Сон и сновидения. Ч. I

Леонид Андреев 2
"Сон и сновидения" являются одним из подразделом книги "Почему вам лгут про витаминыв

Советы по профилактике заболеваний можно было услышать от врача 50-70 лет назад, когда семейный врач владел существенной частью информации, накопленной медициной. Сегодня далеко не каждый терапевт способен разобраться в медицинских текстах, предоставляемых ему смежниками. Есть два подхода к изучению живого организма - холизм и редукционизм. Холизм предполагает исследование на уровне целого организма. Редукционизм предполагает разрезать и посмотреть, то есть основан на представлениях, согласно, которым сложные явления могут быть полностью исследованы и даже объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым. Приоритет исследования целого по отношению к его частям, включает в себя две опции: умение наблюдать за поведением целого организма и умение собрать на уровне функционирования целого те сведения, которые могут быть получены в исследовании редуцированных частей целого организма.

Хирургия неплохо работает на уровне редукционном. В этом смысле она приближается к точной медицинской науке. С учётом целого ряда отклонений анатомическое и функциональное строение человеческого организма одинаково. Терапевт же сталкивается с живым целым организмом. Задача его в принципе намного сложнее, он должен уметь сопоставлять аналитические данные на уровне целого организма, сопоставлять отдельные фрагменты аналитической информации, но это профессиональное умение очень сильно связано с индивидуальными способностями терапевтов, а в высшие учебные заведения принимают практически всех, включая тех, у кого с этими способностями дела обстоят весьма неважно.

Расширение медицинского знания шло в основном по пути редукционистской методологии. Если в далёкие времена лекарь по виду пациента мог примерно прикинуть те основные недуги, которыми он мог бы страдать, то современный терапевт, имеющий доступ к многочисленным анализам, без последних как без рук. Для того, чтобы синтезировать из анализов целостную картину здоровья человека, нужно обладать незаурядным талантом и широким спектром приёмов, которым в высших учебных заведениях медицинского профиля в наше время не учат. Мало того, привычка опираться на данные портативного медицинского компьютера приводит к тому, что практикующие терапевты, как правило, быстро забывают основы медицинской биохимии, которые им преподают на начальных курсах университета. Яркой иллюстрацией этого положения является тотальная борьба с холестерином, которой увлекаются современные терапевты в качестве простого и удобного способа изобразить высокую профессиональную активность, когда не знают, что сказать пациенту.

Сегодняшний уровень аналитических исследований в биологии достиг невероятно высокого уровня. Используется высочайшего уровня аналитическая техника с применением дорогого масс-спектрометрического, хроматографического, спектрального оборудования, методов иммунологического анализа, методов секвенирования нуклеионовых кислот. Вся эта аналитическая техника работает преимущественно в автоматическом режиме, не составляет особого труда подготовка специалистов для работы на этом аналитическом оборудовании. А для того, чтобы использовать вал аналитических данных на уровне целого организма нужно всего лишь умение логически мыслить, точнее сказать, вообще мыслить. По этой причине часто в популярной и полунаучной литературе те или иные особенности поведения человека объясняются выработкой тех или иных гормонов, а не выработка тех или иных гормонов объясняется теми или иными особенностями поведения человека.

Нобелевский лауреат Отто Варбург около сотни лет назад, используя примитивное аналитическое оборудование, предложил гипотезу, объясняющую возникновение рака: "Рак, в отличие от других заболеваний, имеет бесчисленное множество вторичных причин возникновения. Но даже для рака, есть всего одна первичная причина. Грубо говоря, первопричина рака - это замена дыхания с использованием кислорода в теле нормальной клетки на другой тип энергетики - ферментацию глюкозы". В 1924 году Варбург выяснил, что здоровые клетки генерируют энергию благодаря окислительному распаду органических кислот в митохондриях (окислительному фосфорилированию), а опухолевые и раковые клетки, напротив, получают энергию через неокислительный распад глюкозы (гликолиз). Переход на бескислородный способ энергетики, согласно Варбургу, приводит к автономному бесконтрольному размножению клеток: они начинают вести себя как самостоятельный организм, стремящийся к воспроизводству. На основании этого открытия Варбург предположил, что рак можно рассматривать как митохондриальное заболевание.

Такой глобальный вывод, полученный с помощью примитивного аналитического оборудования несомненно подсознательно все эти десятилетия вызывал ревность учёных-онкологов, пользовавшимися самым современным оборудованием и, тем не менее, неспособными на обобщения подобного масштаба. Большинство ученых не признавало открытие Варбурга и считало, что гипотеза Варбурга демонстрирует лишь побочный эффект, но не причину рака. Почти сто лет понадобилось армии учёных онкологов, чтобы придти к выводу о том, что Отто Варбург был абсолютно прав. Совсем недавно исследователи из Бостонского колледжа (Boston College) и Медицинской школы при Вашингтонском университете (Washington University School of Medicine) (http://www.jlr.org/content/49/12/2545.full), США, получили доказательства в поддержку теории Отто Варбурга (Otto Warburg) о происхождении рака.

1.3. Сон и сновидения

Существует довольно большой спектр медицинских и околомедицинских проблем, которые принципиально нерешаемы с позиций редукционизма. Когда-то среди научных работников был популярен шутливый лозунг: "Померил - напечатай!". Сегодня по теме биологической значимости сна и сновидений многие представители науки "сомнология" регулярно меряют и публикуют, но проблема, как была, так и остаётся нерешённой. Я кратко опишу здесь состояние этой проблемы для того, чтобы люди, которые верят в то, что "наука всё знает", поняли бы, что на уровне живых организмом наука сегодня мало что знает, при том, что научные работники продолжают по традиции измерять всё, что можно измерить, и отсутствие обобщённого знания не вызывает у них депрессии.

В 1994 году профессор математики Лондонского университетского колледжа и физики Нью-Йоркского университета Алан Сокал опубликовал в журнале Social Text длинную статью "Преступая границы: к вопросу о трансформативной герменевтике квантовой гравитации". Это был бессмысленный, наполненный псевдонаучными рассуждениями текст, лишенный какой-либо значимости, но очень напоминающий множество "научных" статей физической и биологической тематики. Весь этот бред успешно прошел редактуру и был опубликован на страницах солидного научного журнала. Сразу после публикации Сокал в журнале для физиков раскрыл мистификацию. Этот эпизод вошел в историю как "мистификация Сокала".

Истина в наши времена - не самое главное. Самое главное с годами становится всё главнее и главнее и проявляется в виде продуктов гумификации изнасилованных в особо античеловеческой форме лозунгов Французской революции. "Свобода, равенство, братство и всеобщая справедливость" настоятельно требуют, чтобы все могли высказаться, даже если это - бред сумасшедшего или просто циничная манипуляция. Доля людей, прямо или косвенно связанных с наукой, неизменно растёт. Это приводит к тому, что в этой сфере социальной активности неизменно увеличивается процент людей, которые в силу своих природных качеств для этого рода деятельности попросту непригодны. Давно известно, что человека, уверенного в своей правоте, не тянет выражаться витиевато. А в современной науке человек, высказавший простыми словами простую и совершенно очевидную истину, выглядит неубедительным и даже подозрительным. Его мысли по делу, высказанные в отсутствии порой совершенно ненужного экспериментального подтверждения, сдобренного математической статистикой, характеризуются презрительным диагнозом "спекулятивное умозаключение".  В прекрасном обзоре А.К. Сухотина (https://scisne.net/a-1636?pg=7) убедительно иллюстрируется то обстоятельство, что подавляющая часть крупнейших открытий в истории науки сделана именно дилетантами.

Сколько лет человек существует как вид, столько лет он задумавается над тем, что такое сон и почему мы видим сны. Изучением снов занимается наука сомнология, изучением сновидений - онейрология. Эти науки представляют собой раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека. Сомнологов в мире развелось великое множество. Например, в США существует около 600 сомнологических центров, во Франции их около ста. Практически единственным серьёзным достижением сомнологии последних десятилетий можно считать обнаружение однополушарного сна у китов, дельфинов, крокодилов, птиц. Люди и другие наземные млекопитающие, во время сна полностью отключающиеся от окружающего мира, являются исключением. По всей видимости однополушарный сон возник у общего предка птиц и рептилий, а затем независимым образом сформировался у морских млекопитающих. У морских млекопитающих однополушарный сон вызван необходимостью периодически подниматься на поверхность для вдыхания воздуха, без чего в воде они могут задохнуться, у других - с целью поддержания безопасности.

За время существования сомнологии немерянно померянно всего, что можно померить. Сегодня будет большим преувеличением сказать, что мы что-то знаем о том, для чего человек спит и видит сны. Спят даже фруктовые мушки, не говоря уже о слонах и баранах. Коты с кошками спят в среднем по 16 часов. Люди - в два раза меньше. Но вопрос о том, для чего спят живые существа, является одним из важнейших вопросов современной науки. Под названием "сон" мы иногда подразумеваем сновидение: "Я видел сон...". Сновидения сопровождают любой сон человека, но во многих случаях человек не может вспомнить, что он видел во сне, или вспоминает отдельные фрагменты сна, которые забываются, как правило, через несколько минут после просыпания. Сон, как особое физиологическое состояние человека, можно отразить в виде измерений, например, с помощью электроэнцефалографии. Охарактеризовать сновидение с помощью измерений невозможно. Все те многочисленные исследователи, которые, пытаясь понять феномен сна и сновидений, начинают с измерений, а не с гипотез на уровне целого организма, заканчивают свои редукционные усилия гипотезами, основанными на том, что и как они померяли. Результаты порой оказываются странными и даже смешными.

Так, один большой учёный, доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории передачи информации в сенсорных системах Института проблем передачи информации РАН И. Пигарев, в относительно недавней лекции (http://polit.ru/article/2014/05/04/pigarev/) прямо заявил: "Но я должен сразу огорчить, наверное, очень многих, кто пришел на эту лекцию, что как раз о снах в смысле как о сновидениях, ради чего, наверное, большая часть слушателей здесь собралась, я как раз говорить ничего и не буду. Потому что состояние сна и сновидения это вещи совершенно разные, и если первое, действительно, чрезвычайно интересно, то второе, с моей точки зрения, ничего интересного не представляет." Для этого учёного, о взлядах которого на феномен сна я расскажу ниже, сновидения не имеют никакого смысла, поскольку он не имел возможности опросить кошек и обезьян, с которым работал, что они видели во сне.

Согласно висцеральной (кишечной) теории И. Пигарева, в этот период мозг занят обработкой не сигналов, поступающих из внешних сенсорных каналов (зрения, обоняния, осязания, слуха), а сигналов, идущих от внутренних органов, из желудочно кишечного тракта. Один из "экспертов" - руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова - так художественно "замыливает" проблему сновидений: "Часть информации может проникать во время сна в кору головного мозга из окружающей среды, но вряд ли это может сформировать сновидения. Я бы сравнил сновидения человека с хвостом кометы. Это означает, что любая информация, которая была получена человека с момента его развития и даже до его появления на свет, имеет определенный след – как в комете частичка ледяного ядра переходит в хвост, и чем дальше она от ядра кометы, тем больше удаляется событие во временной шкале. Но оно все равно неразрывно с ядром." Получается так, что, когда человек регулярно видит во сне любимую женщину, то эта любимая женщина появляется в его снах в качестве эманации деятельности ЖКТ.

Зигмунд Фрейд считал, что в сновидениях человек реализует свои скрытые желания, чаще всего связанные с сексом (https://systemity.livejournal.com/945106.html). Приводимые в цитированной статье примеры интерпретации реального сна по Фрейду у современного образованного человека не могут не вызвать снисходительное отношение к проявлению очевидной бредовости, хотя когда-то всё это выглядело серьёзным научным достижением. Сновидение является галлюцинацией в чистом виде (http://systemity.livejournal.com/2399180.html), поэтому не может быть объектом логического анализа. Карл Юнг писал, что сновидение является "прямой манифестацией бессознательного", и только "незнание его языка мешает понять его послание". Причины, по которым мы видим те или иные эпизоды, хранимые в нашей памяти и включаемые в динамику сновидений, по моему мнению никогда не будут выявлены и систематизированы. Это вытекает из гипотезы, объясняющей природу снов и сновидений, которуя я предложил много лет назад и которую вкратце ниже изложу. Главной проблемой в понимании сущности сновидений является их галлюциногенность, главный вопрос состоит в том, почему сновидения практически никогда не запоминаются, а те, которые запоминаются, проявляются в виде дежавю с отсутствием малейшей возможности вспомнить, где и когда этот эпизод был ранее увиден.

Существует гипотеза о том, что сновидения помогают человеку подготовиться к опасностям: мозг как бы репетирует встречи с теми или иными угрозами, которые могут произойти в жизни. Согласно этой гипотезе сон - это механизм, придуманный эволюцией для защиты нас от опасностей. Согласно другой точке зрения сновидения помогают справиться с душевными переживаниями. Существует мнение, что во время сновидений головной мозг обрабатывает все, что случилось с нами за день (или даже за прошедшее время) и создает некий архив воспоминаний. Недавно было высказано мнение о том, что сон наращивает производство клеток, которые создают защитный материал, известный как миелин, покрывающий нервные волокна. Нехватка миелина тесно связана с развитием рассеянного склероза, объясняет команда американских исследователей из Висконсина (http://www.bbc.com/news/health-23932577).


(Окончание следует)