Астролябия

Александр Финогеев
Поужинав, шестилетний Захар ходил по квартире и что-то искал. Он был сосредоточен и слегка взволнован.

В прихожей он наткнулся на сидевшую на горшке сестру Маргариту.

– Маргоша, скажи мне честно, ты у меня в игрушках не брала бумажку? На ней разные буквы были написаны. Ну что ты сидишь и хлопаешь своими карими глазами! Брала или нет? Скажешь, не виновата? Мы с папой вчера читали книжку про древних мореплавателей, так там было написано про прибор «астролябия», который определяет широту на земном шаре, в том числе и на море. Папа написал мне на бумажке, кто изобрёл этот прибор, и сказал, что сегодня вечером меня спросит. Я положил бумагу в коробку, поверх игрушек. Кроме тебя, её никто не мог взять. Говори, ты брала? Теперь меня из-за тебя ругать будут, а тебе всё равно.

Маргарита что-то своё мычала, разобрать которое было невозможно.

– Какая же ты всё-таки непорядочная, Рита. Ты только и делаешь, что жизнь мне калечишь! Ой! – вдруг вскрикнул он. – Мой дедушка Саша с бородой, моряк, он должен знать. Пойду попрошу тихонько маму, чтоб она ему позвонила. – И мальчик направился в большую комнату. – Мама, набери мне дедушку с бородой.

– Зачем? Он чем-то занимается, а ты его своей пустой болтовнёй будешь отвлекать.

– Мама, я только спрошу и всё.

– Хорошо. Только говорить будешь одну минуту.

– Даже меньше. Можешь засечь время.

Он взял телефон и убежал с ним в другую комнату.

– Дедушка, – зашептал он, – ты моряком был?

– Был. Что ты хотел спросить?

– Скажи мне быстро: кто придумал астролябию?

– Что придумал? – рассмеялся дед.

– Астролябию. Папа перед сном спросит, а Рита куда-то задевала бумажку.

– Я попробую тебя спасти. Сейчас включу компьютер, а ты приготовь листочек и ручку, чтобы записать.

– Хорошо, дедушка, спасибо.

– Захар, ты слушаешь меня? Это прибор для измерения широты.

– Я знаю.

– А придумала его женщина, философ, астроном и математик, пиши, я по слогам тебе буду говорить: Ги-па-ти-я А-лек-сан-дрий-ска-я. Записал? – дедушка ещё раз продиктовал внуку имя и фамилию. – А изобрела она его в 370 году нашей эры. Запомнил?

– Спасибо, дедушка, – в телефоне зазвучали короткие гудки.

Еле дождавшись вечера, дед позвонил детям.

Поинтересовавшись их делами, он попросил пригласить к телефону Захара.

– Захарище, как твои дела?

– Нормально, дедушка.

– Скажи мне, зачем тебе нужна в таком возрасте астролябия?

– Мы с папой читали книжку про морские путешествия, а там про этот прибор немного написано. Папа написал на листочке, кто его изобрёл, а Рита куда-то его дела, вот я тебе и позвонил. Спасибо, ты меня выручил. Но когда я папе сказал год его изобретения, он не поверил и тоже полез в компьютер, а потом спросил, откуда я знаю. Я честно сознался, что это ты мне сказал. Папа нас с тобой похвалил.

– Это правильно! Мы же с тобой молодцы, как ты считаешь?

– Считаю, что молодцы. До свидания, дедушка, я тебя люблю.

– До свидания, мой хороший. И я тебя люблю.