Квасной патриотизм немножко смешное, хулиганистое,

Сергей Царапкин
Квасной патриотизм

Плывет и качается сквозь шторма, на морях и океанах всевозможных политических, экономических, эстетических и всяких там нравственных и безнравственных режимов  лаханка по имени Россия. Так и хочется, вслед за Николаем Васильевичем Гоголем крикнуть:
- «Русь, куда тебя несет и влечет? Ведь все  моря изъезжаны вдоль и поперек; глубины океанские промерены;и все гавани с портами  открыты! Предъявляй пачпорт, присягай на верность и заплывай»!
Не желает Русь ни слышать№; ни видеть; ни присягать!
Ищет она какого-то пути своего! Чтобы значит был своим, не обычным, и при этом чтобы   с печки не слазить и под контролем волшебницу щуку держать! Короче, штормит лаханку, в трюмах задумчивая тишина,  а команда   во главе с капитаном все новые и новые лоции изучает дабы  не напороться на очередную мель.И вот в капитанском кубрике созрела идея!
«Пора   нам перестать на гнилой запад зеньки свои пялить! А надо свое, так сказать, глубинное, национальное то бишь народное в себе т. Е. в трюме искать»!
- Эй, там в трюме! – гаркнул через своих  кливретов капитан в рупор. – Как там в народе насчет патриотизма?
- Нормально! – отозвался трюм.
- Ну так чего молчите? Давайте сюда наверх идеи!  Мы тут решили курс изменить и хотим двинуть наш корабль в пучину народную!
- Одобряем!Одобряем! – зашумел и отозвался трюм.
- Ну тогда давайте сюда к нам своего представителя! Да только чтобы был в бороде, сивухой от него шибко не воняло, и мысль хоть однународную в башке своей имел.
- Есть, есть такой! Сейчас придет!- - вдохновенно откликнулся трюм.
Вот так в очередной раз был изменен курс движения нашего кораблика, и хотя до сих пор вокруг туман и полная неразбериха, но курс взят  , дерективы на всех столбах и по церквям расклеяны и флаг квасного патриотизма гордо поднят.
Что здесь ложь,  а что правда пусть думает и решает каждый сам. Мне в этой связи лишь хотелось напомнить, что выражение «квасной патриотизм» это не словесная  эквилибристика, а вполне факт. Факт  этот не только исторический, но и весьма забавный  и поучим..
В середине 19 века, а именно в конце 1859 году Россия  жила в ожидании очередных перемен. Только что закончилась героическая Крымская не вполне удачная компания, а впереди уже маячили в последствии знаменитые реформы. Короче, в ту  зиму в Петербурге вдруг, в моду вошел новый напиток, который по словам то ли Бабарыкина, то ли Никрасова,  изобрел купец Василий Александрович Кокорев. Мужичина колоритный, исконный, настоящий!В бороде, с взором суровым иглавное, старообрядец.    Тут надо сделать коротенькое объяснение насчет этого Василия Александровича Кокорева. Василий Александрович обратил на себя внимание прогрессивной русской общественности, когда  Собрал своих бородатых единомышлеников и вместе с ними устроил торжественную встречу уцелевшим героям обороны Севастополя. Ну как тут не вспомнить Графа  Льва николаевича и его знаменитые «Севастопольские рассказы»! Помните, какая там представлена глубина  человеческих мыслей, переживаний  и чувств? А если помнить, что Для барствующего графа это была лишь первая  ступенька, так сказать, нисхождения в трюм, то ценность и самого графа и его великолепнойпрозы сразу возрастает! Ну про народность графа  как-нибудь поговорим в другой раз. А теперь наш герой Василий Александрович Кокорев.  Итак, по почину Василия Александровича московские купцы, поклонившись в ноги черноморцам, позволили им пить за свой счет три дня и три ночи безданно и беспошлинно.
 — Гуляй, Русь православная! – кричал и бил себя в грудь громадным кулаком Василий Александрович. - Пусть знают наших!
Когда народ и общественность протрезвели, в дремучей голове мужика созрела мысль -  как придать торговле вином цивилизованное и даже увлекательное направление. Кстати еще один любопытный факт из жизни Василия Александровича. Будучи старообрядцем, он  как и положено,крестился двумя перстами, свято верил в то, что Россия — страна мужицкая, таковой и всегда должна пребывать, а потому водрузил на своем столе символическую пепельницу в виде золотого лаптя! И при этом купец самодур испытывал неизъяснимый восторг перед утонченной европейской цивилизацией. Вот тут мы вплотную приближаемся к главной теме нашего повествования. В знак уважения к цивилизации вообще и своего патриотизма в частности, он изобрел патриотический напиток, рецепт которого был до гениальности прост: на три четверти шампанского добавлялась одна четвертая квасу, в случае надобности по утрам рекомендовалось добавлять в него еще и рассолу. Кокоревский патриотизм быстро обрел славу «квасного». Отсюда т. Е. от Василия Александровича Кокореваи пошло полунасмешливое выражение «квасной патриотизм».Тут бы и можно закончить наш рассказ. Но вдруг я припомнил, что именно в декабре 1859 году в столице после десяти лет отсутствия в известных местах, появляется бывший каторжник Федор Михайлович Достоевский. Петербург встречал его снежной метелью, разноцветными огнями рождественских елок, объятьями брата Михаила и Аполлона Майкова.
- А шампанское мы сейчас не пьем! – объявил Федору брат Михаил.
- Что же вы пьете?
- Кокоревский коктель! – рассмеялся   Аполлон Майков.
- Что за такой зверь? – подозрительно поглядел на товарищей Федор Михайлович.
Надо тут заметить, что Достоевский и раньше был человеком шибко мнительным и подозрительным, а теперь и вовсе косился на всякую даже самую безобидную новизну.А Аполлон уже хлопочет. Бутылку шампанского вскрыли ну мутить!Попробовал «квасного патриотизма»Федор Михайлович сморщил охудалое лицо и говорит:
- Давай-ка Миша встретим Рождество не с выебонами аля русский народ, а как подобает православному человеку.  Налей мне хорошего шампанского.