Одно любопытное примечание к словам Фиделя

Елена Лях
На двух встречах со студенческой молодёжью в Международный день студентов 17 ноября 2005 и 2010 гг.
в речах Фиделя Кастро, с которыми он выступал перед аудиторией
(об этом здесь -  http://www.proza.ru/2017/11/18/192),

прозвучала примечательная фраза, требующая расшифровки:

«Мы не только совершали эту Революцию в течение многих лет на свой страх и риск,
но в определенный момент мы также убедились, что в случае прямого нападения Соединенных Штатов они (Советский Союз. – Е.Л.) никогда не сражались бы за нас, и мы не могли бы просить их об этом… С развитием современных технологий было бы наивно думать, или просить, или ждать, что эта держава (СССР. – Е.Л.) вступила бы в войну с другой (США. – Е.Л.), если бы та напала на островок (Кубу. – Е.Л.), находящийся здесь в 90 морских милях, и мы пришли к полному убеждению, что этой помощи мы никогда бы не дождались.
Даже больше: мы спросили их прямо за несколько лет до их исчезновения (до развала СССР. – Е.Л.): “Скажите нам откровенно”. “Нет”. Они ответили то, что мы знали, что они ответят, и тогда, более, чем когда бы то ни было, мы ускорили развитие нашей концепции и усовершенствовали тактические и стратегические идеи,
благодаря которым победила наша Революция…».

О чём говорил Фидель, приведя справедливый кубинский вопрос и отрицательный советский ответ по поводу защиты Кубы от агрессии США, нарушивших тысячу раз своё обязательство, данное в 1962 году Советскому Союзу (Карибский кризис) не нападать на Кубу?
Как известно, за стол переговоров Кубу тогда не пригласили, решив за неё.

Расшифровку фиделевской фразы находим в интервью Рауля Кастро 1993 года мексиканской газете El Sol de Mexico.

То, что рассказал Рауль мексиканскому корреспонденту Марио Васкесу Ранья, не было известно никому, ни послам СССР на Кубе, ни даже Николаю Леонову, генерал-лейтенанту в отставке, бывшему начальнику аналитического управления КГБ СССР, много лет работавшему с Кубой и обоими кубинскими лидерами. Неизвестно было Н.Леонову (по его собственному признанию) до тех пор, пока он не занялся написанием книги «Рауль Кастро», вышедшей в свет в 2015 г.


                Отрывок из интервью  РАУЛЯ  КАСТРО*:



«В начале 80-х годов я посетил СССР и имел официальную встречу с Генеральным Секретарём ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета (обе должности в то время совмещал Ю.В.Андропов)**. На беседе присутствовали Министр обороны и Секретарь ЦК, курировавший международные отношения. Я был один, по их просьбе. Переводчик был советский.

Целью нашей поездки в Москву было довести до сведения советского руководства наше мнение о том, что в связи с антикубинской агрессивностью, проявленной администрацией Р.Рейгана с первых недель своего пребывания в Белом Доме, надо было бы срочно предпринять политические и дипломатические шаги с целью сдержать возобновившиеся угрозы янки нанести военный удар по Кубе.

По нашему мнению, такие шаги могли бы носить форму официального советского предупреждения Соединённым Штатам, что Советский Союз не потерпит агрессии против Кубы и требует от Вашингтона строго соблюдать обязательство не нападать на Кубу, которое было дано в результате Карибского кризиса 1962 года. Всё это могло бы быть подкреплено дополнительными жестами, которые бы подчеркнули политические и военные узы, связывающие Кубу и СССР. …Ответ высшего советского руководителя был категоричным: в случае американской агрессии против Кубы мы не сможем вести военные действия на Кубе… потому что вы находитесь в 11 тысячах километров от нас, и добавил: «Мы что, пойдём туда, чтобы нам набили морду?»

Советская сторона дала нам знать, что она не намерена делать никаких предупреждающих заявлений Соединённым Штатам в связи с Кубой и не собирается даже напоминать Вашингтону об обязательстве Кеннеди, данном в октябре 1962 года, которое ставилось под сомнение каждой новой очередной администрацией янки…

Хотя мы уже давным-давно исходили из уверенности, что СССР не станет воевать из-за Кубы и что нам для самообороны надо полагаться только на собственные силы***, всё-таки именно в момент наибольшей опасности советское руководство ясно, торжественно и официально заявило нам, что в случае военного нападения со стороны США Куба останется в драматическом одиночестве.

Если бы Соединённые Штаты узнали тогда об этой позиции СССР, поняли бы, что их действия окажутся безнаказанными, они бы восприняли эту новость как приглашение к агрессии.

Это заставило нас держать эту информацию в строжайшем секрете, чтобы не стимулировать наших противников, но удвоить нашу подготовку к всенародной войне, если империалисты нам её навяжут.

Поэтому после моего возвращения из Москвы на заседании Политбюро я в общих чертах проинформировал о результатах поездки, а Фидель сказал, что это вопрос – столь горестный и столь важный и опасный в случае утечки информации о нём, что попросил разрешения оставить его только в компетенции Первого и Второго секретарей… Политбюро с этим согласилось.

Для внешнего мира связи между нашими странами сохранились как бы на прежнем уровне…

Внутри нашего руководства Фидель, я и другие товарищи, которые по необходимости были проинформированы о том, что мы условно назвали «ящиком Пандоры», были вынуждены молча переживать случившееся, учесть полученный опыт и мобилизовать энергию, чтобы приготовиться самостоятельно продолжать нашу историческую миссию».

И далее - http://www.proza.ru/2017/11/22/902               


                ***

* Леонов Н.С. Рауль Кастро. М.: Молодая гвардия, 2015. С. 118—120.

** Встреча Рауля Кастро с Ю.Андроповым состоялась 29 декабря 1982 г., как пишет Н.Леонов.

*** Ещё в 1966 году на первомайском митинге Фидель Кастро заявил:
при возможной американской агрессии кубинцам придется полагаться только на свои силы.
Тогда вся Куба была приведена в состояние боевой готовности. А 4 июня 1966 г.
на стадионе Латиноамерикано в Гаване состоялось официальное открытие года Боевой подготовки. - Прим. Е.Л.