Шедевры Эрмитажа. Джованни Дюпре. Авель

Алина Алексеева-Маркезин
 Дюпре, Джованни. 1817-1882.Авель 1844 г.Поступил до 1859 г.Эрмитаж

        Джованни Дюпре - итальянский скульптор, последователь Лоренцо Бартолини. Воплотил в своих произведениях идеалы пуризма. Окончил Академию художеств Сиены, затем работал во Флоренции, в мастерской скульптора Л. Маджи. В 1840-е начал самостоятельную деятельность. Его ранние произведения Каин (1840) и Умирающий Авель (1844) стали объектами внимания критики.
             
           Впервые Дюпре выставил свою работу на открытом конкурсе , проводимом в Академии di Belle Arti. Его мраморной фигуре мертвого Авеля , присудили первый приз. Скульптура была куплена для великой княгини Марии Николаевны, и сейчас находится в Эрмитаже , в Санкт -Петербурге. 

           Как и произведения других мастеров пуризма, они не всегда вызывали похвалу со стороны академических кругов. Обе скульптуры были созданы на сюжет лирической драмы Байрона Каин, написанной поэтом в Равенне и связанной с его итальянскими впечатлениями. Романтическая тема душевных мучений героев, покаяния привлекла внимание Дюпре.

          Однако же при всем драматизме сюжета, который присутствует у Байрона в описаниях поступков и переживаний персонажей, скульптору удалось избежать в трактовке образов театрализованных эффектов и сентиментальности.

          Мы видим распростёр­того на земле мёртвого Авеля. В муках искривлено его тело, без­жизненно откинуты назад руки. Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает од­новременно восхищение и усили­вает горечь утраты.В
 Покоем, умиротворенностью, обращенностью в прошлое образ Авеля напоминает тосканские ренессансные надгробия. Следование национальной пластической традиции было важнейшим фактором творчества Дюпре как пуриста.

 После нескольких следовавших затем немного манерных произведений, исполненных под влиянием Кановы, он изваял глубоко прочувствованную статую "Умирающая Саффо" (1857), группу "Богоматерь, оплакивающая снятого со креста Спасителя", в которой особенно хороша фигура Христа (1863 - 1865, в Сиенне), статую "Воскресший Спаситель", рельеф "Торжество Креста" (во Флоренции) и, наконец, самое капитальное свое произведение - многофигурный монумент Кавуру в Турине (1872), который, однако, некоторые критики осуждают за неуместное смешение в одном целом реализма с аллегорией. Д. особенно славился искусством рубить из мрамора. - Его дочь и ученица, Амалия Д. (род. в 1845 г.), не без успеха занимается также скульптурой.

          Впервые Дюпре выставил свою работу на открытом конкурсе , проводимом в Академии di Belle Arti. Его мраморной фигуре мертвого Авеля , присудили первый приз. Скульптура была куплена для великой княгини Марии Николаевны, и сейчас находится в Эрмитаже , в Санкт -Петербурге. В 1839 была сделана  бронзовая копия статуи, которая в настоящее время хранится в Galleria d'Arte Moderna, Палаццо Питти , во Флоренции.

          Творчество Джованни Дюпре отразило многие характерные тенденции пластики пуристов. В лучших своих работах, опираясь на образцы ренессансного искусства, он пролагал пути формирования новой веристской образности, оказав влияние на творчество скульпторов-веристов (В. Вела и др.). С другой стороны, как и другие пуристы, он порой оказывался в плену уступок академизму. Дюпре явился одним из наиболее талантливых последователей Лоренцо Бартолини