Снесенные памятники

Ирина Лежава
После недолгого затишься недавно в Ставрополе вновь разразился скандал, связанный с разрушением памятника истории - домом на улице Дзержинского № 134. Жители города в начале октября обнаружили, что экскаватор сносит здание, в котором, по предположению, жила сестра милосердия, единственная женщина полный кавалер Георгиевского ордена времен Первой мировой войны, Римма Иванова. Однако в интервью телеканалу СТВ директор музея краеведческого музея им. Прозрителева и Праве Николай Охонько сообщил, что Римма Иванова жила в доме со своей семьей по той же улице, но выше кварталом, на пересечении с улицей Ломоносова, где в настоящий момент располагается жилой дом Дзержинского, 152. Старый дом Риммы Ивановой снесен еще в прошлом веке, а дом поэта Бабичева расположен по адресу Дзержинского, 134.
И все же это здание – историческое, оно связано с поэтом В.Бабиченко и значится в реестре объектов культурного наследия с такой формулировкой: «Дом, в котором родился и вырос ставропольский поэт В.И. Бабиченко», в чем можно убедиться, зайдя на сайт Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. Цинизм однако в другом, в том, что в реестр охраняемых памятников культуры здание внесли 20 сентября, а уже 10 октября его разрушили.  И что интересно, пока никто не может добиться ясности - кто давал разрешение на снос здания, при этом строительная компания, получившая право на снос, уверяет, что все разрешения и документы имеются. В 20-х числах октября краевые депутаты пригласили на рабочее совещание застройщика, фирму «Аспект», управление по защите памятников и администрацию города, чтобы разобраться в этом вопросе. Ведь собственникам квартир в этом здании даже не сообщили о том, что их дом теперь под госохраной и что сносить его нельзя. Пока снос приостановлен, вернее то, что от него осталось – на появившихся в интернете фотографиях видно, что здание разрушено почти полностью, на месте работали несколько грузовых автомобилей. В то же время, в управлении по защите памятников сообщили, что в целях устранения нарушений составлен акт осмотра места происшествия, также направлено обращение в правоохранительные органы, впереди еще ряд экспертиз. Все это может затянуться на год. Параллельно начались и слушания по иску жильцов к управлению по защите памятников. Люди утверждают, что они вообще рискуют остаться без квартир из-за этой неразберихи.
Надо сказать, что с историческими памятниками в центре Ставрополя происходили и другие инциденты, которые будоражили общественность. Например, и наша газета, и другие краевые СМИ не раз писали о так называемом «Домике Лермонтова» на той же улице Дзержинского, 183, которому присвоен статус охраняемого памятника истории, однако прошло два года, но городские власти даже не удосужились повесить на него соответствующую табличку. В этом одноэтажном стареньком доме открыта продовольственная лавка, со двора уже сделаны основательные пристройки, в самом дворе, где когда-то под дубом написаны великим поэтом гениальные стихи, некоторые главы «Героя нашего времени» - запустение, а замечательный вид с обрыва, которым любовался Лермонтов, теперь закрыт недостроенным многоэтажным домом, который покосился и уже аварийный, потому что стоит на оползне и может рухнуть в любой момент. А ведь в этом доме происходили встречи с сосланными декабристами, друзьями и знакомыми из Петербурга, с прогрессивно мыслящими ставропольскими жителями, которые обсуждали важные проблемы, повлиявшими на русскую культуру и общество. К сожалению, за исключением нескольких журналистов, пытавшихся обратить внимание властей и депутатов на то, что этот исторический памятник нужно сохранить для будущих поколений, ни писатели, ни общественные деятели, за исключением актера и председателя «Витязя» Николя Бурляева, не бьют тревогу. Домик же в таком состоянии, что может и не дожить до лучших времен…
Взволновало общественность Ставрополя и возможность сноса мельницы А.Б.Гулиева. Это один из немногих памятников конструктивизма и одно из красивейших зданий в центре города до сих пор не имеет статуса культурно-исторического памятника, передано в частные руки. Ходят слухи, что скоро там начнется строительство новых объектов, то есть добротное и крепкое здание будет разрушено, а потомки смогут любоваться им только на старых открытках.
Еще одно здание, которое требует серьезной реставрации – бывшая купеческая усадьба, обгоревший, полуразрушенный особняк на ул. Горького, 49, на Нижнем рынке. Когда-то великолепное здание - памятник регионального  значения, что подтверждает краевое постановление  №600 от 1 ноября  1995 года, находится  в катастрофическом виде уже 20 лет. Кстати, по сведениям известного краеведа Германа Беликова в начале XIX в. здесь стоял большой деревянный дом героя Кавказской войны генерала Фёдора Сохацкого. В 1870-х годах усадьба перешла во владение купцов Вышловых, а затем в 1904-м его приобрел купец Мих. Сидельников, который и построил двухэтажный каменный дом, дошедший до нас.  Верхний этаж занимала семья, а внизу располагались его лавки. Интересно, что он собирался построить рядом кинематограф, только вот 1917 год эти планы разрушил. Новая большевистская власть экспроприировала дом для своих нужд, долгое время тут была коммуналка, при НЭПе – большой хозяйственный магазин, потом автостанция, в 1980-х художественная мастерская «Радуга», а в 90-х случилось два пожара. С тех пор здание и стоит без ремонта и реставрации, а недавно одна стена не выдержала и рухнула, перегородки и перекрытия разрушены давно, собственно от дома остались только фасадные стены, но и их можно все еще привести в порядок, современные технологии позволяют это сделать. И, кстати, во многих странах именно так сохраняются старинные здания – каркас реставрируется, а «начинку» делают новую, и здание продолжает жить. С 1995 по 2000 г. здание было на балансе нац-культурного общества славян. Общество частично провело ремонтно-реставрационные работы: отвод грунтовых вод, осушение подвальных помещений, а также усиление фундаментов и стен первого этажа. Но после 2000-го работы не проводились, поскольку деньги на эти цели не выделяли. В марте 2014-го здание сдали в аренду на 49 лет. Кто является съёмщиком, в краевом управлении по сохранению и госохране объектов культурного наследия не сообщили, но известно, что оно поставлено на госучет. С арендатором заключено соглашение, согласно которому он обязан реставрировать здание. Сейчас научно-проектная документация проходит историко-культурную экспертизу. Тем временем, горожане-активисты убрали с территории усадьбы мусор… Есть надежда, что дом все-таки обретет новую жизнь.
Еще один пожар в 2014 году изуродовал известный, так называемый «Дом с привидениями» на улице Комсомольской, бывшей Барятинской, 100. До революции, как считают краеведы, это был доходный дом купца Игнатия Волобуева. По данным историка Г. Беликова, впоследствии дом достался его дочери Анне. Последняя вместе со своим мужем - богатым купцом и почетным жителем Ставрополя Сергеем Деревщиковым, построила «замок». После смерти мужа, вдова сдавала дом постояльцам. Сохранилась легенда, будто бы жили здесь монахи из Грузии, выглядевшие так непривычно для горожан, что появилось поверье о привидениях. Затем дом то ли арендовал, то ли купил миллионер Ага Балы Гулиев. В Гражданскую войну тут обосновался госпиталь, позже - противотуберкулёзный диспансер и общежитие для медработников. Ходили слухи, что в грозные 1918-20-е здесь устроили пыточную. Как считает краевед Беликов, несколько горских офицеров из «Дикой дивизии» Добровольческой армии расправились с 30 ранеными красноармейцами, в 1920-е в «замке» обосновались уже чекисты. Так что рассказы о криках и стонах, доносящихся по ночам из этого дома, получается вовсе и не мифы. Во время ВОВ здесь снова был госпиталь, в период оккупации - немецкая санчасть. Позднее в этом доме располагался тубдиспансер, с 1960-х — общежитие для медработников. Со временем дом опустел, он ветшал, а реставрировать его у властей, как обычно, руки не доходили. И вот заброшенное здание, ставшее обиталищем бомжей, сгорело, повреждена кровля и перекрытие. О том, какая судьба ждет «Дом с привидениями» - то ли его снесут, то ли все же будут реставрировать – так и неясно. Место, однако, весьма привлекательное для любителей воткнуть в историческом центре многоэтажную бетонную «стекляшку». Так что общественники следят за развитием событий с осторожностью  и тревогой. Кстати, в реестре памятников истории, составленных краевым Министерством культуры, дом не значится.  Похожая история была и с историческим зданием гостиницы в центре Ставрополя на углу ул.Голенева и проспекта К.Маркса несколько лет назад. Тогда пожар тоже не удалось потушить, обгорелый остов снесли и построили на этом месте торговый центр «Аврора», который выбивается из исторической «среды».
Вообще, пожары или доведение здания до аварийного состояния как способ освобождения участка для нового строительства стал бичом для старинных исторических застроек и не только в краевом центре, эта практика распространена по всей России. Да и солидные земельные участки в историческом центре также объект коммерческого интереса частных предпринимателей. Один из таких участков находится в самом сердце города на Крепостной горе – 5 тыс. кв м горожане не один год требуют вернуть в муниципальную собственность. Дело сейчас рассматривается в Октябрьском районном суде краевой столицы. Речь идет о большом земельном участке у бассейна «Юность» на улице Суворова, 5а, который в 2004 году был отдан в трёхлетнюю аренду частной стройкомпании «Авангард», где и началось строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. Когда стройка «зацепила» охранные зоны сразу двух памятников истории – здания пожарной части, построенной в начале XIX века, и ресторана «Горка» 1963 года постройки, а фундамент разрушил уникальные остатки вымощенного известняком тротуара и старинных крепостных колодцев, что уже не подлежит восстановлению, - вмешалось минкультуры края, которое обратилось в Арбитражный суд. И хотя суд тогда в иске ведомству отказал, апелляционная инстанция это решение отменила. В марте 2007 года суд обязал «Авангард» произвести снос самовольной постройки в 30-дневный срок, однако вскоре компания самоликвидировалась, а судебный пристав велел приостановить исполнение решения суда. Объявились и правопреемники фирмы-застройщика по фамилиям С. Прядильников и М. Василенко, хотя по документам они не имели отношения к «Авангарду». Видимо, кому-то явно не хочется терять лакомый кусок в историческом центре города. Между тем спорный объект прошёл госрегистрацию права общей долевой собственности за этими гражданами, но с 23 июля 2008 года по данным Росреестра на данный спорный объект Крепостной горы наложен арест. Получается, что справедливость восторжествовала, но и через 9 лет (!) проблема недостроенного спорткомплекса не решена.
В Ставрополе насчитывается около 160 архитектурных и исторических памятников-зданий, не считая тех старинных особняков, которые не имеют особо охраняемого статуса, но которые воссоздают среду города конца 18, 19 и начала 20 вв.  - так называемые «средовые» постройки. Памятники вместе со «средовыми» объектами составляют единое целое и придавют улицам Ставрополя ту атмосферу старинного провинциального городка, которую так ценят старожилы и все, кто любит город. Их во что бы то ни стало надо сохранить, но та же «среда» на ул. Дзержинского в районе Андреевского собора, уже потеряла много зданий, и теперь бывшая ул. Воробьевская, которая помнит декабристов, Пушкина и его брата, Лермонтова и многих других замечательных людей, безнадежно изменилась… Историческая часть города – это кварталы в районе от улицы Пушкина по Карла Маркса и до Гражданской: до начала XX столетия город и занимал эту территорию, прирастая новыми микрорайонами уже в советские годы. На периферии находятся лишь отдельные памятники, например, пивоварня Ивана Алафузова на ул. Черняховского или комплекс зданий Иоанно-Марьинского женского монастыря на ул. Октябрьской. В эти дни проходят юбилейные встречи архитекторов города и произносятся речи, в том числе и заверяющие горожан в любви и преданности городу, в стремлении сохранить исторические здания. Главный архитектор края возглавляет Союз архитекторов Ставрополья уже 30 лет, понятно, что не всегда легко ему противостоять властям и чиновникам. Но все же и к нему, и к главному архитектору Ставрополя накопилось много вопросов, которые на встрече в музее изоискусств задать не получилось… Будем надеяться, что они на деле будут отстаивать исторический облик центра Ставрополя и предотвратят уничтожение зданий, представляющих культурную и историческую ценность.