Гостеприимство по-Египетски и бескорыстная дружба

Алексей Горшков
Авторская обработка новеллы Петр Альфонса «Наставление обучающемуся» из сборника «Римские деяния»

Некий сын спросил своего отца:
«Пап, а может человек иметь бескорыстного друга?»
«Я таких друзей не видел, но слышал одну историю» - ответил отец и начал рассказывать эту историю.

«Жили два купца: Саид жил в Каире, а Акрам - в Балдахе (*древнее название Багдада), Однажды, Акрам, купец из Багдаха направился в Каир, по торговым делам, и так случилось, что у него оказался общий бизнес  с купцом Саидом. Гостеприимный египетский купец предложил своему партнёру Акраму, съехать из гостинцы и пожить в его доме. Акрам согласился, и Саид с радостью принял его  в своем доме, и восемь дней, как это принято у друзей, всячески обхаживал его, и, между прочим, велел всем женщинам своего дома исполнять все желания его дорогого гостя и друга.
По окончании восьми дней, дорогой гость, неожиданно захворал, а сильно встревоженный этим хозяин призвал к своему другу всех египетских врачей, чтобы они осмотрели его. Врачи сосчитали пульс, несколько раз брали пробы мочи, но не нашли у гостя никакого недуга и сказали, что его страдание любовного свойства.
Услышав это, Саид спросил своего друга Акрама:
«Дорогой мой друг! Уж не влюбился ли ты в одну из женщин моего дома? Если это так, то скажи мне, кто эта женщина?»
На это его новый друг Акрам ответил так:
«Я не знаю её имени. Но если ты покажешь мне всех женщин своего дома, то я узнаю ей....»
Саид тут же распорядился, чтобы все женщины его дома (служанки, его дочери и одна благородная девушка, которую Саид взял на воспитание) предстали перед Акрамом. И вот, Акрам стал обходить всех женщин, стоящих перед ним, и, подойдя, к «благородной девушке», воскликнул:
«Вот та,в которую я влюбился!»
Услышав это, Саид отдал эту девушку своему новому другу, вместе с большим приданным. И Акрам, заполучив «свою любовь» и большое приданное, отбыл в Ирак.
Прошло какое-то время, и так случилось, что купец Саид обанкротился и стал нищим. Тогда он решил отправиться в Каир, к своему другу Акраму, надеясь на его помощь.
И вот, когда Саид добрался, наконец, до Багдада, он был весь в лохмотьях, а  на землю опустилась ночь. Саид решил переночевать в церкви. И тут, на глазах Саида, какой-то человек убил другого человека, ограбил его и скрылся. Саид вошел в храм и пребывал в глубоком раздумье, не зная, как ему поступить....
Вскоре, полиция обнаружила убитого и, первым делом, заглянула в храм. Полицейский, увидев «бомжа» Саида, спросил его:
«Ты не видел, кто убил человека перед храмом?»
«Это я убил его» - ответил Саид, стыдясь своего вида, нищеты, и решив быть казненным, чем жить, как бомж.
Саида схватили, привели в суд, и судья, не став даже разбираться, приговорил его к смерти.
На утро, Саида повели на казнь. Собралась толпа зевак, как всегда, и среди них оказался Акрам. Увидев Саида в лахмотьях, Акрам всё же узнал его, и помня о его гостеприимстве, решил спасти друга, и громко крикнул:
«Стойте! Вы собираетесь повесить невинного человека! Это я  убийца!»
Тут судья, как всегда, не став разбираться, приказал отпустить Саида и казнить Акрама. Между тем в толпе был настоящий убийца, который видел, что произошло, и он, вдруг раскаявшись в своём преступлении, крикнул судье: "Я повинен в убийстве, берите меня, а этого невиновного отпустите!"
Немало удивившись этому, судья приказал освободить Саида и схватить незнакомца. А Саид и Акрам побежали к царю Хусейну, и всё ему рассказали. Услышав их подробный рассказ, царь признал друзей невиновными в убийстве человека, и, как гостеприимный хозяин, предложил обоим друзьям провести восемь дней в его дворце, в качестве самых дорогих гостей....
Через восемь дней, царь Хусейн сказал Саиду:
«Если тебе угодно остаться в моем доме, все у нас с тобой будет общим, а если захочешь вернуться на родину, мы поровну разделим все мое достояние"»
Купец Саид, привязанный к своей родной земле, взял половину имущества судьи (*так повелел царь) и возвратился в Египет».

Вы познакомились с историей о «Гостеприимстве по-Египетски и бескорыстной дружбе»