Полуправда о Троцком. Рецензия на фильм

Николай Панов
Всё началось с моего письма, которое написал после просмотра сериала «Троцкий» своей приятельнице – филологу по образованию, но истинно верующей женщине по убеждениям. Писал спонтанно, уже поздней ночью, поэтому подбирать «литературные» слова особо не старался:

«Досмотрел последнюю серию фильма «Троцкий», но так и не понял замысла создателей саги о трибуне революции. Отдельные исторические факты грубейшим образом «припудрили» чрезмерной жестокостью Чекистов и лично Ф. Э. Дзержинского. Наоборот, кровавая жестокость самого Троцкого оправдывается революционной необходимостью. Белой нитью через весь фильм продет конфликт Троцкого и Сталина. Не зря, говорят: «Шито белыми нитками». Единственно, что удалось создателям фильма, так это показать, как «пауки [в банке] поедают друг друга». После революции, действительно, началась жестокая «подковёрная» борьба за власть… Думаю, что на молодёжь рассчитаны и многочисленные сцены сексуального разврата. По – другому назвать, «плотские утехи» вождей революции, язык не поворачивается. Не берусь утверждать, но обилие эротики в фильме призвано закамуфлировать потоки исторической лжи, которые льются с экрана. Вероятно, по замыслу сценаристов Троцкий должен предстать жертвой сталинского режима… Однако, сам Троцкий, как убеждённый большевик, не считает себя проигравшим или жертвой политической борьбы. Он победитель! Ещё одна «белая нить», – роль евреев в русской революции. На словах, тот же Троцкий даёт понять, что ему никогда не стать лидером русской революции, т. к. он еврей. На деле же, он всегда стремится играть «первую скрипку». Честно скажу, фильм меня не тронул. Ничего нового из него не узнал, а исторических «ляпов» обнаружил много».

На следующий день получил ответ, в котором приятельница предложила написать развёрнутую рецензию на сериал «Троцкий». Я не мастер писать красноречивые рецензии, поэтому заранее извиняюсь за обилие «сухих» экскурсов в историю нашей страны, а также обширные цитаты.    

Жанр сериала «Троцкий» заявлен, как историческая и биографическая кинолента. Да, действительно, сюжет разворачивается вокруг одного человека, полностью изменившего исторический облик матушки – России. В дни октябрьского переворота Лев Троцкий руководил Петроградским Советом и Военно – революционным комитетом. Его главная заслуга была в том, что захват власти произошёл бескровно. «Позже, – писал историк Ю. И. Кораблёв, – Сталин  выделил выдающуюся роль Троцкого в Октябрьские дни: организовал отпор казакам Краснова, а затем умело использовал мирные переговоры в Бресте для революционной агитации».

Не берусь судить, что привело Лейбу Бронштейна, мальчика из богатой еврейской семьи, в ряды пламенных революционеров. Создатели сериала акцентируют внимание зрителя на фигуре тюремного надзирателя Николая Троцкого, который внушает молодому революционеру Бронштейну, что только страх заставляет повиноваться русский народ. Якобы, Бронштейн, даже, себе псевдоним взял в честь своего тюремщика – угнетателя, а боль, позор и унижение сделали Троцкого сильной, но жестокой личностью.      

Надо заметить, что художественная ценность фильма «Троцкий» довольно высокая. Удачно подобран на главную роль актёр Константин Хабенский. Но меня интересовала не сама игра актёров, а историческая достоверность событий Гражданской войны, показанных в фильме. Разобраться во всех хитросплетениях истории мне помогла книга «Реввоенсовет Республики» (М.,1991), в частности, очерк доктора исторических наук Юрия Ивановича Кораблёва о Троцком. К сожалению, авторы сериала допустили несколько исторических «ляпов», о которых нужно рассказать подробней.

В сериале Лев Троцкий предлагает сам себя на пост Народного Комиссара по военным и морским делам. На самом деле, его предложил Ленин, как члена ЦК, не имеющего ответственного участка деятельности; но Троцкий  отказался. Тогда Ленин, как впоследствии вспоминал сам Троцкий, сказал: «Кого же поставить? Назовите. Я поразмыслил – и согласился».

Популярного среди балтийских матросов, «красного адмирала» Алексея Михайловича Щастного, арестовали 27 мая 1918 года, действительно, по личному распоряжению Троцкого. Судил его Революционный трибунал при ВЦИК, 20 – 21 июня, а в фильме свидетелем обвинения выступает молодой комиссар Фёдор Раскольников. Однако, по личному приказанию Ленина, Раскольников 15 июня срочно отправился в Новороссийск, куда прибыл утром 18 июня 1918 года и занялся вопросом затопления кораблей Черноморского флота. После выполнения задания, он с отрядом матросов пробивался в Царицын, поэтому выступать на суде по делу Щастного не смог бы, ввиду своего физического отсутствия в столице.   

Гражданская война стала «звёздным часом» Троцкого. «Взяв в свои руки руководство военными делами, – характеризовал его Г. А. Зив, автор первой книги о Троцком, бывший вместе с ним в рядах меньшевиков, – Троцкий наконец нащупал свою настоящую профессию, в которой все его таланты и способности могли проявиться и развернуться во всю ширь: неумолимая логика (принявшая форму военной дисциплины), железная решительность и непреклонная воля, не останавливающаяся ни перед какими соображениями гуманности, ненасытное честолюбие и безмерная самоуверенность, специфическое ораторское искусство…».

«Представим себе укреплённый бронёй поезд, с двумя паровозами, – писал Кораблёв, – оборудованный платформами с лёгкой пушкой и двумя пулемётами, с автомобилями, цистерной бензина, своей электростанцией, телеграфом, радио, типографией, выпускающей листовки и газету «В пути», небольшим вещевым складом для снабжения, совсем раздетых армейских частей… и даже баней. Группа коммунистов, около сотни отборных бойцов, секретариат из 5 – 6 человек – всё это создавало возможности оперативного руководства и помощи войскам, особенно там, где создавалась критическая обстановка. Поезд не раз был в опасных переделках и выходил из них с честью. В 1918 – 1920 годах он совершил 36 рейсов, составивших около 100 тысяч вёрст».

Бронепоезд стал «походной» ставкой главы Реввоенсовета РСФСР, где принимались судьбоносные решения. В сериале же, чёрный бронепоезд, то «бордель на колёсах», то «карающий меч революции».   

«Первый случай массового расстрела имел место 29 августа 1918 года под Свияжском, – писал Кораблёв, – по приговору военно – полевого суда 5 – й армии, проведенного по указанию Троцкого. Расстреляно было 20 человек, впервые был применен принцип так называемой децимации, то есть казни каждого десятого, введённый ещё в армии древних римлян. Эта трагедия случилась с необстрелянным Петроградским рабочим полком, который бежал, создав угрозу захвата каппелевцами Свияжска и других важных пунктов. Охваченная паникой масса солдат захватила пароход и силой оружия принуждала команду отправить его в Нижний Новгород. Полк был разоружен. В числе расстрелянных оказались командир и комиссар полка, которые бежали вместе с бойцами и не приняли мер против паники».

ЦК партии и Ленин поддержали чрезвычайные меры, принятые Троцким. Но были случаи, когда в ЦК РКП (б) жаловались военные партработники: «Мы категорически протестуем против крайне легкомысленного отношения т. Троцкого к таким вещам, как расстрел. Он узнав, что в таком – то полку перебежало несколько офицеров, требует расстрела комиссаров полков и дивизий…». Троцкий объяснил это «легкомыслие», как обычную в то время форму военного нажима. Однако, подчеркивал Ю. И. Кораблёв: «Настаивая на применении крайних мер, Троцкий в то же время выступал против расстрелов без суда».

«Разумеется, – писал Троцкий, – в боевой обстановке, под боевым огнём командиры, комиссары и даже рядовые красноармейцы могут оказаться вынужденными убить на месте изменника, предателя или провокатора, который пытается внести смуту в наши ряды. Но за вычетом этого исключительного положения во всех случаях, когда дело идёт о каре, расстрелы без суда, без постановления трибунала не могут быть допущены…».

В сериале, на мой взгляд, слабо раскрыто ораторское искусство Троцкого. Ведь, с ним неслучайно связывают термин «трибун революции», а он в одной из серий, окинув взглядом малочисленную толпу мирных жителей, которую согнали на главную площадь силой оружия, вдруг, отказывается от своего выступления и покидает трибуну. Струсил или совесть заела? Или решил не растрачивать свой талант по пустякам? Понять сложно.

«Стиль руководства и степень влияния Троцкого, – писал Кораблёв, – нельзя представить без его ораторского таланта. Чтобы оценить Троцкого как трибуна, надо представить значение живого, страстного слова руководителя, комиссара, коммуниста в дни гражданской войны, слова, поднимавшего на смертный бой беспредельно уставших бойцов, менявшего настроение дезертиров и паникёров, зажигавшего массы людей. Таким, по отзывам многих, было слово Троцкого».   

«Ляповым» можно назвать диалог Троцкого и командарма Тухачевского, суть которого, вероятно, заключалась в том, чтобы выяснить как бывший офицер царской армии Тухачевский, оказался на стороне революции. Так вот, в своём письме к М. Н. Туачевскому, в августе 1918 года, Троцкий сам, как бы отвечает на этот риторический вопрос:

«т. Тухачевскому.
Пишу Вам неофициально, – как революционеру и партийному человеку. Наши неудачи на Волге и Урале создают тягчайшее положение для революции. Ещё неделя пассивности и отступлений, – немцы начнут наступать на Москву и Петроград. Мы окажемся меж двух жерновов – вопрос жизни и смерти для революции. Т. Юренев (главный комиссар – Н. П.) отправляется к Вам, чтобы поддержать Вас во всей Вашей работе как ответственного командарма, авторитетом нар. Комиссара по военделам. Сил у нас достаточно для победы. Нужна воля к победе. Соберите партийные элементы, разъясните им положение и ударьте на врага. Вы обязаны победить.
Ваш Троцкий».

Михаил Николаевич Тухачевский (1893 – 1937) не относился к военным специалистам, которых освободил из – под ареста и позвал в ряды Красной армии Троцкий. «Таким путём мы разгрузим тюрьмы, – писал он Ленину и товарищам в ЦК, – и получим военных специалистов, в которых большая нужда». Командарм М. Н. Тухачевский был из другой «кагорты».

Тухачевский происходил из семьи обедневшего дворянина. Его мать –  крестьянка. Службу начал подпоручиком лейб – гвардии Семеновского полка, а вскоре оказался в окопах Первой мировой войне. За полгода боёв на Западном фронте, был награждён пятью боевыми орденами за личную храбрость. В феврале 1915 года угодил в немецкий плен, откуда четыре раза пытался бежать, но неудачно. В сентябре 1917 года совершил пятый побег, ставший успешным. В октябре 1917 года вернулся в Россию. Добровольно вступил в Красную армию в марте 1918 года, работал в военном отделе ВЦИК. Вступил в РКП (б) ранней весной 1918 года. Поэтому выставлять его военным карьеристом, мечтавшим стать русским Бонапартом, по меньшей мере, неэтично. То, что М. Тухачевский имел тесную связь с Троцким, вполне, объяснимо. Он был командармом, затем командующим фронтом, а Троцкий – Народным комиссаром по военным и морским делам. Отношения «начальника и подчинённого», конечно, были. Но нельзя их доводить до сущего абсурда. Тухачевский был «не из робкого десятка», и понукать собою никому не позволял.

И такой вот, полуправды в сериале «Троцкий» хоть отбавляй. Полуправда, как известно наиболее удобный способ скрыть что – либо: с одной стороны информация не скрывается, а с другой умалчиваются очень важные детали. Взять хотя бы конфликт Троцкого со Сталиным. То он от протянутой руки Кобы отвернулся, то резко высказался против позиции Сталина…

«Характер у председателя Реввоенсовета был колючий, взрывной, резкий, – утверждал историк Кораблёв. – Троцкий мало заботился о поддержании товарищеских отношений. Главным и решающим для него было дело. Быстро привык к директивному тону, требовал четкости и ответственности от работников, невзирая на ранги. Такой «административный» тон импонировал… военспецам, привыкшим к дисциплине и субординации. Но он нередко болезненно воспринимался военно – политическими работниками. Ведь почти все они были связаны узами… многолетней подпольной работы, партизанской борьбы, трудно привыкали к чисто воинской дисциплине…, чего требовал Троцкий».

Подводя итог, можно констатировать, что телесериал «Троцкий», по сути, грешит исторической полуправдой от начала до конца. Полуправда, как известно, это неполная правда, почти ложь. Кому адресовано такое кино? Прежде всего, неискушенной в вопросах истории молодёжи, для которой эту киноленту предлагают в качестве пособия по истории. Такого, никоим образом, допускать нельзя. Можно остаться и без истории и без России.