Век революций

Ирина Лежава
Ставропольский музей-заповедник им. Г. Прозрителева и Г. Праве подготовил к 100-летию революции выставку «Век революций», в которой представлены все этапы развития революционной борьбы в Ставропольской губернии, начиная с середины 19 века и до горбачевской перестройки. Кстати, интересная деталь, если раньше революция 1917 года называлась Великой Октябрьской, то нынче – Российской революцией. Что свидетельствует о желании размыть и обезличить это грандиозное и трагическое по последствиям событие мирового масштаба в некое локальное действо, важное только для России.  Однако название выставки свидетельствует о том, что организаторы хотели акцентировать на том, что в ХХ веке революций в России было несколько, а за ними не менее страшные события Гражданской войны, установление советской власти, затем коллективизация, голод, индустриализация, репрессии. И все это за несколько десятилетий, которые изменили людей даже внешне, не говоря о ментальности. Об этом свидетельствуют фотографии начала 1930-х-40-х годов.
Первый раздел выставки показывает уникальные экспонаты - личные вещи крупного деятеля международного революционного движения Германа Лопатина: студенческая форма, клетчатый портплед конца 19 века (в переводе с французского — «чехол для пледа»), - мягкая дорожная сумка для постельных принадлежностей и прочего, куда вполне могли уместиться и книги. Вместе с семейным архивом его когда-то передала в фонд музея внучка Лопатина. Тут же раннее издание «Капитала» Маркса, которое имеет непосредственное отношение к Лопатину – он был первым переводчиком этого труда на русский язык, газета «Искра», портрет самого Лопатина, фотография железнодорожников Минераловодского депо, бастовавших в 1905 году, плакат с изображением мужика в красной рубахе, который грозит кулаком царским генералам, чиновникам и попам, ползающим у его ног. Мужик стоит на фоне красного флага с надписью «Свобода!», а вдали над горизонтом восходит солнце - символичная картина.
Первая мировая вызвала огромный подъем патриотизма, об этом свидетельствуют фотографии солдат, плакаты – «Война до Победы!», добровольцы, которые с радостью записывались в ополчение. В одном из стендов показана форма ополченца того времени и статья в 4-м номере литературно-общественном журнала «Весь мир» за 1915 год с рисунком, запечатлевшим подвиг сестры милосердия из Ставрополя «Миры Ивановой», которую мы знаем, как Римму Иванову, и описанием ее гибели. Здесь же фотография этой замечательной женщины, а также командиров 83-го Самурского пехотного полка, с орденами св. Георгия.  Показаны и 10 наград - медалей и жетонов 1914-1915 гг., каска, германские осколки снарядов, авиапули и авиастрелы – совершенно уникальные экспонаты. И глядя на эти пули и «стрелы» можно представить, как они вонзаются в солдата, и как при тех медицинских средствах сложно было вылечить и вернуть в строй людей… Представлен здесь и телеграфный аппарат Морзе, который был установлен на Ставропольском почтамте. А рядом на стене – огромный плакат, на котором показано, как с 1914 по 18-й гг. в результате войны – людских потерь, повышения смертности и понижения рождаемости сократилось население стран, принимавших участие в войне: Англии, Франции, России, Германии, Австро-Венгрии, Турции и даже Болгарии. Людские потери показаны в виде нескольких горок с черепами, которые относят нас к великой картине Верещагина «Апофеоз войны», написанной еще в 1871 году.
Волна разочарования и растерянности сменяет патриотический подъем, и уже 5 марта 1917, вскоре после февральской революции в Ставрополе на Николаевском проспекте проходит демонстрация солдат: на фотографии видно, что от начала бульвара и до самого горизонта море людей, с солдатами стоят и гражданские, которые ждут объяснений и решений от властей. Ведь накануне газета «Северокавказский край» (которая представлена на стенде) опубликовала телеграммы с Манифестом-Отречением государя, телеграммой от М.В. Родзянко и Обращением «К гражданам Ставрополя», в котором сообщалось об учреждении некоего «Особого общественно-народного органа». И не случайно в следующем стенде появляется символ революции – красный бант, деньги Временного правительства и открытки с политическими персонажами - карикатуры большевик и меньшевик, социал-демократ, а также фотопортреты Милюкова, Керенского (похожего почему-то на Распутина) и Ленина, а также местного деятеля Мих.Морозова, секретаря РСДРП (б) и одновременно редактора газеты «Заря свободы», назначенного вскоре губернским военным комиссаром, лидера ставропольских эсеров Федота Онипко. Тут же репродукция картины И.Грабаря «Ленин у прямого провода», плакаты тех времен и листовка ставропольской окружной комиссии с объявлением о выборах в Учредительное собрание. Представлена тут и «Избирательная записка» в округ №7 г. Ставрополя со списком кандидатов-меньшевиков: В. Краснова из Ставропольской губернии, Мих.Смирнова из Тифлисской губернии, Ник. Клиндухова из села Прасковея, Арменака Азатова из села Петровское и др. Рядом же на красочном плакате георгиевский кавалер и крестьянин словно охраняют перечисление требований, которые должно проводить в жизнь Учредительное собрание: «скорый мир, вся власть народу, землю – трудовому народу и никакой купли-продажи земли (!), переложение налогов с бедных на богатых, уничтожение постоянной армии и замену ее народным ополчением, переход фабрик и заводов трудящимся»! Вот такие были требования социалистов-революционеров. И вот следующий стенд, где экспонаты напоминают, что уже грянул залп «Авроры» - это матросская форма с крейсера. Временное правительство сметено, в Ставрополе в ночь на 1 января 1918 г. в здании 1-й мужской гимназии была провозглашена советская власть, которая сразу выпустила Декреты о мире и земле. И как дух эпохи – круглый столб для театральных афиш, облепленный теперь листовками и газетами. 
В следующем стеклянном стенде появляется черная кожанка чекиста с винтовкой Мосина, маузером, браунингом и наганом, плакатом «Бесы революции». Ясно, это началась эпоха советизации, большевизма. Председателем ставропольского совнаркома был избран А. Пономарев, на выставке показаны его личные вещи – массивный письменный стол, телефон, дорожные шахматы, пенсне, хрустальная чернильница и ручка, удостоверение, выданное для проезда в Москву для «личного доклада Центральному комитету партии большевиков»… В 1960-е эти предметы, как и архив, передал его сын, профессор Саратовского университета.  Тут же портреты других комиссаров от новых властей – Ник. Анисимова, первого военного губкомиссара, возглавивший в Ставрополе Военно-революционный комитет, председатель Северокавказского центрального исполкома, затем – председатель краевого комитета РКП (б); Марии Вальяно, отличницы и выпускницы ставропольской гимназии, которая потом стала одной из первых чекисток в крае, комиссаром просвещения Ставрополья, а позже первой женщиной-прокурором Санкт-Петербурга. Та самая, на совести которой, по мнению Г.Беликова, зверская казнь генерала П.Мачканина. И наверное неслучайно, что именно над этими портретами две фотографии Троцкого 1919 года, когда он был народным комиссаром по военным и морским делам: в окружении бойцов и на фоне своего личного бронепоезда; тут же и комплект цвета запеченной крови командира этого бронепоезда: куртка, шаровары, сапоги, фуражка.
Период Гражданской войны на Ставрополье представлен рядом интересных предметов, документов и фотографий: вещи командира кавполка I Конной армии В. Голубовского (шинель и седло), часть оборудования Пятигорского передвижного патронно-пульного завода, денежные знаки воюющих сторон, форма казачьего офицера и многое другое. Здесь и форма буденновца со знаменитой остроконечной шапкой, причем поражает какая шинелька тонкая, то ли вытерлась от времени, то ли такой была изначально, и как могли солдаты не замерзнуть в ней насмерть в те страшные морозы 18-19 года – непонятно. Чудом сохранились и некоторые артефакты белогвардейцев, например, жетон корниловца и корниловский черно-красный флаг с черепом и скрещенными костями. Это не пиратский символ, это - готовность идти в борьбе до конца, биться насмерть. Бумажные деньги того времени - деникинские 250 рублей с портретом атамана Платова. Инфляция была катастрофическая, денег не хватало и каждый регион выпускал свою «валюту». Выпускала дензнаки Северо-Кавказская Социалистическая Республика, их выпускали даже уезды, чему доказательство пятирублевка Благодарненского уезда. Белое движение представлено фотографиями генералов Деникина, Врангеля, Шкуро.  У Добровольческой армии тоже был свой бронепоезд  - Вооруженных сил Юга России, на фотографии 1918 года запечатлены офицеры, раненые и сестры милосердия на фоне этого железного монстра. А вот еще редкая фотография – перезахоронение жертв большевистского террора в Пятигорске в 1919 году. В два ряда припорошенные снегом гробы, вокруг них – военные и гражданские, родственники, идет отпевание мучеников, глубокая зима, голый холм над городом и словно и сейчас доносится до нас плачь по убиенным.
В период пребывания Добровольческой Армии в Ставрополе издавались плакаты, листовки и газеты белогвардейцев. В экспозиции представлен редкий антибольшевистский плакат 1919 года «Изгнание Троцкого из Кубани»: Троцкий поджав ноги «летит» прочь от пинка сапогом белоказака, французский и английский офицеры с удовольствием это наблюдают, а внизу подпись: «Этот дядя не про нас, ну-ка, брат, с Кубани – ррраз!» Тут же на стенде представлены историко-литературный, сатирический еженедельник «Донская волна», выходившим под редакцией Виктора Севскаго. В нем печатались также приказы военного губернатора (№2, 1919), а в январском третьем номере - очерк И.Сургучева «Письмо о Ставрополе». Эти газеты выпускал ОСВАГ, чудом в фонде музея сохранились несколько номеров, потому что, как рассказал замдиректора по научной работе Егор Карагодин, все архивы белые вывезли с собой, когда отступали, далее они были переправлены в Европу, а потом в Америку, где и хранятся неразобранными до сих пор в Калифорнийской библиотеке. А неисследованные они в том числе и потому, что в Штатах не было специалистов, которые могли бы в них разобраться, а может и не было к ним интереса. Там же, кстати, хранится и богатейший, уникальный огромный архив матери Врангеля, тоже до сих пор неисследованный, а также архив И.Сургучева… Именно поэтому взгляд на исторические события 1917-1920-х на выставке представлен в основном советский. По словам Е.Карагодина это объясняется тем, что несмотря на «необъятный документальный фонд этого периода – фотографии, воспоминания, плакаты - вещественный фонд ему уступает». Особенно всего, что касается белого движения. Люди с приходом большевиков старались уничтожить, сжечь вещественные доказательства причастности к прежней жизни, даже георгиевские кресты прятали, не надевали вплоть до окончания Великой Отечественной. Оказывается, даже красный генерал В.И. Книга, полный Георгиевский кавалер, участник Первой мировой, командир 6-й кавдивизии 1-й Конной (Буденновской) Армии, впоследствии участник Великой Отечественной, посмел надеть свои георгиевские кресты только после Победы.
На выставке можно увидеть и последствия страшного голода 1920-го года – распухшие голые дети, обнищавшие крестьяне – фотография 1930 года «кулака с излишками зерна», которое конфисковали… и ясно, какая была у него дальнейшая судьба. Тут и фотографии проведения первой линии электричества в селе в 1932 году, и запись крестьян в колхоз, а над ними портрет Ленина, который со своим знаменитым лукавым прищуром за этим наблюдает… Словом, выставка получилась замечательная. Она дает возможность прикоснуться к далекой эпохе, событиям мирового значения, и не случайно, что ее открытие приурочено ко Дню единства. Пора примириться со своей историей, отдать дань всем, кто погиб в те трагические времена, забыть о расколе, обидах и злобе, ожесточение должно уступить место сочувствию и объективности. Но до этого пока далеко, о чем свидетельствуют непримиримые словесные баталии в соцсетях, да и въяве тоже. Пугает только, что если, не дай бог спекуляции на трагедиях взорвут общество – тогда все может повториться, и на этот раз еще в более жутком проявлении, потому что оружие начала ХХ1 века намного «эффективнее» начала ХХ-го. И как и в ту эпоху, пострадают больше те, кто к партиям не имеет отношения, кто не занял чью-то сторону, простые люди, они-то и станут «топкой» для «революционеров» любого сорта. Об этом напоследок и сказал Е.Крагодин: «Был общественный подъем, мощный энтузиазм, оптимизм, но были и страдания огромного числа людей. Мы ведь и в сегодняшней современности видим, что революция – очень неоднозначное явление. У нее есть и романтики, и люди, под маркой борьбы за новое будущее преследующие свои тщеславные интересы. И есть третья категория – массы, попадающие в эти жернова и получающие, что называется, «во чужом пиру похмелье»... Вникая во все новые открывающиеся детали времени, невольно поражаешься, как страна, находившаяся в состоянии Первой мировой войны, потом вошедшая в состояние революции и Гражданской войны, вообще сохранилась. Российская империя перестала существовать под этим названием, но громадина шестой части суши устояла! Как считают историки, у России есть некое нерушимое ядро, сохраняя которое она, даже подвергаясь страшным крушениям, каждый раз вновь наращивает силу. Удивительный исторический, культурный, философский феномен».