Российские дворяне евреи. Часть 1

Виталий Чумаков
В качестве эпиграфа: Евреев в мире 13 миллионов. А, например, бенгальцев — 250 миллионов. Но ты слышал хоть один анекдот о бенгальце?

Шум возмущения вокруг моей записи https://cont.ws/@vita1chuk/771...о выдающимся флотоводце адмирале П.С.Нахимове, ставшим национальным достоянием России, был вызван тем, что в записи была приведена ссылка на источник, в котором указывалось на еврейское происхождение адмирала. Юдофобы всех мастей накинулись на меня, как-будто я дёгтем измазал память русского героя. Один удалец даже отправил меня в вечный бан.

Самое смешное в этой ситуации  то, что гениальный маринист еврей Айвазовский запечатлел на своём полотне уникальное Синопское морское сражение еврея адмирала. У меня нет оснований утверждать или отвергать еврейские корни Нахимова. Я всего лишь сослался на источник моей записи. Пусть в этом специалисты разбираются. Меня же удивляет реакция отторжения записи, связанная с юдофобией. Как хорошо, что я сделал себе свой журнал, иначе бы мою статью просто стёрли! А она как раз и была посвящена Синопскому бою, который состоялся 18 ноября по старому стилю.

Нашлись блогеры, которые выразили сомнения в возможности в царское время евреям выбиться во дворяне и стать знаменитостями. Это и подвигло меня написать статью по этому вопросу.

*********************************************************

В Российской империи лица иудейского вероисповедания имели возможность получения российского дворянства несколькими способами: пожалованием императора (в том числе, и титулованного — обычно баронами); выслугой соответствующих чинов; получением российского ордена; подтверждением права пользования иностранным дворянством или дворянским титулом.

На протяжении XVI — 1-й половины XVIII веков имели место лишь единичные случаи пожалования дворянского достоинства иудеям в России, как правило они были сопряжены с особыми заслугами жалуемых лиц перед монархами, или иными исключительными обстоятельствами. При этом в абсолютном большинстве случаев жалованные лица вскоре после пожалования искренне или по необходимости переходили в православие. (Википедия).

Императором Николаем II 23 мая 1900 было утверждено мнение большинства Государственного совета, в коем содержалось, что для евреев не будет изъятия по приобретению дворянства, то есть они могут и далее получать дворянство, как и все прочие лица.

Список родов русского дворянства иудейского исповедания
Гинцбурги — потомственное дворянство пожаловано по ордену Горацию Осиповичу (Евзелевичу) Гинцбургу.

Гринкруги — дворянство по ордену св. Владимира 4 ст., пробовал внестись в ДРК Смоленской губернии. По этому делу состоялось решение Сената 1898 года о внесении евреев в родословные книги.

Ефроны — потомственное дворянство пожаловано по чину Илье Абрамовичу Ефрону.

Каннегисеры — потомственное дворянство пожаловано по чину Самуилу Каннегисеру в 1883 году.

Поляковы — с 1885 года, потомственное дворянство пожаловано по чину Якову Соломоновичу Полякову.

Юзефовичи — от Абрагама Езофовича, бывшего великим подскарбием Великого княжества Литовского при Сигизмунде I и Михеля Езофовича, бывшего старшиной (обер-раввином) всех евреев Великого княжества Литовского. и др.

(Любимов С. В. Титулованные роды Российской империи: Опыт подробного перечисления всех титулованных российских дворянских фамилий, с указанием происхождения каждой фамилии, а также времени получения титула и утверждения в нём. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004 )

(См. картинки в https://cont.ws/@vita1chuk/772408)
Барон Карл Майер Ротшильд

Дизраэли лорд Биконсфильд

Проживая в рассеянии среди других народов, богатые евреи в своем стремлении к эмансипации нередко приобретали местное дворянство (барон Ротшильд во Франции, Дизраэли лорд Биконсфильд в Англии, барон Штиглиц в России и т.д.). Это довольно распространенное явление в массе своей относится уже к XIX веку, к постнаполеоновской эпохе.

Барон Александр Людвигович фон Штиглиц  (1 (13) сентября 1814, Санкт-Петербург — 24 октября (5 ноября) 1884, Санкт-Петербург) — крупнейший российский финансист, банкир и промышленник, управляющий Государственным банком России (1860—1866) (Википедия)

Историческая справка

Евреев в исторической (доимперской) России не знали, поскольку еще в 1113 году после восстания киевлян против беспредельного иудейского ростовщичества и связанных с этим погромами совместным решением русских князей при главенстве Владимира Мономаха жизнь и имущество евреев лишилось всякой охраны, и они были вынуждены вплоть до XVIII покинуть нашу землю. Но память о них осталась. Ни Петр Первый, ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна, радея об интересах нации как они их понимали, не позволяли евреям селиться и даже вести дела в России, несмотря на все усилия еврейской предприимчивости.

Сам царь Пётр отмечал, что иудеи подкупали российских чиновников, но и сам делал исключения. Таким исключением был первый генерал-прокурор Российской империи граф Павел Иоаннович Ягужинский, родившийся  в 1683 году в Польше, откуда отец его, крещеный еврей Иоанн, приглашенный в Москву органистом лютеранской кирхи, выехал в 1687 году с супругой и детьми.

Что же касается новых территорий на Западе, приобретенных Петром, там евреев, напротив, знали, и достаточно хорошо, а потому тоже принимали от них защитные меры. Как указывает осведомленный В.С. Мандель, «в то время, и еще много позже, до сороковых годов XIX столетия, рижско-немецкое бюргерство, имевшее европейский облик, вело борьбу за недопущение поселения евреев в Риге и за разрешение приезжающим на время в Ригу евреям проживать “только в одном заезжем доме” на московском форштадте».

В век Екатерины Второй эта благоразумная охранительная традиция оказалась, однако, нарушена по причине территориальных приобретений российской короны. Екатерина не была осведомлена в еврейском вопросе и не имела по нему эксперта возле трона. Когда вскоре после переворота 1762 года императрицу пытались склонить к дозволению евреям въезжать в Россию, она сказала, что «начать царствование указом о свободном въезде евреев было бы плохим средством успокоить умы; признать въезд вредным — невозможно.

 Тогда сенатор князь Одоевский предложил взглянуть, что написала императрица Елизавета на полях такого же доклада. Екатерина потребовала доклад и прочла: "от врагов Христовых не желаю корыстной прибыли". и Екатерина II решила этот вопрос отложить. Но завоевание Новороссии и Польши положили конец ее колебаниям.

«Екатерина II вскоре после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов, в особенности для южных губерний, с целью оживления торговли, промышленности и земледелия. Для этого именным указом от 22 июня 1763 года была создана “Канцелярия Опекунства иностранных”, во главе которой императрица поставила наиболее близкого ей человека Григория Орлова.

Императрица решила включить в число этих “иностранных” также евреев. Однако, открыто это высказать она опасалась... только гораздо позже, в ноябре 1769 года, в указе киевскому генерал-губернатору Воейкову впервые было официально разрешено евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. До того же это намерение императрицы пустить в Россию евреев имело конспиративный характер.

Еврейский припек к польскому пирогу
Радикально ситуация изменилась после первого и второго раздела Польши и присоединения к России древних земель Киевской Руси, долгое время находившихся под властью Литвы и Речи Посполитой, изрядно ополяченных и окатоличенных и насквозь инфильтрованных евреями. После разделов Польши 1772, 1793 и 1795 годов в российском подданстве оказалось свыше 800 тыс. евреев. Проживая массово в Польше с 1098 года (если верить чешским летописям Козьмы Пражского), евреи сумели добиться для себя множества льгот и привилегий.

 Одно время они даже чеканили свою монету, а в конце концов добились права приобретать недвижимое имущество наравне с польским дворянством.

На землях, перешедших к России, власть евреев установилась издавна; она держалась, главным образом, на откупах, аренде, ростовщичестве и корчмарстве. Не так страшен был для батрака или крепостного крестьянина пан, как еврей – арендатор, откупщик, ростовщик.

Об этом пространную записку царю и высшим сановникам («Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, об их преобразовании и прочем») написал еще Гавриил Державин, инспектировавший присоединенные земли. Он обвинил евреев в том, что евреи «доводят поселян до нищеты, а особливо при возвращении от них взаймы взятого хлеба… уже конечно должны отдать вдвое: кто же из них того не исполнит, бывают наказаны…отняты все способы у поселян быть зажиточным. http://www.apn.ru/publications...

Накануне первого раздела Польши, свыше трети польских евреев были так или иначе связаны с арендаторской деятельностью. Больше того. Поскольку на исконно русских западных землях господствующий слой – поляки – исповедовали католичество, они, преследуя свои выгоды, передавали евреям право взимать с подневольного православного населения (малороссов, белорусов) даже сборы за церковные обряды – крестины, свадьбы, похороны и т.д. В связи с чем в местном фольклоре появился выразительный образ еврея-арендатора, держащего в руке ключи от церкви.

Насколько же цепка память народов! Польша уверенно занимает первое место в мире по накалу антисемитизма (соответствующий мониторинг исправно ведется заинтересованными инстанциями). А ведь это страна, где евреи были в основной массе истреблены в ходе Второй мировой войны, а оставшиеся практически полностью эмигрировали. Но накопившиеся за века совместного проживания боль и ненависть не остывают!

Как писал изучавший этот вопрос Михаил Меньшиков, расстрелянный иудеями в 1918 году: «Евреи были только арендаторами, но раз им было дано право на землю и на людей, приписанных к земле, они были настоящим дворянством Польши. В то время как доступ в дворянство был закрыт для христианских подданных, еврею стоило креститься, чтобы приобрести шляхетские права. Целых два тома занимает одно перечисление польских родов, пошедших от еврейских выкрестов. И так как одновременно польская шляхта женилась на богатых жидовках, то в течение пятисот лет евреи успели в значительной степени испортить самую расу польского дворянства…Одним из таких выкрестов был польский дворянин "железный рыцарь революции" Феликс Эдмун-Руфинович Дзержинский.

Исраэль Шахак, утверждая, что польские дворяне 18-го века непрерывно вступали в брак с крещеными евреями. Обильный подмес еврейской крови к польской дворянской, подобно тому, как это происходило в Испании и Португалии под властью мавров, – есть давно установленный наукой факт. 



(Продолжение следует)