Джовани Дюпре.Каин. 1846 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джованни Дюпре - итальянский скульптор, последователь Лоренцо Бартолини. Воплотил в своих произведениях идеалы пуризма. Окончил Академию художеств Сиены, затем работал во Флоренции, в мастерской скульптора Л. Маджи. В 1840-е начал самостоятельную деятельность. Его ранние произведения Каин (1840) и Умирающий Авель (1844) стали объектами внимания критики.
Как и произведения других мастеров пуризма, они не всегда вызывали похвалу со стороны академических кругов. Обе скульптуры были созданы на сюжет лирической драмы Байрона Каин, написанной поэтом в Равенне и связанной с его итальянскими впечатлениями. Романтическая тема душевных мучений героев, покаяния привлекла внимание Дюпре.
Каин, не пожелавший страдать за грех, "совершенный не сынами Адама", восставший против Бога и рабской покорности близких, убивший любимца Бога и родителей — Авеля, изображен простершим окровавленные руки.
Его лицо, выражающее раскаяние и душевные мучения, не напоминает, однако, трагическую маску, как в работах скульпторов-академистов, и всегда диссонирующую с пластически вяло решенной фигурой. Крепкая конструкция тела Каина, его поза, драматический жест подчинены внутренней динамике образа. Состояние аффекта выражено без преувеличенной экспрессии, а скульптор передает глубокое человеческое чувство.
Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло. Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.