Школа народного танца Валерия Тимофеева

Татьяна Латышева
 Осанка сразу выдавала в нем хореографа, улыбка – доброго и искреннего человека, манера говорить – человека эмоционального, классического холерика. Такие добрые, сияющие глаза редко теперь можно встретить. Было в нем что-то детское, искреннее, подкупающее сразу.
 Валерий Александрович Тимофеев был моим педагогом в училище культуры. И хотя танец не был профильным предметом на нашем режиссерском, но присутствовал в программе в полном объеме: бальный, классический, народный. Народный вел Тимофеев. Молодой, стремительный, легкий. На выпускном вечере мы танцевали с ним вальс. Как недавно, кажется, был тот вальс, тот выпускной!

Валерий Александрович учил будущих работников культуры много лет. Среди его студентов-хореографов большинство выбрали его специализацию – народный танец. Без преувеличения можно сказать, что большинство руководителей коллективов народного танца в области – его ученики и ученики его учеников. И слова «школа народного танца Тимофеева» для области – тоже не преувеличение.
Тимофеев окончил Ленинградский институт культуры, по распределению приехал работать в Курск. Имеет звание «Заслуженный работник культуры России». Его учеников сегодня можно встретить в знаменитом хоре Пятницкого, в «Гжели», в «Березке», в «Тодесе».

35 лет работал он в Доме народного творчества, долгие годы совмещая его с колледжем культуры. Все городские праздники и большие мероприятия в области. А еще почти всегда совмещал основную работу с работой в районных Домах культуры области. Например, в Камышинском районном доме культуры руководил замечательным детским ансамблем «Соловейка».
 Люблю наблюдать (любила… Непривычно, не верится!) за Тимофеевым в зале театра или филармонии, когда на сцене его артисты, и не только его – он весь там, с ними, танцорами, глаза горят, нога отстукивает такт. Впрочем, так же эмоционально, так же заинтересованно и доброжелательно реагировал он на все номера концерта. Профессионал! И очень хороший человек. Это было так очевидно для всех! Легкий, простой в общении, непосредственный…

Татьяна Быканова, директор Дома народного творчества:
– Он безумно любил свое дело. Про него говорили – «зверь в работе», он в ней купался, ею жил. Про есть и пить забывал, когда готовился к очередному концерту или празднику. Вся его жизнь – это хореография, народный танец. Больше полувека Валера ему посвятил, если считать от его студенческих времен. Только у нас в Доме народного творчества он проработал почти 35 лет. Вернее бы сказать: не работал – служил – верой и правдой.
Друг. Настоящий. Преданный, надежный. Столько вместе пережили! Мы доверяли друг другу, часто говорили по душам. Порой спорили, ссорились. Но ненадолго. Раздавался звонок: «Тань, привет!». И вот опять сидим, курим, говорим обо всем на свете. Больше, конечно, о работе. В этом мы похожи – дело главнее всего на свете.
У Валеры был хороший юмор, самоирония, он был артистичен. Впрочем, это все часть профессии, а профессионалом Тимофеев был с большой буквы. И пел замечательно. Голос, душевность!.. А семьянин какой! Все успевал. На рынок, в аптеку, на дачу. Поднял жену после инсульта – так умело, терпеливо ухаживал, так за свою Надюшу переживал! А своих девчонок – дочек и внучек просто обожал.
 
  Для него не было разницы – большая это танцевальная композиция или маленький хореографический эпизод в большой программе – доводил до совершенства, оттачивал каждое движение. Танцоры всей области его обожали. Он никогда не отказывал в помощи коллегам и ученикам. Бескорыстно помогал. Аккуратность и педантичность – тоже его отличительные черты. И от артистов требовал того же.

Тимофеевский трудовой перфекционизм не всегда находил одобрение.
Директор ДК ВОГ Светлана Васильева
====================================
рассказала про один из многочисленных фестивалей, которых в их системе бывает немало.
– Лето. Крым. Приехали – и тут же побежали на море. Валерий Александрович возмущается: «Это что за отношение? А репетиция?» – «Валер, расслабься. Дай людям отдохнуть». Но Тимофеев был непреклонен: «Сначала репетируем, а море – потом».
 ...Стоим за кулисами. Ведущий уже объявил номер танцоров. Бабульки семенят на сцену, а ко мне подбегает взволнованный Тимофеев: «Верни их немедленно! Смотри, у одной юбка набекрень, у другой кокошник еле на голове держится!»
   Эмоциональный. Бывало, во время репетиции кричит, возмущается, требует бесконечных повторов. – Валер, они же все равно тебя не слышат!
 А они его понимали без сурдопереводчика, и обожали, и уважали очень!
И он их любил: говорит про них – лицо светится. И дачу любил, и дом. Руки золотые. Друзья часто на помощь звали. И он тут же ехал – кому помочь вскопать, кому вещи перевезти. Дружить он умел.

А это рассказывают о Тимофееве его бывшие студенты:

Галина Бахтыгулова:
========================================
Добрый, справедливый, талантливый, эмоциональный, «живчик». И нас, девчонок (а нас было 16), тоже постоянно двигал вперед, тормошил, заряжал своей энергией. Многое, конечно, понимаешь только сейчас, по прошествии (сейчас сосчитаю) 25 лет (о, как давно это было!).
 Хороший был человек, с задорным характером, летящей походкой, неповторимым голосом. Я пишу и представляю его, как сейчас, живого, молодого. Он учил нас видеть в жизни главное.
  Когда мы отпрашивались с выступлений, он говорил: «Да успеете вы еще в свою деревню». Жалея, говорил: «Заедете в свою тьму-таракань – и ничего в жизни больше не увидите». А выступали много: на всех парадах на Красной площади, и в Доме офицеров, и на открытии нового театра в Курске. После трансляции нашего выступления по телевизору ругал (я что-то там напортачила в танце: то ли попу отставила, то ли вовремя ее не спрятала). Обидно, конечно, но было приятно слышать и похвалу: «Вот-вот, так надо работать всегда. Голубятникова, становись в первую линию!» Весельчак, но одновременно умный, вдумчивый, трудяга. А еще он за меня заступился, когда я на последнем курсе влюбилась в своего теперешнего мужа и куролесила почем зря. Все меня за это ругали, а он понаблюдал за нами и сказал: это любовь. И он был прав: у нас с мужем трое детей.
И вообще он для нас был и отцом, и матерью, нам-то по 14 было (наша группа после 8-го класса в училище поступила): у кого-то воспитания не хватало, у кого- то проблемы со вкусом, – учил всему. Необидно так замечания делал.
Яна была его любимицей, она и правда талантлива и хороша в танце, а какому мастеру не понравится, когда видны плоды его труда!.. Она сирота, еще поэтому, наверное, он ее опекал, у нее большой опыт, она работать начала, еще учась – во Дворце пионеров, в Доме офицеров, а потом у нее своя группа была.
Так приятно все это вспоминать, так было больно, когда узнала, что он умер. Человек, с которым бы я хотела встретиться. Жаль больше не доведется.

Яна Чикирева(Криволапова):
==================================
 – Я сомневаюсь, что была любимой студенткой, скорее юной оторвой, а Валерий Александрович, наверное, меня жалел. Самые теплые воспоминания юности – это он. Валерий Александрович не умел сердиться или интриги плести, как маленький кудрявый  ураган, передвигался он по училищу. Вечно куда-то устремленный, очень добрый

Наталия Тихомирова:
=============================
 – В памяти остался добрым, отзывчивым, требовательным, мы его очень любили, хотя он нас гонял. Одним словом – ПАПА.

…На его 60-летний юбилей 10 лет назад (в музыкальном училище слепых) было просто море цветов, подарков и теплых искренних слов, так же, как в прошлом июне, в уютном дворе Дома народного творчества. Тепло провожали, искренне горевали. Рано ушел. Много бы еще успел хорошего. Осиротели его девчонки, его ученики, его артисты и друзья. Но… В поставленных им танцах – душа самого народа. Порой у зрителей глаза мокрые – от восхищения, от умиления, от сопричастности своему, родному, русскому. Впрочем, он ведь ставил танцы разных народов, и эффект всегда был тот же – потому что он душу в каждый из них вкладывал, умел зажечь танцоров, передать свое видение, объяснить «зерно образа». И вообще все в своей жизни он пропускал через сердце. Очень эмоциональный, очень живой и непосредственный! Сказать, что многим людям будет его не хватать – не сказать ничего.
("Курян моих прекрасные черты", вторая книга)