, место, где противопоставляется добро и зло, это место свидания ведьм и демонов, последний приют самоубийц.      

Первым цивилизованным народом, который использовал крест, были египтяне. В Египте встречается крест с кольцом, анх. 

Анх – крест с ушком, символ жизненной силы и воскрешения. В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ вечности) вместе же они обозначает бессмертие, вечную жизнь.   

В Вавилоне крест считался символом Ану – бога небес. В Ассирии крест был заключен в кольцо, символизирующие солнце. Очень часто под ним изображался ещё лунный серп. Этот символ – был атрибутом бога Ашшура-бога Солнца.
 
Свастика –крест с загнутыми концами. Если они направлены по часовой стрелке, то считалось, что они приносят счастье. Если они были направлены против часовой стрелки, то считалось, что они приносят несчастье. Такой символ называли саусвастика. Символ свастики  имел множество объяснений и положительное значение. 

Очень древний символ – корабль.

Достаточно часто встречается символическое изображение корабля на мегалитических плитах. Часто под кругом с тремя нисходящими лучами нарисована лодка с человеческими фигурами. В полном виде эта мегалитическая эмблема представляла собой ладью с человеческими фигурами и со знаком солнца наверху. Эти фигура символизируют мертвых, направляющихся в иной мир. Это не божества, так как антропоморфные изображения богов в период мегалита неизвестен.

С символом корабля мы встречаемся примерно в 4000 г. до н.э. в Вавилонии, где у каждого бога было собственное судно. Изображение богов несли во время торжественных шествий на носилках в форме ладьи. Барка бога Сина называлась Барка Света.

Символ корабля часто встречается на стенах египетских гробниц. Он связан с культом Ра, окончательно сформировавшемся до 4000 лет до н.э. Это барка солнца, судно, в котором солнечный бог совершает свои плавания. Он подплывает к берегам иного мира, везя с собой блаженные души мёртвых. В Египте солнечная барка иногда несет на себе просто изображения солнца, иногда фигуру бога с сопутствующими божествами, иногда множество человеческих душ, иногда тело, лежащее на носилках.
 
Являлись определенными символами и части человеческого тела.

Ладонь как символ власти – известный магический знак, вошедший даже в состав христианской символики.

Символ стоп известен достаточно давно. Согласно египетскому мифу, ступни были одной из тех частей, на которые разрубили тело Осириса. Они являлись своего рода символом власти. В 17-ой главе «Книги Мертвых» говорится: «Я пришёл на землю и получил обладание. Я – Атум». В Индии мы находим отпечаток ног Будды. Изображение ступней присутствует на дольменах в Бретани. В Ирландии существуют рассказы об отпечатках ног святого Патрика или святого Колумба.
 
Предметы наполнены мистическим содержанием, не потому что он приобретает какие-то новые признаки или несет на себе какую-либо идею, а потому что от предмета ожидается действие, наполненное какой-то таинственной силой и мощью. Мистицизм имеет под собой веру в силу, влияние, действия на человека, при чем эти качества неприметные, неощутимые для чувств, но, тем не менее, такие же реальные, как и сами предметы.

Сама реальность становится мистической, так как она воспринимается совсем иначе, чем ее представляет современный человек.

Как же мистические отношения между предметами и человеком действуют в сознании современного человека? Эти мистические отношения нашли отражения в коллективных представлений в виде пословиц и суеверий. Пословица в данном случае закрепляет коллективные представления как мистический опыт: не с той ноги встал. Наиболее полно в современном сознании мистическая связь между предметами и человеком представлена в суеверии. Женщина перешла дорогу с пустыми ведрами – к неудаче, с полными – к удаче. Здесь причинно-следственные связи не базируются на логических представлениях.

Полина Куценко, студентка 3-го курса Театрального института им. Щукина, рассказала, что ей на Рождество сестренка Агрофена, которой 5 лет, подарила мягкую игрушку в форме розочки. Полина решила взять её на экзамен по художественному слову, который принимал Василий Лановой. Студентка волновалась, схватилась за игрушку. Она сдала успешно экзамен, чего не ожидала. Теперь у нее сложилось убеждение, что эта игрушка ей помогла.

Предмет, помогающий преодолевать трудности, может быть разным. Однако коллективные представление предполагают определенные аналогии, которые могут быть переложены на действия человека. Человек, ожидающий какой-то помощи, наделяет предмет мистической силой.

В первобытном обществе мистическое отношение к существующему миру не традиция, а непосредственный опыт каждого члена сообщества. Для нас предмет, явление и живое существо несут на себе реальные признаки. Камень – это просто камень, а орел – это птица. Для первобытного человека камень, о который он споткнулся, наполнен еще какими-то дополнительными чувствами по отношению к человеку, добрыми или злыми, смотря по ситуации. «Например, для первобытного человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, представляет собой часть тотема, класса или подкласса. Поэтому каждый объект наделен определенными сродством, правами на членов своего тотема, класса или подкласса, обязательствами в отношении их, мистическими отношениями с другими тотемами и т. д. Даже в тех обществах, где не существует тотемизма, коллективные представления об определенных животных имеют, однако, мистический характер» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 136).

Есть нечто общее между сознанием первобытного и современного человека. И те, и другие разделяют впечатления на эмоциональные, моторные (волевые) и интеллектуальные. В человеческом сознании реальные факты и представления не дифференцируются, в сознании они не рассматриваются отдельно от чувств, эмоций и страстей. Если используется пралогическое сознание, то у человека формируется не только образ предмета, который он считает реальным, но реальными становятся и действия, исходящие от этого предмета или воздействующие на этот предмет. При мифологическом мышлении человек сам может оказывать мистическое действие на предметы, и предметы могут оказывать мистическое воздействие на человека, его разум и судьбу. Действие это определяется силой, таинственной мощью, исходящей от предмета. И эта таинственная сила, которая оказывает определенное воздействие на человека, признается как реальность и составляют один из важнейших элементов в знании об этом предмете. Такое представление о предмете становится мифологическим, если становится коллективным. В данном случае оно проявляется как вера в магическую силу слова, его влияния и действия, неприметные, неощутимые для чувств, но тем не менее реальные. 

В фэнтези магические предметы известны под наименованием «артефакты».   Эти предметы воздействуют на человека и мир посредством магии. 

Воздействует на мир и слово. Имеют магическое действие словесные формулы с формулировкой намерения на конечный результат. Слово может быть не только отражением реальности, но и при определённой практике реальность сама становится отражением слова.

В романе Василия Токарева «Дорога Азерота» магия слова проявляется как в устном виде, так и в письменном.

Магия слова – одна из самых древних. Вначале работали с образами.  Нарисовал на стене оленя, кинул копьём, попал – охота будет удачной. По мере развития общества образы ушли в мысленные представления, их заменили слова. Магу, чтобы получить какое-нибудь действие нужно заключить его в слова, прочитать заклинания. Однако развитие магических представлений продолжается: научились прописывать дополнительные магические эффекты к основному заклинанию.  Пишется на свитке определенная последовательность символов, на бумаге таким образом закрепляется магическое действие, и получается автономное заклинание, которое может использовать любой человек, даже не владеющий магией. Такое заклинание на бумаге называется «глиф».

Написание заклинания на свитке – сложное занятие, так как требует навыков каллиграфии, которое не должно быть ниже среднего уровня. Почерк нужен чёткий, ибо как написано, так и пойдут потоки энергии. Если же написано плохо, то может случиться непредвиденное. потому что потоки энергии будут разнонаправлены.

 
В магии друидов главную роль играли заклинания. Это были и приворотный заклинания, и оградительные. Исполняли жрецы и «злые песни», содержащие угрозу наслать разные беды, болезни и даже смерть в случае невыполнения требования.
Из песен родился первый  магический инструмент друидов. Основные формы песенных заклинаний, гальдр, нид и драпа.

Гальдр можно сравнить с мантрами из восточных учений, хотя звучит он несколько иначе. Гальдр – это бессмысленное, на первый взгляд, сочетание звуков с  одной и той же согласной и разными гласными или долгим напевом гласной или сонорной согласной. Вибрация этих звуков проникала прямо в мозг, вызывая гипнотическое действие. Некоторые гальдры могли вступать в резонанс и с силами природы. Вот отсюда и разгон облаков, и попутные ветры. Позже словом «гальдр» обозначали заклинания. 

Драпа – своего рода хвалебная песнь, которая при чтении вслух или вырезаниями рунами указывает воздействие на того, кому посвящена. Истинно магический вид драпы – это короткое, в одну-две висы (строфы), заклинание. Такой она была в самом начале развития друидистской магии Позднее центральное место занял повествовательный элемент. Позже драпа утратила магию и превратилась в обычную поэзию. Сохранился лишь восхвалительный элемент.

Магия драпы сложна, но основная идея проста до гениальности. Могучим воинам поэт хвалебные песни. Спой хвалебную песнь простому человеку и он станет могучим воином. Магический закон позволяет менять местами причину и следствие. В данном случае магический закон можно рассматривать как синтез нескольких законов, например, ассоциации и имени.

Нид – это хулительная песнь, магическое проклятие, построенное в соответствии с законами имени и ассоциации. Нид обладал сильнейшим воздействием.
Рассказывают, что когда Ханов Могучий сжёг корабль скальда Тарлейва и казнил его друзей, то Тарлейв переоделся нищим, вошел во двор ярла и выпросил разрешение прочесть сочиненные им стихи. Едва он их начал читать, как на ярла напал страшный зуд. Когда ярл понял, что человек читает нид, то было уже поздно. Торлейв дошёл до середины нида. В палате потемнело, оружие, которое было на стенах или у людей начало двигаться само по себе. Многие погибли, а у ярла отгнила борода и волосы по одну сторону пробора. Это была сила магического слова.

У жрецов был ещё один инструмент магического воздействия на людей и животных. Это обрядовые танцы. Это не развлечение, не игрища. Каждое движение мага подчёркивает закон вселенского равновесия. Каждая поза наполнена смыслом и тайной. У друидов эти позы назывались садхи. Ритуальный танец, исполненный под напевы гальдры в особое время, приводил исполнителей в резонанс со всем миром, делал магов почти всемогущими.