Филипп Халсман в поисках тайны лица

Тина Гай 2
Филипп Халсман не был фотографом в прямом смысле слова, он не фотографировал, он - конструировал, как инженер конструирует машину, как писатель создаёт свои рассказы и романы. Влюблённый в Толстого и Достоевского, он мечтал стать писателем, который мог бы так же глубоко и точно создавать портреты своих героев.


Филипп писателем не стал, но его мечта сбылась: он создал уникальную галерею психологически точных портретов - художников, писателей, музыкантов, артистов и политиков, ставших для многих откровениями. Мастер учился у писателй умению в небольших деталях передавать характер героев. Однажды он сказал:


«Меня всегда притягивали человеческие лица. Каждое из них пытается ускользнуть и лишь иногда, мимолетно, приоткрывает тайну своего хозяина. Охота за этими откровениями стала целью и страстью моей жизни».


Взяв впервые камеру в руки в пятнадцать лет, Халсман никогда ни у кого не учился, никогда не искал свой особый стиль, фотоаппарат был для него в первую очередь инструментом выражения собственных идей и мыслей. Он не стремился к честности и объективности, как это делал, например, великий Картье-Брессон.


Наоборот, Филипп Халсман хотел максимально отстраниться от реальности; внести в нее как больше смыслов, своего видения и своего понимания. Он много экспериментирует, определяя сам, что или кто будет перед его фотокамерой, не полагаясь на случай. Все его знания о фотографии – это результат бесконечных проб и тысяч ошибок.


В этом причина того, что некоторые критики вообще не ставят Халсмана в один ряд с серьезными фотографами, рассматривая его  работы как трюкачество и фотомахинации, наподобие тех, что он использовал, создавая портреты Сальвадора Дали.


А между тем Филипп Халсман - один из самых ярких мастеров фотоискусства середины XX века, чьи работы уже давно стали классикой и знакомы многим, кто даже не знает имени их создателя. Филипп выработал свод особых правил, позволявших ему создавать необычные фотографии:


«Будьте проще и незатейливей. Это всегда создаёт сильную фотографию.… Как ни странно, но наш мозг часто не замечает самых простых решений».


«Часто объект фотографии бывает ординарным и неинтересным… Мы не можем изменить объект, но мы можем как угодно менять способ фотографирования. Необычный свет, ракурс, экспозиция, движение фотоаппарата, фильтры, объективы, фон или передний план. Искажение, изменение перспективы, необычная композиция. Необычная обработка снимка при печати… текстуры, наложение кадров и т.д. и т.д.»


«Сочетая две и более идеи, которых по-отдельности недостаточно, развивая и комбинируя их, часто получается удовлетворительный результат…»


«Иногда идеи и решения появляются спонтанно из подсознания, как будто они сидели там и ждали своего рождения. К ним нельзя прийти логически».


«Корни большинства наших идей растут из огромного резервуара нашей памяти. Каждая прочитанная книга, увиденный спектакль или фильм, каждая услышанная симфония, каждая изученная нами фотография или картина обогащают нас как художников и разумных существ».


Филипп Халсман (1906 г.р.) – пример того, как трагическое событие может перевернуть всю жизнь и сделать из обычного студента инженерного факультета великого фотографа. Библия учит, что любое испытание, выпадающее на долю человека, всегда есть шанс изменить собственную судьбу, но далеко не каждый может им воспользоваться.


В своей автобиографии мастер ничего не рассказывает о случившейся с ним  трагедии, но об этом достаточно много написано у других, хотя история по-прежнему остается тёмной. В 22 года молодой студент Дрезденского университета отправился вместе с отцом, успешным и богатым дантистом, в Австрийские Альпы. Они шли по краю пропасти один за другим, отец чуть сзади.


Вдруг Филипп услышал ужасный крик. Оглянувшись, он увидел отца лежащим внизу пропасти: он сорвался с огромной высоты. Отец был еще жив, когда Филипп подбежал к нему, а потом бросился искать помощи. Но вернувшись, он увидел, что отец мёртв причем со следами насильственной смерти.


Подозрение в убийстве пало на Филиппа: свидетелей происшествия не было, да и слишком быстро, по мнению судей, прошли похороны, хотя всё было сделано в соответствии с еврейскими законами (хоронить на другой день). Юношу приговорили к десяти годам тюрьмы. Адвокаты и родственники стали добиваться отмены приговора, в том числе на том основании, что никакого мотива к убийству не было.


В конечном итоге десятилетний срок заменили четырехлетним, но обвинение в убийстве не сняли, только теперь оно квалифицировалось как непредумышленное. Не смирившись и с этим приговором, родственники продолжили борьбу, подключив к делу многих известных людей: Эйнштейна, Манна, Фрейда и других.


Наконец, президент Австрии помиловал юношу, но с условием, что он навсегда покинет Австрию. Так он и сделал, уехав в октябре 1930-го года в Париж. Поскольку у Филиппа не было никакой профессии, а единственное, что он умел делать, это фотографировать, то молодой человек решил открыть свое фотоателье, а параллельно начал учиться в Сорбонне на филологическом факультете.


Умение общаться с людьми, талант, трудолюбие и поиск новых подходов  быстро сделали его популярным. Уже тогда французская пресса назвала его лучшим  фотопортретистом современности: Валери, Шагал, Мальро, Шарль Ле Корбюзье, Андре Жид и многие другие считали за честь позировать Филиппу.


Но сам мастер не любил, когда ему специально позировали, добиваясь от своих героев естественности. Для этого мастер старался шутками, вопросами и различными уловками спровоцировать их на нормальную человеческую реакцию.


Приход фашистов к власти, заставил семью Филиппа Халсмана (с тремя дочерями) уехать: в 1940-м году они эмигрировали в Америку. Смелые идеи, самые известные фотоальбомы, книги сделали его знаменитым сначала в Америке, а потом и во всём мире.  Лучшими его моделями стали Монро,  Хепбёрн и Дали, с которым Халсман дружил с 1941 года на протяжении тридцати лет.


Результатом их совместного творчества стала книга «Усы Дали», выпущенная в 1954-м. Но своим высшим достижением мастер считает фотографии, размещенные на обложках журнала «Life», которых насчитывается больше сотни.


Прославился Халсман и своей знаменитой серией «Прыжки», которая началось с фотосессии семейства Генри Форда. Нужной естественности никак не удавалось добиться, пока Филипп не попросил почтенную миссис Эдсел подпрыгнуть.


Хозяйка согласилась и получилось то, чего фотомастер добивался: искусственная маска слетела и явилось нормальное человеческое лицо. Серию продолжили около двухсот знаменитостей: Никсон, Хепбёрн, Монро, Оппенгеймер и многие-многие другие. Через семь лет все эти фотографии будут собраны в книге Прыжков, в предисловии к которой Филипп Халсман напишет:


«Когда человек прыгает его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появлятся его истинное лицо».


В 1958-м году его назовут в числе десяти лучших фотографов мира. Умер мастер в 73 года в Нью-Йорке, прославленным и богатым.  К столетию Филиппа Халсмана в его родной Риге (почти наш соотечественник!), напротив дома, в котором он когда-то жил, был установлен памятник – первый и пока единственный памятник фотографу.


Авторский блог с фотографиями
http://sotvori-sebia-sam.ru/filipp-xalsman/