Во время похорон Михаила Задорнова

Нина Мелодина
До сих пор не могу спокойно воспринимать, когда рядом с именами великих российских деятелей искусства написаны такие траурные слова. Для меня так и остались живыми Эльдар Рязанов, Вера Глаголева, Александр Абдулов, Николай Еременко, Клара Лучко, Вячеслав Тихонов и мн. другие. Теперь в этом же ряду и имя гениального писателя-сатирика, юмориста, актера, драматурга Михаила Задорнова.

Но почему же я решила написать именно о нем? Меня очень возмутили высказывания одного из ведущих программы Первого канала "Время покажет" Артема Шейнина. Именно в то время, когда еще не закончились все траурные мероприятия.

Глупо, конечно, возражать тому, кто говорит многомиллионной аудитории. Но... другого способа нет. Артем Шейнин решил растолковать зрителям, что же в своих произведениях, выступлениях хотел сказать Михаил Николаевич.

После соболезнования, выраженного Екатериной Стриженовой, Артем Шейнин сказал примерно следующее: некоторые люди сразу же после смерти начали связывать всё его творчество именно с той частью "в которой он, ну не знаю там, критиковал, троллил, подшучивал именно над американцами... но, на мой взгляд, шутил он и троллил совсем даже не американцев, а нас..." Здесь его рассуждения прерывают другие выступающие вопросом, зачем он это делал... но Артем через некоторое время снова возвращается к прерванным своим высказываниям и говорит: "...я на этом настаиваю: говоря про американцев, он говорил не про американцев, а про нашу голову говорил." И в доказательство правильности своих утверждений А.Шейнин приводит отрывки из выступлений Михаила Задорнова как минимум 20-летней давности.

После этого мне надоело слушать толкования ведущего, и я решила прослушать выступления Михаила Николаевича в последние годы. Тем более, что речь-то идет не о каком-то средневековом мыслителе, а о человеке, у которого еще несколько месяцев, а может и дней назад можно было спросить, ЧТО ЖЕ ОН ХОТЕЛ СКАЗАТЬ в своем творчестве?

И я сразу же нашла интервью Михаила Николаевича за 2016 год "О Путине, политике и последних событиях". Во-первых, я узнала, что позиция его резко изменилась: это в те далекие годы он был на стороне Ельцина, верил в демократию, свободу и т.д. А сейчас он увидел, что демократия - это власть торговцев, говорил о "служках-либералах", о "лапше на уши" во время предвыборной кампании и т.п.

Но не оставил он и тему сопоставления Америки и России, менталитета западного человека и россиянина. И утверждает, что у нас, в России, свободы слова больше, чем в любой другой стране. Невозможно, например, в Латвии так пошутить над властью, над Евросоюзом, "вас сразу заберут в полицию как пособника террористов". А американцы так невероятно агрессивны, потому что трусы... У них нет таких слов, как "воля", "подвиг", уникальное слово славянских народов "сердечность"... Они всегда приходят на нашу землю и нас же называют агрессорами...

Услышала и то, чего не ожидала: его оценку идей коммунизма как самых высших. Самым главным и правильным, что было при Сталине, он считал - ценили трудового человека. И что в основном только КПРФ еще сохранила такие понятия как честь и достоинство.

В общем, я советую читателям самим послушать высказывания Михаила Задорнова и самостоятельно сделать выводы о том, ЧТО же он хотел сказать и ЗАЧЕМ. Хотя в этом интервью он сам однозначно и серьезно отвечает именно на эти вопросы.

Напишу лишь небольшой отрывок из этого, так удивившего меня, интервью. "Многие люди прислушиваются к моим словам. Мне хочется этим людям помочь вернуть идеалы света, а не тьмы. Когда сегодня говорят: "Олигарх такой-то вывел в свет свою третью жену, он не в свет ее вывел, а во тьму. Не надо путать тьму со светом. Так получилось, что бесы поменяли плюсы и минусы местами. И мы в это дело попали. В советское время мы сопротивлялись этому... Вот почему я бы хотел помочь, почему я так и задружился с коммунистической партией.
Я понимаю, что переворот никакой сейчас невозможен. Кровавых быть не должно. Сейчас время этими идеями засевать наше поле. Хотел бы поделиться этим с молодежью".
-------------------------------------------------------

2020-2021 годы стали черными для нашего народа, для отечественной культуры. Ушли бесконечно уважаемые артисты, режиссеры, деятели искусства: Николай Губенко, Василий Лановой, Екатерина Градова, Владимир Коренев, Андрей Мягков и многие другие.Они были фундаментом, эталоном, определяли направление, жизненные ценности, способствовали формированию современного общественного сознания. Даже те, кто не принимал активного участия в политической жизни страны. Они помогали новому поколению сориентироваться в жизни, выстраивать свою судьбу так, чтобы выжить.
Кто-то подумает, что новые поколения смогли бы выжить и с другими ценностями, идеалами и принципами. Нет. И жизнь докажет, что не смогут.
--------------------------------------------------------- Март 2021