Как разморозить время? Шаг 6. Разморозка

Сергей Горский Москва
                Придётся повысить напряжение.
                Опасно? Конечно, опасно!
               
                Х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»


Что надо сделать, чтобы разморозить холодильник? Это знают все. Надо выдернуть шнур из розетки. Перекрыв доступ электрического тока к холодильной установке, мы очень скоро сравняем температуру в холодильнике с температурой окружающей среды. Лёд растает (ежели вокруг тепло), холодильник разморозится. Окружающая атмосфера сама собой нагревает холодильник и размораживает лёд. В естественных условиях тепла и ласки время работает на нас и против льда.

А что сделать, чтобы разморозить время? О, эта задачка не для простаков! Она требует полностью противоположных действий. Она требует затрат энергии. Да каких!

Допустим, мы имеем замороженную воду в виде льда. Лёд — это одно из трёх агрегатных состояний воды. Охладишь воду ниже 0 градусов по Цельсию — получишь лёд. Нагреешь выше 100 градусов по Цельсию — получишь водяной пар. У каждого агрегатного состояния вещества — свои уникальные свойства. Например, у льда возникает чёткая кристаллическая решётка, а молекулы воды жёстко ограничены в движении, им доступны лишь вращательные и колебательные движения.

То «замороженное» время, с которым мы привыкли иметь дело, — это как раз «лёд». Оно жёстко увязано с пространством и материей, что наглядно демонстрируют графики движения.  Это состояние характерно для низких (в космологических масштабах) энергий. По космологическим понятиям, мы живём в низкоэнергетическом мирке. (Хм, «по понятиям»…)

Ноль градусов по Цельсию, когда начинается фазовый переход воды в лёд, — это 273,15° по Кельвину. И наоборот, абсолютный ноль по Кельвину — минус 273,15°C. Малаффато будет по сравнению с температурой на поверхности Солнца — 5 800 градусов Кельвина, не говоря уж о температуре внутри его — около 15 млн градусов (что по Кельвину, что по Цельсию — разница не велика).

Но такое положение дел касается не только привычной нам, прозаикам, температуры. Оно касается  также тех энергий, с которыми привыкли иметь дело уже не прозаики, а учёные в процессе познания мира, в процессе погружения в глубь материи, пространства и времени, в частности, в ядерной физике, в физике элементарных частиц, в астрофизике  и т.д. 

Эти энергии измеряются непривычными для повседневной жизни терминами — электронвольт. Как пишет Википедия: «Один электронвольт равен энергии, необходимой для переноса элементарного заряда в электростатическом поле между точками с разницей потенциалов в 1 В». Перенёс заряд одного электрона между потенциалами разностью в 1 вольт — получи 1 электронвольт. Всё элементарно, Ватсон!

Соответственно,

1 мегаэлектронвольт (МэВ) — 1 млн электронвольт.
1 тераэлектронвольт (ТэВ) — 1 трлн электронвольт.

Последние ускорители заряженных частиц позволяют как раз достичь энергии свыше 10  триллионов электронвольт (тераэлектронвольт, ТэВ). По данным ЦЕРН (фр. CERN — Европейский центр ядерных исследований, вторая по размерам в мире лаборатория физики высоких энергий), один триллионов электронвольт (тераэлектронвольт, ТэВ) приблизительно равен кинетической энергии летящего комара.

А вот планковская энергия, численно равная планковской массе, умноженной на квадрат скорости света — это вам уже не комариный укус. Планковская энергия, равная 1,22•10^28 эВ (или 1,22•10^22 МэВ, или, что равнозначно, 1,22•10^16 ТэВ ), превосходит дульную энергию  мощнейшего артиллерийского орудия в истории — 800-мм железнодорожной пушки Дора, которая была применена нацистами при штурме Севастополя в 1942 году. Бетонобойный снаряд у этой пушки весил 7 тонн, а летал он на 38 километров с начальной скоростью 720 метров/сек. (Враг не пройдёт! Победа будет за нами!)

Планковская энергия превосходит энергию современных ускорителей примерно на 16 порядков, то есть в 10 миллионов миллиардов раз. Это много! До достижения этой энергии современной науке — как до звёзд!

«Чтобы представить, о чем идет речь, напомним, что линейный ускоритель в Станфорде длиной 3 км разгоняет электроны до энергий, эквивалентных 20 массам протона. Для достижения энергии Планка ускоритель потребовалось бы удлинить в 10^18 раз, сделав его размером с Млечный Путь (около ста тысяч световых лет)» [1].

Диаметр Галактики составляет порядка 100 000 световых лет, или 1 квинтиллион километров (10^18 км). Как раз достаточно для удлинения окружности ускорителя в Станфорде в 10^18 раз. Как говорится, есть над чем поработать!

Зато какие перспективы таит в себе это достижение:

«При энергии, соответствующей массе Планка, все четыре взаимодействия в природе слились бы в единую Суперсилу, а десять пространственных измерений оказались бы полностью равноправными. Если бы удалось сконцентрировать достаточное количество энергии, обеспечивающее достижение массы Планка, то полная размерность пространства проявилась бы во всем своем великолепии.

Дав свободу воображению, можно представить, что однажды человечество овладеет Суперсилой. Если бы это случилось, то мы обрели бы власть над природой, поскольку Суперсила в конечном счете порождает все взаимодействия и все физические объекты; в этом смысле она является первоосновой всего сущего. Овладев Суперсилой, мы смогли бы менять структуру пространства и времени, по-своему искривить пустоту и привести в порядок материю. Управляя Суперсилой, мы смогли бы по своему желанию создавать или превращать частицы, генерируя новые экзотические формы материи. Мы даже смогли бы манипулировать размерностью самого пространства, создавая причудливые искусственные миры с немыслимыми свойствами. Мы стали бы поистине властелинами Вселенной!» [1].
 
Так считает знаменитый британский физик-теоретик, космолог, астробиолог и популяризатор науки, профессор Университета Аризоны в США Пол Дэвис. Да пребудет с тобой сила, Пол!

Это выдающийся физик был награждён в 1995 году премией Темплтона, которой награждаются те люди, кто «сделал исключительный вклад в подтверждение духовного измерения жизни». (А размер этой премии превосходит размер небезызвестной Нобелевки.)

Пол Дэвис в своей знаменитой книге 1984 года «Суперсила», ставшей бестселлером, описывает достоинства Суперсилы в десятой главе, посвящённой геометризации природы. Глава называется «А не живем ли мы в одиннадцатимерном пространстве?». В то уже далёкое время, которое пытался предвосхитить за 35 лет до издания «Суперсилы»  Джордж Оруэлл в своём знаменитом романе-антиутопии «1984», были сильны надежды получить ответы на все вопросы физики путём введения новых размерностей пространства: вместо трёх-четырёх — десять-одиннадцать. Это давало надежды на создание теории Великого Объединения.

Пакистанскому  физику-теоретику, лауреату Нобелевской премии по физике за 1979 год Мухаммаду Абдус Саламу (1926-1996) принадлежит такая фраза:

«Если эта теория справедлива, то мы, возможно, очень близки к окончательному и полному объединению всех взаимодействий и обладающего спином вещества, в котором (объединении) фундаментальные заряды служат проявлением скрытых размерностей пространства» [1].

Однако с тех пор прошло ещё 35 лет, а воз и ныне там. Поугас былой энтузиазм по поводу магической геометризации природы и по поводу суперструн. Зато возник новый, альтернативный, диаметрально противоположный, сногсшибательный взгляд на вещи, который излагает бывшая жена Ли Смолина — физик Фотини Маркопулу (Fotini Markopoulou):

              «По-моему, порочное предположение это то, что пространство реально» [2].

В её понимании, пространство вместо реальности превращается в иллюзию. Понятия «тут» и «там», на чём основано столь привычное всем нам — прозаикам и учёным — пространство, существуют только в низкоэнергетическом состоянии бытия. В высокоэнергетическом мире, утверждает она, само пространство, его геометрия и размерности пространства отсутствуют как класс:

«Чудовищность того, что мы только что создали, заключается даже не в отсутствии разумного понятия «тут» и «там» — самого основного аспекта геометрии. Это также НЕ ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ РАЗМЕРНОСТИ» [2].

Образно говоря, геометрия пространства — это первый класс школы мира. Соответственно, все приверженцы скрытых измерений пространства — просто «первоклашки» (это уже утверждаю я, С.Г.). Математическая красота дополнительных измерений не может служить критерием истинности теорий. Высшая математика мира, которую проходят в старших классах науки и её университетах, похоже, обходится вовсе без пространства со всеми его геометриями и размерностями. Да и роль самой  математики кардинально изменяется. Помните Ли Смолина?

                «Математика будет служанкой науки — но не королевой».
 
Ну, а Академия Знания — познание мира таким, каков он есть, высшими контурами сознания, без привлечения какой-либо математики вообще. Но это — разговор особый.

Процесс перехода от фундаментальной теории квантовой гравитации без геометрии к известной геометрической физике Фотини Маркопулу называет геометрогенезисом:

«Сценарий геометрогенезиса прост. ПРИ ВЫСОКОЙ ЭНЕРГИИ, или в ранней Вселенной, НЕТ ПОНЯТИЯ ГЕОМЕТРИИ ИЛИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЛОКАЛЬНОСТИ. Система может быть описана в терминах микроскопических квантовых степеней свободы, которую мы назовем микро-материя или – µатерия  (µatter) для краткости. Это не наша обычная материя. По тем же соображениям, что мы не ожидаем наличия геометрии в масштабах, на двадцать порядков превышающих возможности нашего измерения, мы также не ожидаем, что материю можно будет найти в целости в масштабах квантовой гравитации. При более низких энергиях, или когда Вселенная остывает, система динамически располагается вблизи основного состояния. Это и есть геометрия плюс фаза материи, с обычным веществом и симметриями, которые характеризуют геометрию нашей Вселенной де-Ситтера» [2].

В теории геометрогенезиса априорно принимается, что вышеупомянутая изначальная ВЫСОКАЯ ЭНЕРГИЯ ранней Вселенной достигается за счёт невиданной ни в каком нашем жизненном или научном опыте чрезвычайно высокой температуры, порядка Планковской температуры, равной аж 141,7 миллионам триллионов триллионов градусов Кельвина. Эта расчётная температура, выведенная из формул, а не измеренная опытным путём, якобы характерна для самой ранней стадии безмерно горячей Вселенной, самых-самых первых крохотных мгновений её жизни, измеряемых буквально элементарными квантами времени. То есть Фотини Маркопулу исходит из общепринятого горячего сценария Большого Взрыва. 

Но вот вопрос на понимание, который способен повернуть ход движения науки совершенно в ином направлении: если в высокоэнергетической фазе мира, мире космологического «пара», вовсе нет ни пространства, ни «кристаллов» материи — тех молекул вещества, кинетическое движение которых и порождают температуру, в том числе и очень-очень высокую, то откуда берётся эта чрезвычайно ВЫСОКАЯ ЭНЕРГИЯ? Существовала ли она хоть когда-нибудь реально, а не в формулах? И нет ли ей замены в виде иного источника гораздо более «холодной», но тем не менее чрезвычайно космологической ВЫСОКОЙ ЭНЕРГИИ? 
 

Делаем следующий шаг — к ВЫСОКОЙ ЭНЕРГИИ Времени! (Ах, высокие отношения!)


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/11/18/853
На главную: http://www.proza.ru/2018/09/03/260

Примечания:

1. Пол Дэвис «Суперсила»  Геометризация природы, 58
2. Фотини Маркопулу «Пространство не существует, а вот время может существовать» http://proza.ru/2017/01/05/991