Неанд. Певчий Гад. Обры

Вячеслав Киктенко
                Обры

Из «озарелий» Великого:

«Угол падения равен углу отражения»?.. Ой ли!
Усумнившись однажды, вдруг видишь мельчайшие зазоры, шероховатости этого «неидеального» мира. Так значит – не равен? Не абсолютно равен?..
А как с этим делом в идеальном мире? И как его, этот идеальный мир именно там, в том, в идеальном виде представить? Ведь представляешь его лишь отсюда, из неидеального, и, значит, зазоры и шероховатости неизбежны – неизбежны даже для мысли, даже для представления об идеальном – отсюда, из неидеального…
«Тот», идеальный мир, выходит, также неидеален, ибо представление о нём исходит из этого мира. И никто не знает с идеальной точностью – что там? Туда надо попасть, чтобы судить об этом с достоверностью.
А то – слова, слова, слова…
Вот тебе и «угол падения равен…».
Ни хрена не равен!»

***
Из цикла «Наблюл»:
«…переламывая плечики
Электрическим канканом,
Минеральные кузнечики
Пляшут над стаканом…»
(Видимо, в кабаке)

***
«У пьяного француза был нос цвета бордо…»

***
«На заштатном прилавке.  Самоделка, книга о стиховодстве: «Сделай сам».

***
Задался как-то Великий вопросом: а какие самые трагические в мире слова? И вспомнил, и вскрикнул, вспомнивши, и, почесав лысеющую башку, а за ней и задницу, вывел на розовой салфеточке вспомнившиеся слова:
«Всю-то я вселенную объехал
И нигде-то милой не нашёл…»
«Ну, что ещё-то может быть трагичнее? Да ничего такого нет во всей вселенной!»  – Подытожил. И заплакал тихо: «Вот и я, и я… потерял… не нашёл…»

***
Из «озарелий»:

«…все, все погибоша. Одни Обры остались. Выдь на Волгу, послушай великую выть – чья она, эта выть? Кто там воет? Кто сам себя отвывает?
Не воют лишь обры. А кругом – они, только они.
Рыцари вымерли. Псы, как водится, держатся.
Обры… обры… образины… псы, сожравшие рыцарей…»


***
Осеннее. Видимо, полузапойное.  Из «салфеточек»:

 «…трамвайчик пробирается ползком,
Хрипит, захлёбывается песком,
Искрит со звоном, на подъёмах тужась.
Вожатую мне жалко…
«Мрак и ужас!
Грязь, листопад, путей не уберут…
Просилась на простой, шестой маршрут…
Хотя бы на седьмой… какой там! – Восемь.
Судьба, или петля-восьмёрка?..»
Просинь
Меж голых крон,
И час восьмой, и осень,
И восемь чёрных птиц орут, орут…»

***
 «…а вообще, в России какого русака на престол не возведи, всё одно – евреем станет. Метафизика, однако…»


Восточные штудии

                Однако, наблюл Великий, штудируя тома библиотек:
«Чингиз Айтматов похож в профиль на Ацтека. Да и не только в профиль. Всем обликом своим…»
И задался вопросом, почему это восточный, сугубо материковый человек настолько схож с людьми, издревле обитавшими на другом континенте? Киргизы, они откуда? – Вопросил себя самого и стал искать самодельный ответ.
Не поленился, залез в историческую библиотеку, и открыл там потрясающий для себя факт, и наваял:
«Киргизы – выходцы из Америки! И письменность у них была орхоно-енисейская, и пронесли они свой великий эпос «Манас» (самый большой в мире!) в устной памяти масанчи, потомственных исполнителей своего эпоса, от самой Аляски – через Чукотку, Эвенкию, енисейские просторы, сквозь все средне-русские возвышенности и равнины – аж до самого восточного края российской империи. Мешались по пути со всеми, особенно со степняками-казахами. И много в том преуспели.
Так много, что европейский глаз не отличит ныне киргиза от казаха. Хотя это  разные народы. Казахи – исконные степняки, половцы. Их прежде звали кайсаками (знаменитая киргиз-кайсацкая орда). И слово казах отличается от слова казак всего одной буквой. А суть едина – вольный человек. Казахи даже не имели права быть в Империи крепостными. Сомнительная привилегия по тем временам…
Но о ней Великий не стал распространяться.
«А вот киргиз, он иной. Этот небольшой народ с большущим эпосом так и звали на Руси – дикокаменные, горные киргизы. Казахов же, внося небрежность и обывательскую путаницу в этнонимы, звали тогда степными киргизами…»

***
Но что воистину потрясло пытливого, так это открывшийся ему географический факт – прежде не было двух полушарий земли! Была – Пангея. И прародина тех же ацтеков, как и многих других индейских народов, оказывается – наша северная земля. Наши родимые чукчи, эвенки, эскимосы намного древнее американских индейцев, которые посуху (по добру или нет – вопрос открытый) откочевали в Америку, которой ещё не было как отдельного материка.
Как не было океана меж двух растрескавшихся глыб, поделённых позднее на северное и южное полушария. Так что это они, индейцы, потомки наших эскимосов, а не наоборот. «И не случайно – возликовал Великий – «Айтматов похож на ацтека. А если присмотреться, и не один он…»

***
«Да кто на кого похож?!» – Почти тут же возмущённо, в свете новооткрывшегося возопил Великий – «Кто древнее, «ихнии» индейцы, или «наши» киргизы, почему-то опять в своё время ушедшие из Америки и пронесшие в устной памяти масанчи – через весь материк! – Самый громадный и таинственный эпос?
Восточные народы вообще сильно перемешаны. Почти все. А точнее, имеют общий корень, не слишком кардинально разветвившийся. Недаром индейцев и японцев в  отечественном кино играют наши азиаты. Киношникам, слава Богу, ходить далеко не надо…
Только вот японцы сильно оторвались от мифологических корней, стали техногенной нацией, этаким интерфейсом меж Востоком и Западом. Их легко и приятно читать – всё сжато, красиво упаковано, хорошо адаптировано к европейской психологии. Не то, что дремучий и тёмный Китай – мозги сломаешь над их великими романами, а главной ноты всё равно не уловишь…»

***
             И приписал мутняк:

«…по лестнице Эскимоса идёт Акутогава.
Идёт гордо, твёрдо, но – падает…»

***
   « – Я японец…
               – Я не понял…»

***
 «…а среди сумасшедших бредней, однако, планы мира проглядывают…»

***
«Еврей бьётся за Букву.
                Русский бьётся за Слово.
                Человек – за Целое».
                (Из «максимок» Великого)

Тут время бессильно. Тут – рубилом на камне.

***
О. Великий, да будут благословенны твои поиски и открытия!.. Если они найдутся, конечно, ещё и ещё в твоих залежалых рукописях.

***
Нашлось. Продолжение «Восточных штудий»:

«Китай единственная цивилизация на земле, позиционирующая себя чётко по-земному: Поднебесная Империя. Остальные – занебесные. Христиане и мусульмане чают рая небесного, земля по их верованиям – временное место для испытания.
Даже у евреев и буддистов есть свой, трудноопределяемый Бог. Выходит, и они направлены в небо, по вертикали. И только Китай – по горизонтали. Единственная великая цивилизация, где нет Бога в нашем понимании, где сам Мир и есть – Бог, где вместо религиозного – этическое учение. Конфуцианство.
Китай говорит всему остальному миру: «Вы занебесные, вот и отчаливайте в свои небеса. Мы даже  воевать с вами не хотим и не будем, биомассой зальём, если нужда будет. Если нет, экономически задавим. Но планета Земля – наша.
Мы – Поднебесная Империя!»

***
«…а традицию-то имперскую Китай в новом времени перенял у России. И взял на вооружение.
В отличие от классических империй, ставивших метрополию не только в центре, но и возвышавших  её на недосягаемую для колоний высоту, российская империя всех уравнивала. И не завоёвывала территории, а действовала взаимовыгодно – обеспечивала военной силой, товарами. А главное – людьми. Переселенцами. Рабочими руками.
Так Средняя Азия, как бы сама собой, стала наполовину русской. Россия приносила  навыки, товары – в обмен на местные. «Хлеб на мясо», говоря обыденно. И в итоге гармонично встраивалась в нерусский уклад. Огромные полупустые территории были довольно быстро освоены, распаханы, засеяны, заселены.
Китай очень внимательно всматривался в многовековой опыт России. Когда империю развалили и Россия ослабла, Китай понял – пора моделировать ситуацию. Тем более, что великий северный сосед явно оскудел товарами и людьми.
Карты в руки!
Не надо воевать, надо только заселить пустынные территории своими, которых переизбыток. Так, на глазах, Россия невольно повторит судьбу Средней Азии прошлых веков, легко пустивших на свои территории русское население. Китай перенял традицию, опыт России, и моделирует их  по-своему – на просторах бывшей великой Русской Империи. Эксперимент? Такими экспериментами кишмя кишит  история. Дышит ими… да один Байкал чего стоит! Не газ-нефть-никель, – вода на глазах становится главным товаром. Жизнью. Никель не погрызёшь, газом не нахлебаешься… а вот вода!..»

***
Ну, что тут добавить? Разве что утешительное: «Бог не фрайер».

***
«…да ещё, по слову Есенина: «Душа грустит о небесах, она нездешних нив жилица…», да ещё, по слову Лермонтова: «И песен небес заменить не могли ей скушные песни земли…». Всё о том, что путь наш – с земли в небо. Чаянья – Туда.
Хотя… Пути Господни неисповедимы…»

***

«Чаянья чаяньями, а жить приходится в мире неидеальном, плотском.
Где надобно есть-пить, дышать плотным, вкусным воздухом. А есть ли он в том, чаемом мире? Наверное, для эфирных существ хватит и разреженного воздуха. А вот для плотского человека? В железной ракете много воздуха не увезёшь…

Железная стезя.
Небесная Россия.
Жить будущим нельзя.
Дышать невыносимо…

***
«Живём – будущим. Дышим – настоящим. Прошлым дышать тяжелее: пыль в ноздрю прёт… «святая», «архивная» пыль…».
Выводил, истреблял из себя эту пыль Великий, и – вывел…