Накормили Мурзика

Иван Кривобоков
В середине апреля снег почти полностью сошел с деревенских дорог. Кое-где по обочинам чернели остатки сугробов, смешанные с золой. Жители испокон веков ссыпали отходы из печек рядом со своими домами. Огромные лужи, покрытые тонким льдом, собирались в канавах по обе стороны дороги. Под утро вода вымерзала, оставляя после себя тонкую хрустящую корочку. Лучи весеннего солнца нещадно растапливали похожий на стекло хрупкий ледок. Сдаваясь, он громко крошился и звучно падал на землю. В воздухе уже веял запах подошедшей весны. Веселее зачирикали воробьи, шумно кричали грачи, выбирая себе место для гнездовья. На нескольких домах желтели уже новенькие скворечники, люди с нетерпением ждали прилета сибирских соловьев.
Солнечный зайчик медленно полз по подушке и уселся отдохнуть на Ванькином лице. Пацан зажмурился и закрылся ладонью. Однако сразу вспомнил: - Сегодня воскресенье, в школу идти не надо. Ванька потянулся и открыл глаза. – Хорошо-то как. А может еще вздремнуть? Нет, надо вставать, хотели с Санькой Дорофеевым по полям побродить. Ну, все, подъем. Он соскочил с кровати, накинув отцовскую фуфайку с валенками, и выскочил на улицу. Утренний морозец легонько хватал за голые ноги, но мальчуган давно уже привык к таким процедурам.
Через час товарищи шагали в сторону совхозных полей. Обутые в резиновые сапоги, они шли, не обходя лужи, а, забегая вперед, старались наперегонки зайти в нее и сломать лед. Кое-где на черной земле оставались островки темнеющего снега.
Вдалеке виднелась огромная скирда, мальчишки побежали к ней, соревнуясь между собой. С обеих сторон стога свисали большие березовые ветки, связанные на самом верху тонкими прутиками. Так мужики укрепляли стога, чтобы ветер не раздувал сено. Хватаясь руками за перекинутые молодые березки, пацаны с трудом поднялись на самый верх. От дождей и снега сено было черным и колючим, слегка пахло плесенью. С вершины скирды хорошо было видно деревню, слышался лай собак и мычание коров. Немного попрыгав по сену, начали кричать – кто же громче заорет. Увлеклись до такой степени, что не заметили, как к ним верхом на лошади подъехал объездчик.  – Ну, что, победу празднуете, сорванцы? – громкий голос человека застал мальчишек врасплох. Они ничком повалились на сено, заглядывая и думая, кто же там внизу. В седле сидел объездной Иван Дубцев. Вытянув вперед раненую ногу,  он держал в правой руке длинный в несколько колен бич. Этот человек был грозой всех деревенских мальчишек. Неоднократно гонял тех, кто заходил на гороховое поле или рвал кукурузные початки. Звонко щелкнув кнутом, громким голосом приказал: - Быстро слазьте со скирды. Сено потопчете, потом дождем прольет. Пацаны плотно вжались в сено, будто их и не было. Поворчав для приличия несколько минут и поняв, что никто со стога не слезет, объездчик направил коня в сторону деревни. Подождав, пока он скроется из виду, друзья ловко скатились со скирды и побежали в сторону лесополосы.
На следующем поле стояла острая стерня, в прошлом году здесь убирали пшеницу. Солому зимой вывезли, а на земле осталось множество мелких кучек. Сашка подбежал и с размаху упал в солому. Раздался многоголосый писк, из кучи во все стороны повыскакивали мыши. Их было великое множество: серые, рыжие, полосатые, прыгающие на задних лапках. Пацанам не доводилось видеть такого, они невольно отпрянули назад. Ванька вдруг вспомнил, что говорил отец несколько дней назад: - Мышей в этот год на полях очень много. Откуда взялись, никто не знает, но зерна сожрали уйму. Лисы тоже за глаза, теперь им есть чем питаться.  Ребята, не договариваясь ни о чем, зашли в лесополосу. Достав ножички, нарезали несколько кленовых прутьев. Гибкие и прочные, они при ударе свистели в воздухе. – Саня, давай поможем совхозу в борьбе с мелкими грызунами,- с серьезным видом проговорил Ванек. – Шашки наголо, - крикнул Санька, размахивая прутом словно саблей. – Бей фашистов, руби врагов. Пацаны принялись распинывать остатки соломы, преследуя убегающих мышей. Грызуны в панике разбегались по сторонам, в надежде спрятаться куда-либо. Карающие мечи доставали убегающих врагов. – Руби, Саня, полосатого, он к тебе побежал. – Ваня, догоняй рыжего Ганса, а то уйдет. Мальчишек так захватил азарт, что они целый час гонялись за мышами. Уничтоженных врагов складывали рядами на снег, предварительно очистив от соломы. Мокрые от пота, но довольные пацаны прилегли тут же отдохнуть. – Давай посчитаем поверженных врагов? – предложил один из них. – Ну, а что, давай, - согласился второй. – Как думаешь, помогли мы хоть немного совхозу? – Конечно, помогли, двести сорок три мыши уничтожили. Представь себе, сколько бы они зерна сожрали. Передохнув, решили идти домой. Ванька вдруг предложил: - Сань, а давай добычу возьмем с собой, хоть Мурзика накормим. У нас в стайке только крысы, мышей совсем нет. Ты представляешь, как он обрадуется. – А, что, давай захватим. Я тоже своему котенку дам, пусть попробует. Сейчас за проволокой в лесополосу схожу, видел, там, на дереве висит кусок. Сашка ушел, через несколько минут вернулся, неся в руках старые рабочие портки. – Проволоку не нашел, - объяснил он. – Вот, штаны есть. Оторвали одну штанину, завязали конец, получилось что-то, похожее на мешок. Положили в него пятьдесят мышей, затем добавили еще десяток: - А вдруг кошкам мало будет. Отойдя немного, заметили, как несколько ворон спикировали на место их сражения и принялись пожирать бесплатный обед.
Солнце уже растопило замерзшую землю, пацаны, намотав на сапоги огромные куски грязи, с трудом шли по полю. Присели отдохнуть у небольшого стожка сена, с наслаждением привалившись к нему спинами. – Давай, Саня, пожуем, - друг вытащил из кармана что-то, завернутое в газету. Это был большой кусок белого хлеба, а сверху лежало сало, нарезанное тонкими пластиками. - Бабушка мне в дорогу сунула. Возьми, говорит, пригодится. Друзья с аппетитом перекусили, продолжая весело болтать на разные темы.
Солнце припекало, стало жарко. Ребята расстегнули верхнюю одежду и сняли шапки. Из небольшого березового колка выбежала лиса. Не видя людей, она остановилась почти рядом. Пацаны во все глаза смотрели на рыжую бестию, они впервые в жизни видели живую лисицу. Зверь подбежал к снежному островку, подпрыгнув, ударил передними лапами в самую середину. Лиса начала мышковать, мальчишки, словно зачарованные, наблюдали за ней. Хищница поймала мышь, взяла ее в пасть и подкинула вверх, на лету поймала зубами и мгновенно съела. Наверное, минут двадцать охотилась лисица, когда, видимо, наелась впрок, стала принюхиваться. Подул легкий ветерок со стороны стога.  Почуяв запах людей, кумушка спешно побежала в противоположную сторону.
Подходя к деревне, дети услышали позади себя топот копыт. – Что, чертенята, думали, не догонит вас Иван Дубцев? Я в войну в разведке служил, от меня никто не уйдет. Пацаны остановились, в страхе прижавшись друг к другу. – Бичом надо бы вас выпороть, да ладно, на первый раз прощаю.  Ребята, конечно, слышали про героя войны, награжденного орденами и медалями, Ивана Дубцева. В деревне его уважали как фронтовика и инвалида, а ребятня просто боялись. – Ладно, пацаны, идите домой, вижу, умаялись сегодня. Но больше по стогам не лазьте. Нужно уважать людской труд. А что у вас в узле, дайте-ка взглянуть.  Ванька, молча, протянул объездчику штанину с мышами. – А зачем это вам? – коротко спросил Дубцев. – Котов кормить, - хором ответили ребята. – Ну, коли так, идите, кормите своих котов, - с усмешкой произнес дядя Ваня. Повернул коня и звонко рассмеялся. Друзья с недоумением поглядели ему вслед, не понимая, что же так его рассмешило. Кот Мурзик в это время нежился на солнце. Развалившись на крыльце, он одним глазом поглядел на вошедших ребят. Горка мышей появилась перед его носом. Мурзик никак не отреагировал. Ванька взял кота и ткнул его мордой в самую середину. Тот принюхался, затем громко чихнул и рывком убежал в палисадник, залез на лестницу, ведущую на чердак, и начал громко мяукать. – Зря тащили, - сказал Санька. – Наверное, не едят они полевых мышей, у них мясо невкусное. Друзья собрали свой трофей и высыпали около забора. Уже через час от мышей не осталось и следа. Грачи с криками делили между собой добычу, устраивая драки. Так прошел воскресный день, оставив много впечатлений в душах юных мальчишек.