Мираж

Ирина Никулова
               
( Графине Татьяне Константиновне Толстой посвящается...)

 "Пусть это сон, чарующий и странный,
Мираж больной, измученной души.
Пусть отлетит, как и пришел, нежданно,
Среди ночной таинственной тиши! "

Татьяна Константиновна  отложила гитару и задумчиво посмотрела в окно. Осень в природе и осень в душе. Поправила шаль, как будто  желая почувствовать себя защищенной, хотя бы  на минуту попасть в то время, когда ей было хорошо, когда в душе была любовь , а теплота близких и родных согревала маленькую Тюлю. Никого не осталось. Одиночество. Больше полувека миновало с той поры…

Беззаботное детство в дворянском доме ее бабушки и деда, где постоянно кто-то гостил, где часто выступали цыгане и известные исполнители романсов того времени. Музыка была лучшим другом Тюльки, так  ее любовно звали домочадцы.    (Татьяна улыбалась, наверное первый раз за последние долгие  и тяжелые месяцы ,вспоминая свое первое выступление на публике). Тогда дедушка поставил семилетнюю внучку на красивый резной табурет и она запела. Страстно, громко, по девичьи нелепо подергивая плечиком и размахивая подолом  длинной ярко-красной юбки-  «Очи черные, очи страстные. Очи жгучие и прекрасные…». А потом гости хлопали и говорили, что на небосводе загорелась новая певческая  звезда. Именно в этот вечер ей подарили гитару, с которой она никогда больше не расставалась…

"Да, это сон, чарующий и странный,
Да, это сон, чарующий и странный,
Мечта любви, несбыточной любви."

Вот Татьяна уже взрослая девушка. Обучение в пансионе благородных девиц и развод родителей. Квартира мамы в Санкт-Петербурге , первые собственные стихи. И первое замужество. Ее мужем стал лейб-гусар Петр Котлеровский- франт и щеголь, богатый наследник  и ужасный повеса. Любила ли она его? Наверное да, хотя все вокруг говорили, что более разных людей и не сыскать на всем белом свете. Спокойная и уравновешенная  Татьяна и взрывной, импульсивный Пепа Котляровский.  Деток Господь не дал. Жизнь проходила в шумных  приемах, которые устраивал ее муж ,на которых  всегда выступали хоровые  цыгане. Но когда  Татьяна брала в руки гитару, все вокруг замолкали и слушали, слушали, слушали. Именно тогда ее и  стали называть матерью цыганского романса. Живя вместе  с мужем, Татьяна  чувствовала себя одиноко и только гитара могла скрасить ее грусть и тоску. Через несколько лет бурной и веселой жизни, лейб-гусар полностью разорился и увлекся другой женщиной. Развод прошел спокойно, люди просто разошлись в разные стороны, давно сознавая, что прожитые вместе годы были просто годами сожительства двух противоположностей. Так закончился вечный праздник Пепы Котляровского и семейная жизнь Татьяны Константиновны.

"Пусть этот миг промчится безвозвратно,
Им буду жить в томительные дни.
Все ту же песнь поет мне сердце внятно,
Но вторят ей рыдания одни."

Но любовь не прошла мимо. В 1906 году Татьяна случайно в доме друзей познакомилась с графом Николаем Толстым.  Став счастливой женой в 44 года, графиня Толстая жалела только об одном-она не могла иметь детей. Но зато в ее жизни была любовь и все так-же оставалась песня. Муж любил слушать как поет жена, любил читать ее  стихи, был преданным почитателем ее таланта. И хотя теперь ее статус графини не позволял  выступать на концертах, удовольствие от исполнения ее любимых цыганских романсов ей давали долгие теплые вечера с любимым мужем. (  Татьяна съежилась как будто от удара- вспомнила гибель Николая). Полгода длилось счастье четы Толстых. В новогоднюю ночь 1907 Николай погиб при пожаре, успев помочь выбраться из дома жене и вынеся ее любую гитару из пылающего дома. В очередной раз возвращаясь в горящий дом за важными бумагами, Николай так и остался там под упавшей раскаленной кровлей. Гитара в руках  Татьяны оплакивала потерю , переливаясь грустными аккордами  тихих романсов…

"Да, это сон, волшебный, невозвратный,
Да, это сон, волшебный, невозвратный,
Мираж любви, несбыточной любви. "

В первую мировую Татьяна не смогла усидеть дома. Часто по вечерам в санитарном поезде, где старшей медсестрой трудилась графиня Татьяна Константиновна Толстая, звучала музыка. Когда выдавалась свободная минутка, та брала в руки гитару и раненные слушали заливистые цыганские песни, подпевали в такт .  Татьяна , уже постаревшая, но все такая же благородная и спокойная, между перевязками дарила людям радость . ( Сделав глоток остывшего чая из единственной сохранившейся фарфоровой чашки, пожилая женщина опять взяла в руки гитару. После первых аккордов, порвалась струна…)

****

В 1918 году вышел декрет большевиков о сдаче оружия. Все граждане были обязаны сдать любое оружие, хранящиеся в их домах. В имение графини Толстой отряд бойцов под предводительством красного командира прибыл под вечер. В доме была одна  женщина, сидящая перед окном в единственной отапливаемой комнате. «У меня нет оружия. Если желаете, можете проверить» - голос графини звучал тихо. Солдаты видели перед собой старую женщину с прямой спиной и удивительно красивыми глазами. В руках она держала гитару… Татьяна Константиновна совсем забыла о подарке мужа- маленький незаряженный браунинг был найден в  в ящике стола, который графиня не открывала уже много месяцев…

Она пела цыганские песни всю ночь, слушателями были солдаты, пришедшие в ее дом … Это был последний концерт графини Татьяны Константиновны Толстой. На рассвете ее расстреляли.