Этнокод. Несистемные размышления. Ч. 3

Записки Охотоведа
Психология - это в некотором смысле аспект космологии. Наша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела соотносятся с этой волшебной планетой .
В ее прежней изначальной "духовной" основе лежит вопрос: «Какие необъяснимые силы руководят или управляют нашими жизнями?" Что заставляет нас в один день выбирать одно направление, а в следующий - другое? Каков ответ на этот вопрос - случайность, психология, физика или шаманизм?
В реальном бытии этнических культур и жизнедеятельности человека, в том числе и мыслительной, мы практически всегда имеем дело с концептами, нагруженными коммуникативными, культурными, идеологическими и экзистенциальными контекстами, контентами (содержаниями) и смыслами, в том числе и темпоральными.
В биологическом и социальном плане - этнос проявляет свойство вида "человек" (HomoSapiens) в противопоставлении иным частям (популяциям, группировкам, сообществмм) человечества - "другим", причем объединяться в этнос нельзя, им можно быть изначально как любому другому природному явлению.
Если прежняя суть наших правил заключалась в непосредственной прямой связи между этносом и некими высшими силами, которые "зашифрованы" в системе верований, ритуалов, мифов, фольклоре, обычном праве, то глобализационная сущность сегодняшнего дня еще более не позволят понять суть нашего этнокода.
Это успешно объясняется и средставми этнопсихологии и поведенческой географии: назови место и ты его "обживаешь" в своем ментальном восприятии, и каждый раз когда меняются или забываются прежние названия, происходит "переписывание" договоренностей с пространством.
Жесткие нравы обыденной жизни людей Средневековья мало способствовали романтизации "первобытных" лесов, именно естественный лес был помехой земледелию, но важнейшим ресурсом для жизни. Лес рубили на все человеческие нужды, лес выжигали для освобождения мест под пашни, звери и птицы разнообразили скудную пищу крестьян, и составляли изыски к столу благородных господ.
Гуманизм эпохи Возрождения Европы переоткрыл многообразие и значимость великих человеческих культур многих эпох и веков (Леви-Стросс), одновременно усиливая дуализм различий между "дикарскими" и "примитивными" культурами и величие антропоцентризма, воплощаемого множеством взаимодействий, включающим природное, божественное и гуманистическое содержание.
Так то что я называю дикой природой, и это территории которые еще сохранили остатки прежней космологической договоренности с пространством, они еще где-то поддерживаются КМН там где и тем самым живут по другим еще пока вселенским законам. Из этого много, что может следовать.
Совсем по другому могут рассматриваться естествознание, политика, экономика и пр. Но мы стоим перед лицом многих еще более серьезных и масштабных глобальных проблем, нас сберегают еще как "на северах" в России территория почти неосвоенная, конечно относительно освоенной осталось очень мало, но еще есть.
Хотя и культура ее следы прошлые и современные на планете везде будут, но определяет критическая масса этих изменений ландшафтов. Пока спекулятивные еще изложения не выстроены в фиксированную систему, и даже хотя существует нелинейная зависимость и не "высвечивается" наша заданность этнокодом, но ведь даже "когнитивно-современно-вооруженные" психологи не берутсясложный процесс составления даже персональной мозаики, что доказывают общение с индивидуальной психикой.
Учение о "Живой Этике" рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Генетика, ваши сновидения, внешние события в человеческом мире или космос?
Представляется, что концептуальный выбор до сих пор очень обсуждаемой этнической теории может быть достаточно оправданным, однако имеет смысл, ориентироваться на более "твердые" философские и психологические основания, раскрывая истинную специфику взаимодействия человека и природы.
Наукой биологическое наше существо выявляется через расшифровку формулы генома человека, посредством сложнейших процедур клеточно-молекулярного изучения пептидов, белков, ДНК для выявления биологического кода человека.
Изучая в сравнении различные геномы было сделано предположение, что помимо медленной и постепенной эволюции, связанной с накоплением и закреплением мутаций — замен отдельных звеньев ДНК цепи, — иногда скачкообразно происходили очень сильные изменения, при которых наблюдалось внедрение в различные участки генома большого числа мобильных элементов, после которых изменялась функция сразу множества генов.
В информационном аспекте лучше взять иную скорее технотронную, чем иную аналогию, это представляется убедительно можно показать на метафоре компьютера. И в своей физической (биологической) основе человек представляет "компьютерное железо" через генетические каналы и сознание приобретается "программное обеспечение" с тем, чтобы человек смог жить.
Причем на "флешке", который каждый из нас получает далеко не все программы инсталлируется, условием их активизации является саморазвитие человека до определенной ступени, при которой лишь может быть запущена и может действовать программа.
Обращает на себя внимание, однако, больше внимание и реанимация концепции Геи о целостности планеты, о ее функциональности как единого организма, уникального образования Космоса.
Ноосферная парадигма продолжает привлекать активное внимание научного сообщества, при том, что ее элементы претерпели значительные изменения в период ее активной разработки и переработки в ХХ в.
Природа, по современным геоэкологическим представлениям, и в контексте экологической философии и философии экологии, предстают как дихотомия освоенного (очеловеченной природы) и неосвоенного пространства - дикой природы. Именно данный пространственно-временной континуум позволяет отобразить достаточно верно существующую диалектику взаимоотношения человека и природы.
Новый вектор глобализации вполне очевиден в современных условиях, и политические и экономические силы вполне отчетливо определяют нынешнюю ситуацию, в которой Китай выступает в качестве нового центра определяющий иной миропорядок, пока же в начальной стадии своей экспансии, придерживающийся ранее определенных приоритетов.
Вполне ожидаемо то обстоятельство, что определенным образом сменяются условия и структурные элементы наднациональных стратегий и фундаментальных международных программ: отчетливо вырисовывается приоритет "зеленой экономики", территориальной экспансии в ранее неосваиваемые районы, активный ввод в ресурсное пространство обширных площадей морских акваторий и арктической зоны.
Наблюдается неостановимая экспансия человечества на ранее сохраняющиеся территории и морские акватории планеты, что коренным образом меняет установившееся в течении многих сотен веков планетарного равновесия. Достаточно самоочевиден тренд на "схлопывание пространства" или "пространственное сжатие", что вполне отчетливо просматривается для территории нашей страны.
В условиях глобаризтирующегося общества оказывается весьма затрудненным, и практически невозможным корректное обращение к пониманию настоящей роли этнических общностей, как и иных конструктов, которые все в большей степени заменяют прежние представления об этносе.
Культурные аспекты, паттерны, как и генезис этого фундаментальной основы человечества должны быть кардинально переосмыслены и изменено их понимание. Необходимо верное определение континуального взаимодействия традиций и инноваций, требует нового рассмотрения воззрения о языке, мифах и обычаях, архетипов и образов, новая глубокая переработка накопленного исключительного объемного и разнообразного эмпирического материала. 
Как современный пример, под "натиском" цивилизационных перемен пространство коренных малочисленных народов схлопывается, эти народы теряют свое традиционное пространство жизнедеятельности, за потерей их территории и прежнего образа жизни, суммарно особой культуры следует "космическое наказание", и сам народ перестает существовать, ассимилируется, растворяется, становится частью другого как правило более крупного метаэтноса".
Примеров множество - айны, кеты, уйльта и др. И если в этнологичесой и социологической литературе хорошо известно о самой проблеме исчезновения "коренных малочисленных народов" (КМН), унификации и упрощении культуры, потери языков и традиционных форм жизнедеятельности. Коренные народы являются особой креатурой ООН, в частности, в плане выражения правового аспекта на среду своего обитания и жизнедеятельности, что было особенно актуально при прежней уже уходящей стратегии устойчивого развития "западного типа".
Во множестве этнографических работ успешно доказывается, что местные названия, вся топонимика основана на "присвоении". И здесь заметим, что по отношению к современности, мы ВСЕ больше  и больше становимся бездомными, изменяя, трансформируя, и теряя при этом нашу планету, разрывая индивидуальные и общественные связи с конкретным местом.
Даже, при осозновании большой демагогической заказной роли концепции коренных народов, предстает очевидным необходимость поддержания этнической их сохранности в местах исторического проживания и жизнедеятельности. Только при этих условиях возможно "прочтение" этнического кода, новое понимание прежних космических договоренностей, определение.
Мы же все еще пока пребываем в постмодернистском дискурсе являемся свидетелями и участниками того, как рациональная культура современности истребляет само понятие Вечного, завершая закономерность человеческого пребывания в сакральном пространстве мифов и преданий, и представляя человека во все большем окружении преобразованной им природы, зато с желаниями все более изощренно-развиваемыми по сравнению со своим еще биологически-неизменным кроманьонским пращуром.

Фото представлено Юрием Герасимовым