На хрена ты отстал от жизни?

Александр Никишин
НА ХРЕНА ТЫ ОТСТАЛ ОТ ЖИЗНИ?

Купил книжку о.Кураева про роман "Мастер и Маргарита". Я и думать не думал, что Булгакова так активно разбирают на молекулы уже не первый год! Нашел в сети лекцию Димы Быкова про роман. Еще чего-то нашел и еще чего-то.

И я подумал - как же ты, деревня, отстал от жизни.

Во-первых, я и не знал, что "Мастера и Маргариту" проходят в школе. (Как, впрочем, не знал, что и живого Лимонова - тоже проходят, чур меня). Не буду врать, я часто перечитываю и сам роман, и черновики к нему, и много раз смотрел фильм В.Бортко. Потому что в глубоком детстве он нанес мне тяжелую душевную травму. И я, видимо, пытаюсь от нее отделаться, перечитывая роман.

Мне было 13 лет, когда я прочитал журнальный вариант романа. Боже, как же я рыдал, когда закончил читать! Слезы лились из глаз ручьем и я только причитал, вытирая кулаками лицо: Воланд, голубчик, помоги!

То, что он дьявол, нечисть, - об этом даже и не думалось. Иешуа и не видно было за его массивной комплекцией и за его удивительными делами.   

А что помоги-то? Ты не инвалид, у тебя все есть, чего тебе помогать-то? Ты ни в чем не нуждаешься, у тебя есть папа-мама.

Но это была репетиция, как оказалось. Потом я без многого оставался и мне нужна была помощь. Но уже не Воланда просил о помощи, а Бога. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Так вот. В 1978 году я написал роман "Однажды в СССР" про КГБ. Не печатал, т.к. стал издателем и издавал Лимонова и прочих, о чем жалею. Иногда садился за роман, что-то дописывал и думал - потом, когда будет время, сяду и доделаю. Но уже тогда я восхитился описанием Булгаковым операции спецслужб по нейтрализации Иуды и включил это в роман. У меня тогда мелькнула мыслишка, что тут что-то не то - уже больно восхищается Булгаков и Афранием, и Низой, и Пилатом. Уж не облик ли Сталина за Пилатом и Воландом? Не его ли спрятал за ними автор?

А себя прикрыл образами Мастера и Иешуа, раз они такие несчастные и неприкаянные, как он сам? И я тогда подумал - а не писал ли он свой роман, чтобы просто-напросто устроить свою жизнь, получить от Сталина премию, квартиру, орден?

А разве все мы, пишущие, не желаем от власти премию, квартиру, орден?

Мне скажут: куда хватил! Где ты и где Булгаков! А я скажу: а какая разница? И я, и Булгаков одинаково хотим есть. И я, и Булгаков, одинаково пользуемся ручкой и теми же буквами.

Я же взял и переписал фамилию главного героя моего романа, когда замаячила возможность его опубликовать. И дал я ему такую фамилию, что все упали с табуреток. Потому что это была такая фамилия, такая фамилия...

И роман погиб, хотя его и опубликовали.

Привет честной компании!