Белорусский экспромт

Александр Грешнов
Александр Грешнов.
Белорусский экспромт.
     Я сижу на кухне, второй час ночи. Валентина, переворачивалась с одного бока на другой, пока не уснула. Спит тревожно, чуть посапывая.
А я не могу спать, все какие-то мысли лезут в голову.
Завтра с Валентиной поедем в Бобруйск. Во многом, благодаря рассказу «Вопросы есть, ответов нет» на мое творчество обратили внимание. Я хочу продолжить рассказ, поэтому и предпринял попытку съездить в Бобруйск. Мне кажется, что там многое изменилось. Хочется подышать современным Бобруйском, заглянуть в глаза друзьям, Мы не виделись сорок пять лет, и многое изменилось в судьбе каждого. Кроме того, что все седые, и только глаза прежние, того и гляди, что-нибудь натворят.
Иду в окружении друзей, а у самого сердце не на месте. Все вокруг до боли знакомо, вместе с тем, далеко - далеко.
Где ты – юность моя, где вы – мои друзья. Как вам живется на чужбине? Вспоминаете ли вы меня?
На железнодорожной станции Бобруйск должен встретить нас Слава Микульский. Но «должен»,- это не точно. Выясняется, что на голову ему упал кирпич  . Так жена его шутит.
Наконец все проясняется. Передо мной вырос детина -130 килограмм весом, улыбка до ушей. Сомнений нет, встреча состоялась. Это наш Славик - признанный лидер, мой хороший товарищ. Он, без умолку, рассказывает про шинный комбинат, на котором он работал секретарем парткома.
Представить себе трудно, что коллектив комбината доверил молодому человеку руководить парткомом, ведь на учете в партийной организации состояли три тысячи человек.
Но надо знать Славика.  Один на один он мне признался, что хотел быть военным, но судьба распорядилась иначе.  Он не растерялся, и нашел свое место в жизни.  Сейчас он пенсионер, играет в народном театре г. Бобруйска совершенно бесплатно.
Он любит людей, и они ему отвечают тем же.
Все  в мире относительно, и я чувствую, что скоро наступит следующий этап болезни, который не даст  мне заниматься творчеством.
Прошелся по центральной улице (место бывшей биржи). Она кажется немного осиротевшей.  Нет того яркого диалекта, но что подкупает – я не видел ни одного отчаявшегося жителя. Кажется, что живут они легко и весело. Уважают своего «батьку».
Несколько слов в защиту «батьки». Чувствуется, что наведение чистоты в городах, дело не одноразовых компаний, а постоянное.
Отношение к производству вызывает восхищение, а к сельскому хозяйству – восторг.
Город чистый видно, что горожане любят свой город. Скрупулезно идет  подготовка к отопительному сезону. Что интересно, не одно предприятие ЖКХ не приватизировано. Поэтому прибыль предприятий не является основным показателем их деятельности. Все скоординировано на людей.
Со мной случился казус, я вынужден был застыть у входа в  продовольственный магазин. Первой среагировала продавец г. Бобруйска – Может быть Вам стул подвинуть?  Вторая, просто прохожая, - я вам сейчас помогу, в сердцах сказала она, -  я вам скорую помощь вызову.
Три дня, которые я находился в Бобруйске, были полны разными событиями. Но, самое важное я ждал с содроганием, предстояла встреча с Игорем Чечко, моим большим другом.
История его такова.  Интеллигент  в третьем поколении, Игорь удивил своих родителей, поступив в военно - политическое  училище в Ленинград.
Причем он был подготовлен настолько блестяще, что сдать вступительные экзамены для него не представляло никакой трудности. Учился он хорошо, выделялся среди своих сверстников, был популярен у девушек.  Окончив училище  с красным дипломом, он был направлен   служить в Казахстан. 
То ли от неожиданности, то ли от чего то другого, у Игоря случился  конфликт с командиром, в результате которого молодой лейтенант был уволен из армии и заклеймен на всю жизнь, как никчемный офицер –политработник.
Жизненные перепитии со всего размаха ударили бывшего офицера. Ко всему добавилась неудача в личной жизни.  В тот драматический период никто не подал ему руку.
Нет, он был не из тех, кто сдается без борьбы. Игорь поступает на исторический факультет Белорусского государственного университета, закончил его и был назначен директором сельской школы в Чечевичи.
Мы приехали к Игорю запоздно.  Я четко знал, зачем приехал – посмотреть Игорю в глаза, счастлив ли он. А когда выяснилось, что у него семь детей многое стало понятно.
Нас встречала миловидная женщина. Несколько смутившись, она пригласила нас за стол. Игорь все время испытывающе смотрел мне в глаза. Мы обнялись, и я почувствовал запах  дружбы, взаимопонимания, как будто и вовсе не расставались. Ирина, его жена, все время опускала настороженно глаза вниз, как будто еще чего - то недосказала.
После второй рюмки гости стали свободнее, и мы узнали  многое о жизни этой семьи.
Я наблюдал, с какой благодарностью, любовью и уважением смотрела Ирина на мужа. Я не мог скрыть восхищение этой семьей. Мы долго прощались, машина неохотно завелась, Игорь крепко обнял меня, как будто бы в последний раз.
Назад ехали медленно, а меня это устраивало. Тени деревьев мелькали по бокам дороги. Приехали домой поздним вечером. Я так и не заснул. Все думалось о смысле жизни, о вечном.
Уезжал я из Бобруйска в плохом настроении, да и погода была неважная. Водитель ехал не спеша. Я постоянно смотрел в зеркало заднего вида, Думаю, что вряд ли когда-нибудь сюда вернусь…