Пасынки судьбы России-2 часть

Юрий Баранов
начало http://www.proza.ru/2014/06/05/458

      Еще не был готов обед, когда воздух, вдруг   вздрогнул от дальнего выстрела.  Пропела над головами злая пуля, и тут же раздался звук металлического  удара.  Лица солдат напряглись и  побледнели. Одни   рывком потянулись  к пирамиде с    оружием, другие, растерянно  вскочив, беспомощно озирались по сторонам. Через минуту,  среди возникшего галдежа  голодного  люда, тревожного ржанья  лошадей, перекрывая шум ветра, раздалась,  чья - то   переливчатая команда.
         -В ружье! Всем рассредоточиться!
         - Твою мать, братцы,  котел с варевом пробили, послышался суматошный крик повара.
      Бледный   офицер, с винтовкой в руках, со злыми глазами, стоял среди толпы,  не желающих выполнять команду солдат. Шум увеличивался... Говорили  наперебой,
          -Сколько можно? Не пора ли пойти на перемирие с большевиками?
           -Молчать!  Вы хотите, чтобы с вами разбиралось В.Ч.К?
          -А это что еще за притча такая?
         -Расшифровывается очень просто: «Всякому человек капут»
      - Большевики наступают!
       -Где?
        - За увалом разворачиваются 
       Полк не принял боя
          Савелия  провожала молодая женщина с добрым, хорошим лицом. Она плакала, обнимала  и крестила  его.
  -Буду ждать тебя.
         -Вернусь обязательно, Маша.
         И вновь  тронулся обоз. Застучали втулки, заскрипела упряжь. На последней телеге,  что-то смазывая на  ходу, и приглушённо бранясь, продёргивал пулемётные ленты в станкаче  подпрапорщик Новоселов. Обгоняя обоз, пошла пехота, чтобы скрыться в степи.   Ветер бил ей в лицо,  протяжно завывал   на    штыках.
           Костёр еще  чадил, когда к нему неспешно подъехало пятеро верхоконных. Это был    красный разъезд.   Один из всадников, Николай Хмелев спешился, пошевелил костер  палкой, достал из него не догоревшую головню и стал  прикуривать папиросу.
             -Ну вот, улыбнулся он, победно глядя на своих товарищей, прогнали беляков  одним выстрелом. Обошлось, на сей раз без единой капли крови. Учись Ваня,  похлопал он по бедру одного из своих товарищей,  стрелил один раз, и дело сделано.  Смазали себе пятки колчаки. Как говорится,   пуганая ворона,  она  и куста боится.
          -Посмотри, как торопились, даже два ящика с патронами оставили.
         -А зачем они им сейчас те патроны.  Еще  лучше, если бы они  и  котел нам с мясом оставили..
+      +     +
                90 лет спустя,  где догорал  тот давний костер, стоял  половский старожил Петр  Михайлович Юревич. В этот день старик  рассказал мне несколько  давно забытых   людьми эпизодов  гражданской войны. Эту историю он поведал мне  он со слов ординарца Шабалина Савелия, который в ноябре 1919, после ранения, вернулся на свое постоянное место жительства, в  деревню Полое. Судьба милостиво обошлась с Савелием. В 1937 его не расстреляли.