Мой дед архитектор Григорий Сенатов

Олег Сенатов
Я был хорошо осведомлен о том, что мой дед, архитектор Григорий Сенатов в 1922 году был мобилизован, вместе с семьей отправлен в Ижевск, и на Ижевском механическом заводе проработал до 1926 года. Я всегда полагал, что там он был  востребован, как инженер-строитель, - полученное им образование не было узкоспециализированным, и предполагало такую возможность. Но сравнительно недавно  я узнал, что в Ижевске мой дед известен, как автор ряда проектов жилых и общественных зданий, и даже одного монумента – памятника героям Октябрьской революции, причем оказалось, что его имя использовалось в качестве важного аргумента в ходе общественного противостояния, вспыхнувшего в Ижевске по поводу судьбы этого сооружения.
Обелиск был построен в некрополе, где были захоронены 35 большевиков, погибших во время революции и гражданской войны, размещенном на территории, соседствующей со Свято-Михайловским собором, и в советское время носившей название  Красной площади. В день прощания с Лениным в 1924 году, и в каждый из революционных праздников около памятника проводился общегородской митинг; ораторы выступали с балкона, встроенного в обелиск. В 1937 году собор был разрушен до основания.
Затем, уже Новой Росси Свято-Михайловский собор был полностью восстановлен. В связи с этим был запущен процесс преобразования бывшей Красной площади, - началось наступление на революционный некрополь –  снесли окружавшую его кованую ограду, и реальная угроза сноса нависла  над обелиском. Тут-то и началась катавасия: друг против друга выступили потомки 35 захороненных здесь большевиков и потомки 7982 человек, уничтоженных большевиками. Первые, как всегда, подняли жуткий вой, стараясь воспрепятствовать сносу памятника. Они апеллировали к тому, что, мол, обелиск является памятником архитектуры, созданным, как они говорили, выдающимся советским архитектором Григорием Федоровичем Сенатовым. Из аргументов сторонников красных я узнал о своем деде много нового, например: что «архив этого незаурядного зодчего находится в Москве» (то есть, архивом названо, простите,  то, что лежит у меня дома), что после возвращения из Ижевска, мой дед якобы вместе с Константином Мельниковым сооружал «конструктивистские здания, станции метро, набережные и магистрали» (смею вас уверить, что все это не соответствует истине, кроме, разве что того, что дед был действительно дружен с Мельниковым). Далее, я узнал, что (цитирую): «Революционный некрополь Ижевска является одной из самых «петербургских» построек Сенатова, соединяющей в своем образе лаконичные графические формы и линии северной столицы. Силуэт памятника построен на тонком графическом контрасте иглы-вертикали и тонкой «линии горизонта» с лаконичными барочными завитками. Памятник вызывает  визуальные параллели, как с обобщенным силуэтом  и бледной цветовой гаммой Петербурга, так и с отдельными его архитектурными доминантами (Адмиралтейство, Петропавловка) и его содержательными стилями (северное барокко, ампир, модерн)». Все эти петербургские аллюзии связывались с тем, что якобы мой дед родился в Петербурге, хотя на самом деле он родился в  Сокольниках, и всю жизнь прожил в Москве.
Не знаю, помог ли этот панегирик, или сыграли роль другие обстоятельства, но сторонникам красных обелиск удалось отстоять. Как я его оцениваю с эстетической точки зрения? Это, по мне, - далеко не лучшее из сооружений моего деда. Какой-то обелиск кургузый: он напоминает кулак с оттопыренным средним пальцем.
Нет, я далек от недооценки архитектурного наследия моего деда, но находится оно не в Ижевске, а в Москве. Даже не принимая во внимание тот факт, что он работал «архитектурным негром», то есть, многие из  проектов подписаны чужими именами (таковы были условия найма), а рассматривая лишь постройки, где его авторство установлено, я смею утверждать, что мой дед, как архитектор,  оставил в Москве заметный след. Я имею в виду «Поселок имени 1905 года» - жилой комплекс из 40 зданий, построенных на Пресне в 1926-1933 годах коллективом из 12 архитекторов, в который входил мой дед (никто в  списке не выделен, как руководитель, так что все они -  равноправные авторы). При современной планировке района здания распределились по нескольким соседним улицам, но Шмитовский проезд ими застроен почти целиком, так что здесь они образуют подлинный архитектурный ансамбль. Это - шестиэтажные дома, построенные по индивидуальным проектам, но едином стиле, в котором заметно влияние Баухауса, Их эстетические качества достигаются минимумом средств – за счет совершенства пропорций, выбора размеров оконных проемов и их размещения, профилировки фасадов (вынесения лифтовых шахт наружу, выделения эркерами лестничных клеток, распределения балконов, срезки углов, и так далее). В результате Шмитовский проезд обращает на себя внимание зрителя своеобразием своего облика, в котором обнаруживаются  художественный вкус, простота  и благородство. Эти качества, видимо, оценены Главным архитектором Москвы, так как поселок сохранен и недавно отреставрирован. Я надеюсь, что в будущем этому ансамблю будет присужден статус памятника архитектуры, и здесь будет размещена доска с именами его создателей, в том числе, моего деда Григория Сенатова.
Осталось прояснить вопрос о том, как дед сам относился к построенному им в Ижевске обелиску. Он был великолепным рассказчиком, с присущим ему юмором любившим повествовать о своей богатой событиями жизни, и нередко погружался в воспоминания об Ижевске. В начале двадцатых годов город выглядел, как большая деревня, и образ жизни там был вполне сельский. Но из заводских специалистов там сложилось небольшое, но избранное общество, в которое входили такие люди, как,  например, выдающийся русский оружейник Федор Токарев, которого зачастую командировали в Ижевск из Тулы. Жизнь в городе была интересной и насыщенной, - дед рассказывал о ней много и с большим удовольствием , но он ни разу не обмолвился, что был автором памятника  Героям революции…
                Ноябрь 2017 г.