Лексикон. Б

Александр Павлов 6
ПАВЛОВ А.Н.

ЛЕКСИКОН ПРОСТЫХ ИСТИН.Б
(навеяно Г. Флобером)

Барин. Их больше нет.
Баядерки. Все восточные женщины - баядерки.
Бедные. Забота о бедных заменяет все добродетели.
[Флобер. Лексикон прописных истин.]


БАНЯ.
Хороший тёплый день. Суббота. Сегодня баня. Первая в этом полевом сезоне. На берегу таёжной речки из небольших валунов складывается каменка. Сродни тем, что в деревенских банях по-чёрному. Только поменьше. Печь-костёр топится, пока камни не накалятся. Рядом другой костёр. На нём вёдра с водой. Заготавливаются веники.

Наконец, всё готово. Каменку от копоти ополаскивают горячей водой. Взрывается пар. Вытаскиваются не догоревшие головешки. Заливаются угли (на всякий случай). Над каменкой натягивается двухместная палатка. Первой запускаем Риту – единственную девушку в нашем отряде. Даётся наставление, что и как. Она торжественно залезает в палатку. Спустя несколько минут раздаётся её истошный крик. Высовывается голова с выпученными от ужаса глазами. Её забыли предупредить, что на каменку следует бросать не целую кружку воды, а только чуть плеснуть, как говорят для «вкуса». Слава богу, ожогов не получила. Девичья кожа оказалась довольно крепкой.

БАТЮШКА.
Он был крещён. Бабушкой с дедом. Хотя точно не знал, где. Теперь не у кого стало спросить. Скорей всего, это было в селе Мошенское Новгородской области. Но жизнь складывалась так, что в церковь его не водили. Помнил только, что в комнате, которую дед снимал в Боровичах, после того как вынужден был бросить дом и хозяйство в деревне, в правом углу была икона. Дед, садясь обедать, всегда стоя крестился на неё.

Но какой-то внутренний интерес к церкви всегда был. В городке Кашине Калининской области (ныне Тверской) множество церквей и церквушек. Иногда он встречал на улице попа. Всегда, проходя мимо, кланялся ему и говорил:

– Здравствуйте, батюшка.

Тот обязательно отвечал. Иногда, останавливаясь, крестил его. От этих случайных встреч в душе возникала непонятная благость. Становилось хорошо и покойно. Прошло много лет, а эти нечаянные встречи отчётливо стоят перед глазами. Однажды, проходя около действующей церкви, увидел небольшую очередь, тянувшуюся к батюшке. Что-то и его потянуло встать. Батюшка кисточкой помазал ему лоб крестиком. И это, казалось бы, незначительное событие, тоже осталось в памяти на всю жизнь.

БАЮ-БАЮШКИ.
Мама мышка стала убаюкивать Мышатку и говорить, что уже ночь и все-все давно спят.

– Зашло солнышко, спрятались в свои норки жучки и паучки, букашечки и таракашечки, затихли цветы и травки, спят в своих гнёздах птички. И даже мальчик Гоша лежит в своей постели и закрыл глазки. Дед закончил ему рассказывать сказку про маленького мышонка, у которого благополучно закончился день, полный опасных приключений. И Мышатка заснул.

Баю-баюшки-баю!

БАЮН.
Персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает.

Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай».

Очень современно. Не следует слушать убаюкивающие и сладкие речи. За ними можно прозевать беду. Помните у С. Маршака:

Стала петь мышонку кошка:
– Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
– Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...

Эту сказку все знают с детства. Главное, чтобы не забывать её, когда мы думаем, что стали мудрее. Глупым-то оказался не мышонок, а его мама. Кошка – это маленький тигр.

БЕДА.
Горе не беда! Пришла беда – отворяй ворота. Вспоминается «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова.

В море синем, как в аптеке,
Всё имеет суть и вес –
Кораблю, как человеку,
Имя нужно позарез.
Имя вы не зря даёте,
Я скажут вам наперёд:
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт! [Г.Фиртич].

А вот у В. Высоцкого:
Я несла свою Беду
По весеннему по льду, –
Обломился лёд– душа оборвалася –
Каменем под воду пошла, – а беда – хоть тяжела.
А за острые края задержалася.

      Когда народ у нас начал «сыпаться», я всё ждал своей очереди. Она не подошла. И я уже начал думать, что миновала меня беда, и я отделался небольшим порезом пальца на ноге в самом начале. Решил, что в этой очереди был первым. Но оказалась, это была только «проба пера». Спустя месяц, совершенно по-дурацки, на дружеском застолье я резанул ножом два пальца на правой руке – безымянный и мизинец. Да так, что пришлось меня доставить в больницу, чистить раны и зашивать. Срослось плохо. Мизинец почти не разгибается, а безымянный в верхней фаланге не сгибается. В каком-то смысле я стал инвалидом. Придя с забинтованной кистью на кафедру, поднял руку и сказал:

– Ребята! Я сезон начинал, я его и закрыл. Думаю, теперь ни с кем ничего не случится.

БЕНЯ.
 В своих знаменитых «Одесских рассказах» Исаак Бабель талантливо изобразил одесского налетчика Беню Крика по прозвищу Король.

 Читается легко. Герой симпатичен. Но ведь он бандит. Симпатичен он, наверное, потому, что грабит богатых (а у бедняков что брать–то!) и оставляет в дураках околоточных и царскую охранку. Но с новой властью у него не получилось. Думаю, потому что простой народ его перестал понимать и «обожать».

Возможно, не к месту, но вспоминается у А. Герцена: «Страшно далеки они были от народа».

Уверен, нечто подобное произойдёт и с сегодняшним Беней на Украине. Долгое время никого всерьез не удивляло, почему Игорья Валериевича Коломойского называют Беней. А сейчас всё понятно – бандит он. Вот и всё.

БОТЯ.
Ботя был желанным существом в доме. К его появлению готовились загодя. Купили маленький и тёплый домик, мисочки, корытце для туалета, мягкие игрушки. Душевная теплота к нему появилась ещё раньше. В общем, его появления ждали с нетерпением.

И вот это маленькое чудо, наконец, привезли.

Радости было через край. Тёплый и пушистый комочек уютно лежал на руках. Был он британец. Чувствовалось, что огромное количество его предков жило с людьми и их биополя автоматически сливались с биополем человека. Может быть кусочек человеческого биополя сохранился и в нём

Однажды, царапая своими коготочками прибитый к дверному косяку коврик, он поднялся выше и обнаружил там небольшую щель, через которую его мяуканье звучало громче. Он быстро это понял. И с тех пор, стал подавать голос только в эту щелочку. Много таких неожиданных для нас чудес Ботя показал своим хозяевам.

Откуда такая сообразительность?

– Человеки, усмирите свою гордыню. Усмирите. На Земле живут и другие существа, и у них есть свой интеллект, своя психика и своя интуиция. Может быть лучше вашей.

БЕДНЯКИ.
Фильм «Старый Новый год». Помните… Один из персонажей, Адамыч, в исполнении прекрасного актёра Евгения Евстигнеева, появляется то в квартире простых работяг, то в другой, где отмечает Старый новый год компания инженеров и тружеников культуры. Адамыч слушает разговоры. Иногда включается в них с небольшими репликами. Везде выпивает по рюмочке. К нему уже привыкли. Но в какой-то момент спрашивают:

– А ты, кто такой?
– Да, я здесь живу.
– А чего тебе надо-то?
– А мне ничего не надо. У меня всё есть.
– А что у тебя есть-то (с некоторым пренебрежением)?
– Что надо, то и есть.
– А что тебе надо-то?
– Что есть, то и надо.

Больше вопросов не было. Адамыч, в сравнении с достатком в обеих семьях, был беден, но достаточен. И потому был богат. У него было своё счастье.

Беден не тот, у кого мало есть, а тот, кто хочет иметь больше. [Л.Сенека].

Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? – спросил Остап. Только подсчитайте всё.– Сто рублей, ответил Балаганов… [И. Ильф. Е. Петров].

БИОПОЛЯ.
     В деревушку За'лужье, что у дороги Любытино-Малая Вишера, мне с Ильковичем пришлось как-то заехать. За последними домами щипал травку маленький бычок. Милое, как всякое детё, создание. Доверчивый и любопытный. Подошёл и с интересом уставился на нас. Возможно, ожидал вкусненького. Под рукой ничего такого не было. Мы просто рассматривали это неуклюжее и симпатичное создание. Не понимая, кто такие и зачем, телок растопырил свои мосластые ножки и уставился на нас, моргая белёсыми ресницами. Нос у него был белый, немножко розоватый. Илькович, глядя на бычка, весь обмяк от охватившего его счастья. Этот мужик, с затвердевшими от физического труда большими ладонями, грубыми чертами лица, выпивоха на глазах таял как снег под весенним солнцем. И неожиданно для меня стал целовать бычка в мокрый нос. Телок ничего не понимал, но не делал попыток освободиться. Их биополя, видимо, сливались. Это был счастливый миг жизни для того и другого.

Когда отошли, Илькович, сказал мне:

– Александр Николаевич! Вы даже не представляете, как я люблю телят. Мальчишкой, на Украине, несколько лет пас их. Они остались во мне как часть босоного детства. Наверное, кроме них у меня никого тогда по-настоящему и не было.
      Время раскрутилось для него назад и ему стало хорошо.

БОГ СМЕЁТСЯ.
Богов станет меньше, а Бога больше.

    Одно время на прилавках магазинов и на уличных лотках продавались небольшие тушки цыплят. Кажется, они стоили по одному рублю семидесяти пяти копеек за килограмм. Это был отечественный продукт, пользовавшийся большим спросом. На прилавках он не залеживался и, когда такие цыплята появлялись, их очень быстро разбирали. Как правило, при этом, возникали небольшие очереди.

      Как-то, возвращаясь с работы, в одном из двориков у Невского проспекта я обнаружил такую продажу. Девушка-продавец, видимо, еще малоопытная, торговала очень медленно. Около неё возникла очередь человек в пять. Я встал. Продавщица неуверенно выбирала тушки. По одной укладывала их на весы, долго дожидалась, когда на шкале установится стрелка, потом на бумажке подсчитывала стоимость. Покупатель, как всем казалось, очень медленно искал деньги, передавал ей. Она пересчитывала, ещё медленней с помощью вычитания в столбик, считала сдачу. Долго не могла с покупателем разойтись в деньгах. Очередь напряженно ждала. Все шли с работы были уставшими, и недовольство нерасторопностью продавщицей постепенно нарастало.

      Передо мной стоял немолодой мужчина, приятной наружности. Как и все, он молчал. Но внутреннее раздражение в нём, видимо, накапливалось. Наконец, он не вытерпел и дружелюбно обратился к продавщице:

– Девушка, дорогая, ну разве так можно торговать. Что Вы такая скованная. Будьте мягче, увереннее, расслабьтесь.

Продавщица, не понимая, посмотрела на него. И при этом положила на весы очередной товар. Не успела стрелка качнуться, как мужчина, мгновенно назвал вслух стоимость. Продавщица удивленно посмотрела не него и с огромным уважением спросила:
– Вы, наверное, математик?
– Да нет, девушка, я не математик – ответил он. – Я мясник.
И тут все увидели, что такое немая сцена.
*
Я услышал, как над нами кто-то громко расхохотался. Потом увидел в небе смеющийся Глаз.

БОГ УЛЫБАЕТСЯ.
      Как-то в Адлере заехал ко мне школьный приятель с семьёй. Посидели, вспомнили школу, поговорили про жизнь, немного прогулялись. Они собрались в свой санаторий. Сел с ними в автобус проводить. Его маленького сынишку очень привлекала кабина водителя. Он встал около неё. Смотрел по сторонам, больше вперёд. Почти не оглядывался. Наконец, его вниманием полностью завладел водитель – толстый молодой дядька с круглым и добродушным лицом при пышных усах Малыш стоял, стоял и вдруг просящим голосом обратился к шофёру:
– Дяденька! Бибикни! Ну, бибикни! По-жа-луйста!
Дяденька посмотрел на него, но, естественно, бибикать не стал. С чего вдруг. Транспортная служба тогда этого не то что не поощряла, но, кажется, сигналы без повода были даже запрещены. Малыш этого не знал, и объяснений такого рода, всё равно бы, не понял. Нутром, чувствуя доброту дядьки, снова стал просить:

– Дяденька, ну бибикни. Пожалуйста, бибикни. Ну, би-би-кни.

Шофёр старался от дороги не отвлекаться, но, нет-нет, да поглядывал в сторону мальчишки. А тот всё просил и просил бибикнуть.

      И вот лицо водителя расплылось в улыбке, и он бибикнул. Восторгу малыша не было предела. Он был счастлив. Весь сиял и радостно смеялся.
– Дядя, ещё! Ещё! Бибикай!
      Дядька бибикал ещё и ещё. Он тоже был счастлив. Тоже улыбался, забыв и про патрульную службу, и про всё на свете, кроме дороги. Вслед за ними улыбался весь автобус.
       Мне показалось, что вместе со всеми улыбался и Бог. Улыбка его была доброй и сердечной.

БОГ ПЛАЧЕТ.
Встречаются две планеты.

– Давно тебя не видела подруга. Так рада нашей встрече. Постой, постой…
Что-то выглядишь ты неважно.
– Ой, и не спрашивай. У меня такие неприятности.
– Что случилось-то?
– Да на мне люди завелись.
– Вот те раз! Сочувствую. Но ты не очень-то расстраивайся. Это ненадолго.

      Заморгал тут Бог своим Глазом. Даже слеза выкатилась. Но не долетела она чистой до земли. Наполнилась вся отравой из смрадного воздуха. И подумал Господь: – Видно не надо будет и сертификат на право жить у людишек отбирать. Сами себя погубят. А жаль! Неплохо было задумано. Да вот чего-то, видно, не додумал, просмотрел. Маловато я им разума дал. А может слишком много.

БОГ БЛАГОСЛАВЛЯЕТ.
      Он мотался в деревню на своём «Рено» очень часто, делая в оба конца до 600 километров. Иногда приезжал в первой половине дня и уезжал поздним вечером. Ему нравилось у нас. Как-то перед отъёздом он пошёл за деревню по проделанной мотоблоком дорожке. Солнце шло к закату. Я был на крыльце и спросил:

Уезжаете уже?
Он обернулся и ответил:
– Поеду попозже. Пойду, послушаю насекомых.

Я остался на крыльце слушать тишину.

*
    Ну разве Бог мог не благословить нас. Мы этого не видели – небо было ещё светлым. Но длань Господа, конечно, осенила нас. Здесь не могло быть вариантов.

БОЖИЙ ОДУВАНЧИК. 
Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще – о кроткой, безобидной старой женщине).

      В соседней квартире жила старая женщина. У неё была собачонка. Каждый день она гуляла с ней. В холода одевала в какую-то специально сшитую кофточку. Брала на руки, гладила. Собачонка смотрела на неё выпученными преданными глазами. Виляла хвостом. Сидя на руках, пыталась лизнуть бабулю в лицо. Но вот собачка умерла. Старушка перестала выходить. Мы звонили. Хотели передать ей еды. Но никто не отвечал. Забеспокоились. Вызвали милицию. Довольно сложно было объяснить, чего мы хотим. Но всё-таки убедили. Оказалось, старушка умерла.
      Стали искать родственников. Неожиданно обнаружились две дочери и сын. Но с матерью они не общались много лет. Разрыв был полный и окончательный. Произошёл он тогда, когда наш «божий одуванчик» выгнала на улицу беременную дочь. А нам казалось, что она бедная одинокая женщина, у которой, если что и было, то это маленькая ласковая собачка, смерть которой она не могла пережить.

БРЁЙГЕЛЬ.
Питер Брейгель Младший – один из самых известных фламандских художников. Достойный член семьи Брейгелей, великий художник, живописец.

Для меня он ближе, чем его знаменитый отец. Лиричен он. Вот в чём дело. Я его вспоминаю всегда, когда выглядываю в окно на детскую площадку. Особенно зимой.

      Я живу на окраине большого города. Поэтому снег почи всегда чистый. Белый фон, голые ветки деревьев и кустов. Красота. Дети катаются с горки на санках, гоняют на коньках по льду небольшого катка. С клюшками, шайбами или просто так. С маленькими – мамы или бабушки, иногда отцы и деды. Одежда на детях яркая, самых разных цветов. Это создаёт праздничность. Ну чем не современный Питер Младший. Хорошо!

БУДДА.
      Саша, сказал мне Серёжа Базаров, на мой взгляд, эту идею можно представить в достаточно формализованном виде. Нужно просто вообразить себе, что со временем появятся некие суперматематики, и в их терминах и правилах будет построены системы уравнений, в которых удовлетворительно описывается наш реальный мир. Далее, используя принципы симметричного преобразования, можно построить другое пространство. Нет никаких показаний против тому, чтобы допустить: при каких-то значениях параметров у этих систем появятся общие корни (решения). Они будут означать, что в определённых областях и в определённое время существует возможность перехода из нашего мира в мир симметричный и обратно. Это объяснит и появление мессий, воскрешение и уход.

     По существу, речь идёт о дырках в границе миров? Они для концентрированного сброса информации. Их не так много. Может быть, всего две. Где появились основные мировые религии, определившие развитие человечества на тысячелетия?

     Ближний восток (в узком регионе, на довольно малом интервале времени) – иудаизм, христианство, ислам. Буддизм – центральная Азия. У подножия непальских Гималаев более двух с половиной тысяч лет назад родился принц Сиддхартха Шакьямуни, известный как Будда. Везде свой мессия. Простая и ясная идеология симметричного мира.

БУДЕТЛЯНЕ.
Люди будущего. Маяковский писал: «Изменилась человечья основа России. Родились мощные люди будущего. Вырисовываются силачи будетляне.

…борясь с насилиями прошлого, с тупой силой изжитых авторитетов, — перед этим сегодня начавшимся новым человеком благоговейно снимаю шляпу».

Происходящие сегодня в мире события позволяют думать, что пришла пора новых будетлян. Пожалуй, они уже есть. И они сделают будущее России.

БУМБАРАШ.
     Смутные времена Гражданской войны. Рядовой Бумбараш возвращается из австрийского плена в родную деревню, где все, в том числе и любимая девушка, считают его погибшим. В деревне на смену красным приходят белые, на смену белым — обыкновенные бандиты. Бумбараш пытается выжить во всем этом хаосе и вернуть себе любимую…

 Как за меня матушка все просила бога,
Все поклоны била, целовала крест,
А сыночку выпала дальняя дорога,
Хлопоты бубновые пиковый интерес.

Ходят кони над рекою,
Ищут кони водопоя,
А к речке не идут –
Больно берег крут.

Так и хочется записать – БУМ-БАРАШ. Бараш – один из персонажей известных мультиков – «Смешарики». Поэт-мечтатель бьётся лбом о быт – бум-бум-бум.

БУНЫ.
     Cооружения для укрепления берегов в борьбе с абразией. Они не дают размывать берег, при этом задерживают двигающиеся наносы, формируя пляжи.

Работает формула: запрещать одно и при этом разрешать другое. Всякий запрет имеет последствия.

БУЯН.
1. Тот, кто ведет себя буйно. ... Значение слова Буян по словарю Даля: буянить, буянство и пр. см. буйный.

2. Сказочный лубочный остров-град в русском фольклоре. Стал особенно широко известен благодаря сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

 Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит…
Как точно передана суть слова – грозное оружие и тёплый дружественный приём.

БЫТ.
Любовная лодка разбилась о быт.
      Из черновых набросков в последних записных книжках Владимира  Маяковского (обычно публикуются под названием «Неоконченное» (1928–1930) в оригинальном виде с соблюдением орфографии автора,  без знаков препинания):
море уходит вспять
Море уходит спать
Как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчёте
И не к чему перечень
взаимных болей и обид

А вот ещё у М. Булгакова (конечно, все помнят):

…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж…, и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… и в общем напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…

БЫТИЕ-НЕБЫТИЕ.
      Вода. Кислород и водород – газы. В воздухе они живут отдельно друг от друга. А в воде их автономия исчезает. Но воду можно разложить. И тогда снова появятся кислород и водород, как бы неоткуда. А воды уже не будет.

Наверное, так происходит со всем сущим. Сущее появляется из Не-Бытия. Его можно изъять из него – сделать Бытием и спрятать снова.

Адам и Ева пришли в мир из Рая. Почему же они лишились его? И на что же они всё-таки потом жили? Кажется, удалось что-то продать. Но что? У них ведь ничего не было. Вроде бы, какую-то тайну. Ну да…Тайну Бытия – тайну Добра и Зла.

 Дерево, с которого Ева сорвала плод. Это был «секретный сейф» Создателя. Откусив тогда от него, она сломала невидимый замок. Не-Бытие распалось на составляющие – на Добро и Зло. Дала попробовать яблоко и Адаму, чтобы он, как и она, мог бы почувствовать себя чуть-чуть богом. Не-Бытие превратилось в Бытие. Они увидели реальный Мир и стали Создателю неинтересны. Он изгнал их из своего Едема, и запретил возвращаться.

Каждая женщина ищет Адама, каждый мужчина ищет Еву. Они хотят войти в райское Не-Бытие на Земле. Некоторым это удаётся.