А так в Одессе спокойно...

Любовь Матвеева-Поротикова
            "Стой - не шатайся, ходи - не спотыкайся,говори - не заикайся, ври - не завирайся" (русск. пог.)       

            Всё, надоело питаться пережёванными новостями! Надо поехать на Украину, и самой всё увидеть! Сказано – сделано. Беру билет Петропавловск – Москва – Одесса. Еду. Российская таможня… Всё нормально. Украинская – тоже. Станция Жмеринка… Раньше здесь проходила масса поездов дальнего следования, теперь – один «Москва – Одесса». На платформе десятки желающих заработать – предлагают приобрести готовые обеды, копчёную рыбу, фрукты. Только покупателей немного – дорога близится к концу, ещё не истощены свои запасы.
             Мне тоже ничего не надо, но прогуляться я не прочь – продолжительные остановки редки, надо размять ноги. Выхожу. Достаю фотоаппарат, фотографирую обильные дары украинской земли в руках торговок: пельмени, вареники, блины, пироги и пирожки из необыкновенно белой муки,  рыба варёная, сушёная, копчёная и жареная, груши, яблоки, малина – глаза разбегаются! И собаки-попрошайки, что сидят у дверей вагонов, упитанные. Я и их снимаю. Люблю братьев наших меньших! Неожиданно какая-то старуха с клюкой начинает махать своей палкой и натравливать на меня народ:
            - Смотрите, фотографирует! Ты зачем фотографируешь? Собак снимает! А потом напишет невесть что в газетах!
            - Что вы, женщина! Я радуюсь, что всего у вас довольно, да всё такое красивое! Наверное, и вкусное! И даже собаки сытые!- однако женщина продолжает меня поносить, вокруг неё сбивается кучка сочувствующих ей, и я позорно смываюсь назад в вагон, и даже меняю внешность – кто их знает, этих отчаянных украинцев, на что они способны?
             А так в дороге всё прошло без эксцессов…
             Прибываем в Одессу. Уже вполне стемнело, куда идти? Иду в привокзальную комнату отдыха, подаю документы, деньги. Самый дешёвый номер стоит 250 гривен, общий, на трёх человек.
             - Ваш адрес проживания? – спрашивает меня дежурная преклонных лет, администратор.
             - Казахстан, город Петропавловск, улица Победы…
             - «Победы?..» - иронически хмыкает дежурная, и понимаю - я в её глазах – «колорадо», "ватник". Даже пожилым мозги перевернули…
             Захожу в номер, с удовольствием включаю телевизор. Соскучилась  без новостей, да и вечер большой, занять нечем. Но слушать и смотреть по телевизору нечего -повсюду на каналах украинская речь, которая не намного понятнее английской, но есть каналы и на русском языке.
              Вот режиссёр Одесской киностудии Александр Дриз рассказывает по-русски, как он снял фильм о восьми героях-одесситах, пошедших добровольцами в АТО. Ведущий задаёт ему вопросы по-украински. Режиссёр, видно, украинской речью не владеет, только русской, что не мешает ему русских же и поливать, рассказывает взахлёб о "героях"!
             Все последующие дни я нет-нет да и вижу на улицах этих добровольцев в военной форме. Ходят они обычно группами - мальчишки, научившиеся убивать других мальчишек… В поезде мне уже рассказали историю одного такого энтузиаста. Парень-байкер из деревни захотел стать "хероем" -  продал дорогой своему сердцу байк, на котором "зажигал" двенадцать лет, чтобы самому купить себе военное обмундирование(!), и пошёл на войну… Парню даже воевать не пришлось – он работал в похоронной команде, собирал трупы и части тел. Через два месяца попал в психушку… Вернулся домой, но душевное здоровье к нему уже не вернулось…
             Новостей по телевизору я путёвых не видела, часто муссировалась тема свободы – в основном, что теперь украинцы имеют счастье переименовывать улицы. Когда через день я пошла отыскивать племянника, оказалось, что бывшая улица Аркадия Гайдара, где он живёт,  переименована в честь Ивана и Юрия. «Кто такие?» – спросила я прохожего. «Какие-то бандеровцы-братья» - равнодушно ответил тот.
            А так в городе спокойно…
            Я даже на все три вечера запаслась билетами в театр музкомедии. В  знаменитый театр Оперы, как и всегда, не попасть – редко бывают там выступления. По городу развешено множество афиш – Тото Кутунио ждут в декабре, и Патрисия Каас выступит с концертами, и Нонна Гришаева приедет на гастроли из Москвы... Многие российские артисты бывают регулярно с концертами в Одессе, допущенные… Театры заполнены,  билеты бывают очень дорогие – даже по 20 000 гривен, ну а я могла себе позволить только самые дешёвые – по 40. Чтобы представить, что такое 40 гривен – это надо умножить в два раза – получаются рубли. Потом умножаем на шесть – получаются тенге… Вот такая арифметика…
             Ничего – после спектаклей я ходила пешком из театра на вокзал по тёмным улицам, там я продолжала жить. Обошлось… Говорю же – спокойно в городе! Только один раз ко мне в темноте подошли двое в масках… Я обратила всё в шутку, и опять обошлось… Зачем они скрывали свои лица? После этой встречи я стала ездить на трамвае - бесплатно, кстати! Не то, что у нас, в Казахстане… И в Москве я пользовалась этой привилегией пенсионеров, представляя в качестве отсутствующего документа… своё поношенное лицо. Обошлось - старая авантюристка!..
             - Старики-то всё понимают, а с молодыми вы будьте осторожнее! – предостерегла меня случайная попутчица в одесском трамвае. На одни сутки моей соседкой по номеру стала молодая девушка-украинка, она искала работу официантки.
            - Ты такая красивая, ехала бы в Москву – там и поинтереснее бы  работу нашла, - посоветовала я ей.
            - Что вы, у нас такие отношения между странами, страшно!.. – ответила она.
            - Какие глупости, в России любят украинцев, ну и заморочили вам тут головы! Посмотри – целые поезда ходят туда-сюда, и они набиты украинцами!
Девушка испуганно посмотрела на меня и перестала разговаривать…
            
           Я дома, в Петропавловске... Описываю впечатления от Украины... Надо отдохнуть и сосредоточиться… Отхожу от компьютера и подхожу к окну. Глубокий вечер, а за окном множество сияющих окон - в каждой квартире по одному-два, а то и все окна светятся, люди отдыхают у себя ДОМА. Какое это счастье! И я после поездки, хоть и недолгой – три дня в Москве и четыре в Одессе – особенно ощущаю счастье быть ДОМА. А на Украине в большущих зданиях светятся всего по нескольку окон – все уехали искать работу на стороне…
           Наступит новый день, и я по новым тротуарам – сейчас у нас в городе Петропавловске особенно много уделяется средств на строительство зданий, дорог, остановок, общественных организаций, церквей и мечетей – пойду по своим делам. А в Одессе тротуары такие, что ноги поломаешь, асфальт весь в трещинах, в жилых домах старые коммуникации… Жители жалуются – ремонт не делался чуть ли не со времён Дюка Ришелье, графа Воронцова и Екатерины Второй… И всё же пенсионеры ездят на городском транспорте бесплатно…
    
            Я так и не решилась побывать на Куликовом поле, у здания Профсоюзов, хоть там, говорят, есть дешёвая столовая. Вообще-то планировала – положить цветы, помянуть убиенных… И местные говорят, что ходить туда не любят - там тяжёлая аура, говорят. Всё же из отходящего поезда щёлкнула фотоаппаратом ставший знаменитым Дом Профсоюзов- сквозь деревья его было хорошо видно...
            Ещё узнала - городок Котовск, в Одесской области, который мы проезжали, живёт благодаря зерноообрабатывающему предприятию, носящему то же имя. Так вот, недавно один из депутатов Верховной Рады предложил закрыть последнее действующее предприятие в маленьком городке за то, что там отказываются переименоваться!.. Рабочие отговорились тем, что предприятие, оказывается, было названо не в честь знаменитого героя гражданской войны Григория Котовского, а в честь бразильского писателя Феликса Котовского, выходца с Украины!.. Не знаю, так ли это, или это была уловка...
            Просёлочная дорога в Котовске, из грязи на которой в дождь ног не вытянуть, раньше называлась в честь генерала Советской Армии Николая Фёдоровича Ватутина. Теперь она переименована в честь ... Шарля де Голля! Вряд ли знаменитый француз был бы польщён такой честью...

              Уже приехала домой, когда по новостям передали – одесситке Нонне Гришаевой радикалы сорвали концерт, запретили въезд в страну, а возглавляющему полицейские силы при выступлении новых радикалов на площади в Одессе проломили голову!   

              А так в Одессе всё спокойно…

                2017 год, ноябрь.