Цена отчаяния

Александр Андриевский
***

История, которую хочу рассказать читателям, волнует меня до сих пор. Произошла она недавно с человеком, которого я немного знал. Мой знакомый был соседом по дому. Ему было восемьдесят два года. На пенсии он находился более двадцати лет. Звали его Михаил Ефимович. Жил он в нашем доме на втором этаже, в однокомнатной квартире. К великому сожалению, фамилию его не знаю: знакомство наше было " шапочным", так говорят в подобных случаях.

Михаил Ефимович был человеком высокого роста, примерно: метр девяносто. Он выглядел моложе своих лет. В последние два года ходил с тросточкой. Как у всех пожилых людей, у него были болезни, которые называют "возрастными". На болезни он не жаловался. Почти полгода его мучили кожные заболевания: на руках и ногах у него появлялись какие - то коросты, он их смазывал, они исчезали, но потом снова появлялись. 

Однажды, глядя на свои руки он сказал: - Жить не хочу! Сколько можно жить? Не хочу болеть! Надоело.

- Ефимыч,- я посмотрел  на него:- Ты живи, и радуйся жизни! В гости к Богу не бывает опазданий. Сходи на приём к участковому врачу, поговори с ней о том, что тебя беспокоит. Не унывай! Уныние - это один из смертных грехов. Не падай духом. Лечись.

А! - Он махнул рукой, - ходил я к ней, а чё толку? Может быть, на той неделе схожу. Не буду загадывать. Посмотрю. 

***

После седьмого ноября я ни разу не видел его. " Наверно, дед хорошо отметил  столетие Октябрьской революции, а сейчас он приходит в себя",- думал  о нём.

В один ноябрьских дней я возвращался домой от сына. Услышав шаги за спиной, обернулся и увидел, идущую следом за собой , соседку со второго этажа.

Догнав меня, она заговорила : - Вы знаете о том, что Михаила Ефимовича похоронили?

- Нет, - я был удивлён её словами.
 
- Седьмого ноября он был у знакомого на двенадцатом этаже,- говорила она,- сильно напился водки и говорил мужикам, с кем выпивал :- Не хочу я жить! Устал! Потом, на лифте опустился на свой этаж, зашёл в свою квартиру, лёг на кровать и умер. Я два раза проходила по улице, под окнами его квартиры и видела, что в кухне и в комнате горят электрические лампочки, а его самого нигде нет. Сказала своим соседям: - Пойдём к Михаилу и посмотрим, что с ним случилось. К квартире подошли, один из соседей зашёл в неё, вышел и говорит: - Нужно милицию и скорую вызывать: Михаил Ефимович умер. Вызвали их.  Они увезли его сразу же. Никого из соседей не тревожили: ему же было восемьдесят два года. 
    
- Если бы он не отчаялся и не говорил, что жить не хочет,- сказал я соседке, - то может быть, и пожил бы ещё на белом свете.