С Днем Ангела, дорогой Отец Димитрий!

Антонина Кирножицкая
       С Днём Ангела,дорогой Отец Димитрий!

      Восьмого ноября Православная Церковь чтит память мученика Димитрия Солунского. В этот день – День Рождения и День Ангела замечательного христианского подвижника нашего времени Отца Димитрия Хмеля. В Свято-Георгиевском храме города Несвижа всегда в этот день совершается Литургия с Молебном,а накануне – вечернее Богослужение.Прихожан на этих службах не меньше,чем в Двунадесятые праздники.Все мы чтим память нашего духовного Наставника.Отец Димитрий в полной мере являлся Духовным Отцом для каждого несвижанина независимо от вероисповедания -  и православные,и католики,и протестанты, и мусульмане,и иудеи шли к нему за советом и помощью.Никого добрый пастырь не оставил без внимания,со всеми щедро делился добром и помощью духовной.
   Тогда,две недели назад,написать рассказ не получилось – переполняли эмоции и воспоминания.А теперь,когда все улеглось,я постараюсь рассказать Вам о Нём.
     Отец Димитрий родился и вырос в Украине в небольшом городке Бершадь, неподалеку от границы с Румынией. Он был четвертым ребенком среди восьми детей зажиточного крестьянина Петра Хмеля. Трудолюбивая и богобоязненная семья Хмелей немало горя и скорбей претерпела от тогдашней власти. Но недаром сказано, что "хранит Господь всех любящих Его", - до ареста дело не дошло.
Когда Димитрий учился в педагогической школе, началась война. Шестнадцатилетний юноша хотел вместе со старшим братом пойти на фронт, но остался - ради матери. Его час пришел в 44-м, когда Бершадь, оккупированную румынами, союзниками немцев, заняла Красная Армия. Дмитрий ушел воевать. Благодаря хорошим математическим способностям парня его взяли в артиллерию наводчиком 76-миллиметровой пушки.
- Я видел, - вспоминает отец Дмитрий, - что почти все солдаты не только кричали "за Родину, за Сталина", но и молились. И так с молитвой рвались в бой. Немцы часто отступали в страхе, потому что понимали - идут уже не простые бойцы,а идущие с Верой  защитники своей Родины. Даже офицеры наши носили крестики, иконки. У меня тоже была иконка святителя Николая Чудотворца, которую я пронес через всю войну и вернулся с нею домой. Словом, у всех воинов было особое настроение, духовное.
Не раз убеждался молодой солдат, что на войне трудно остаться атеистом. Что там человек чувствует над собой промысел Божий, который охраняет его даже в те моменты, когда выжить, казалось бы, невозможно. А фашистская пуля, застрявшая в позвоночнике,много лет напоминала батюшке-ветерану, как тонка грань между жизнью и смертью.После лечения в госпитале, где врачи так и не решились достать злополучную пулю, снова отправился на фронт. В составе 5-й армии 3-го Беларуского фронта Дмитрий Хмель сражался в боях за освобождение Минска, Витебска, Молодечно, проходил Лепель, Бегомль и Логойск. Особенно врезался в память штурм Кенигсберга. Огромные силы были собраны фашистами на подступах к самой мощной цитадели Германии. Конечно, и советские командиры, и солдаты понимали, что "битва будет злая". В душах людей пробуждалась вера предков, молитва, ибо все они стояли перед лицом смерти. Все это будущий священник видел собственными глазами.
- Я сидел тогда в углу штаба над картами, внимательно занимался своим делом, потому что перед артподготовкой и штурмом надо было сделать очень много вычислений, расчетов. Но заметил, что наши командующие Николай Иванович Крылов, Александр Михайлович Василевский, Иван Ильич Людников принесли икону Казанской Божией Матери, поставили ее на стол, склонив головы, помолились. И 6 апреля 1945 года в шесть часов утра начался штурм Кенигсберга.
Война для младшего сержанта Хмеля закончилась 16 апреля 1945-го на берегу Балтийского моря. Дмитрий Петрович надеялся продолжить службу в армии, но медицинская комиссия все-таки списала его в запас - слишком серьезное ранение перенес. После демобилизации, в 46-м, он вернулся на родину, поступил в Одесский технологический институт. Но бывшего солдата ожидал иной путь, иная служба. Однажды ему приснился удивительный сон, который напомнил о таком же необычном видении, случившемся накануне войны. Тогда, в 40-м, юному Дмитрию привиделось, что святитель Николай Чудотворец призывает его стать священником. Теперь же ему было показано некое здание, куда нужно поступить на учебу. Молодой человек никогда ранее не видел этого здания, но вскоре случайно нашел его на одной из улиц. Это была Одесская духовная семинария. И поступил в Одесскую духовную семинарию, — улыбается отец Дмитрий. — Взяли сразу на второй курс. Сообщил о своем поступке генералу Крылову. Командарм благословил бывшего подчиненного такими словами: «Служи так, как мой отец, чтобы никто от тебя не ушел обиженным». Оказалось, что Крылов, как и маршал Александр Василевский, происходил из семьи священника. А после войны наставник Дмитрия Хмеля стал главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения, заместителем министра обороны СССР Андрея Гречко. «Переписывались с ним до самой смерти», — вспоминает ветеран.
Именно там,в Одесской семинарии начал он осваивать сложную науку быть пастырем душ человеческих. Но выпускные экзамены волею судеб сдавал уже в Минской семинарии. Став священником, решил остаться в Беларуси, чтобы служить тому народу, за который шел в бой.
 После окончания семинарии отец Димитрий восемь лет служил в Логойске, а в 1957году приехал в Несвиж.Строил Храм,собирал,окормлял,оберегал паству.В трудные годы гонений отец Димитрий отстаивал право на Веру,никого не предал,никого не погубил. Трогательной и Великой была дружба отца Димитрия с братом во Христе,таким же добрым пастырем ксендзом Колоссовским.Отец Димитрий всегда приходил на помощь другу.Трусливые,дрожащие за свое место чиновники,не могли противостоять батюшке-ветерану.Как и на фронте победа была на Его стороне. Во всех обстоятельствах своего многотрудного служения помнил батюшка-ветеран, что каждый христиан - это воин Христов. А Христос учил воинов Своих: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
   Мне,как и многим нашим людям, живущим на несвижской земле, посчастливилось увидеть воочию такого воина Христова. Но не просто увидеть, а бок о бок пожить с ними и многое почерпнуть  для своей жизни.Батюшка был необычайно прозорлив. Часто, приходя на исповедь,еще не начав говорить,я получала ответы на все мои вопросы и сомнения и советы,как бороться с грехами.Казалось,что батюшка читает мои мысли.
 Многочисленные ранения и болезни в последние годы давали о себе знать.Мы,казалось,сами чувствовали,как больно Ему преклонять колени.Но в этой немощи чувствовалась большая духовная сила.Как писал Апостол Павел: «Когда я немощен – я силен. Сила моя совершается в немощи.».Так мы и стояли в Крестопоклонную  неделю вокруг Его худенькой хрупкой фигурки,как овцы под защитой своего Пастыря.
  Вспоминаю Его последнюю Пасху.С каким трудом давался каждый шаг крестного хода.Никто не посмел бы осудить батюшку,пойди Он один круг,но Он пошел все три.Мы шли со слезами на глазах,бережно сохраняя эти минуты в сердцах своих.
   Последняя служба 4-го декабря – Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.После проповеди Отец Димитрий сказал:
«Прощаюсь с Вами не надолго.Врачи советуют сделать операцию.Врачей надо слушать.Даст Бог,увидимся.».
   К глубокому сожалению,26 декабря 2009 года Отец Димитрий ушел в лучший мир.Пастырь ушел к Пастыреначальнику.
   Но остается светлое чувство, что Промыслом Божиим душа Отца Димитрия посещает нашу церковь во время служб…
   Вот и сегодня,я написала записочку за Отца Димитрия,зажгла свечу у Распятия:
   « С Днём Ангела,дорогой Отец Димитрий!»