Эволюция языка как конец света

Любовь Сушко
ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКА  КАК КОНЕЦ  СВЕТА

В тот момент, когда я для себя уяснила, что судебно - медицинскую практику в морге мне не пройти ни живой, ни мертвой, а потому на любимом и модном юридическом факультете делать было нечего, хотя экзамены и сданы, то надо было выбирать что-то гуманитарное. Благо все три экзамена были одинаковыми и с той же зачеткой можно было идти на филологический или исторический – были такие дивные времена.

Собственно для меня выбора особого и не было, потому что  с детства очень любила  не только книги, но и тот дивный язык, на котором изъяснялись мои бабушки и в городе, и приезжавшие из деревни, у двух бабушек было еще пять родных сестер, так что их было много.

 И когда собирались вечером за круглым столом,  то такие истории, сказки, былины рассказывали, что можно было бы издать собрание сочинений. Но мне ж казалось, что они будут всегда, еще успеется. А вот шутки, прибаутки, пословицы, поговорки – это запоминала и записывала сразу и любила эту разговорную русскую речь безмерно. Она была разной, у каждой из бабулек был свой стиль, свои сказки, свои забавные истории, несмотря на то время, в котором они  жили, ужасное время, истории были забавными, часто смешными, всегда поучительными. Они от души смеялись сами и нас смешили долгими зимними вечерами, потому мы с  бабушками ждали приезда гостей, как настоящего праздника.

Вот потому факультет  был избран филологический. Правда занималась я там исключительно  литературным процессом, а не лингвистикой, но  все свободное время с любовью и наслаждением ездила и на  фольклорную,  и на диалектологическую практику, изучала модные  тенденции в молодежной речи и много еще чего, связанного с эволюцией языка. И конечно же усвоила, что мы есть то, что мы говорим, как говорим, о чем говорим, насколько индивидуальна наша речь, каков лексический ее запас.

И не только ученым –лингвистам, но и простым смертным филологам и в страшном сне не могло присниться то, что мы дойдем до жизни такой.

Конечно,  всегда бывало разное, и среди филологов были люди, страдавшие косноязычием, и не всегда было просто изъясняться тем же технарям, и у нас были семинары по красноречию  и ораторскому мастерству, куда принимали не всех студентов, и в гимназии уроки развития речи проходили не так просто, но разве могли мы дожить до такого уровня.

Признаюсь, что несколько лет я была почти вне зоны общения со школьниками, редко вижусь со своими однокурсниками, часть из которых получили второе образование и  стали психологами или теми же юристами. Но ведь уровень развития у них остался прежним. Хотя говорят, что после 40 лет забывается то, что изучалось в вузе, и наш лексический запас остается примерно на уровне средней школы. Читала даже  научные работы по этому поводу.

Вспомнила эти статьи, когда в школе ввели ЕГЭ, убрали сочинение  среди выпускных экзаменов, что странно обрадовало учителей литературы, труд –то адский, ответственность какая, а тут не надо проверять 100 сочинений и головой отвечать за результат – свобода –то какая, гуляй не хочу.

Во что это вылилось, мы прекрасно видим уже сегодня. Довелось в последние пару лет пробудиться от филологического сна, пообщаться сначала с болельщиками в чате и на стадионе, потом с продавцами в книжных магазинах, с теми, кто в столице творит рекламные  ролики для  сети магазинов «Читай город», с теми, кто работает в издательствах, и крупных в том числе, а все это люди от тридцати и младше, те самые, кто  на выпускных экзаменах,  на вступительных в вуз сочинения не писали – отделались рассуждениями в шесть предложений, желательно, чтобы были  очень короткие предложения в этих сочинениях, ну ошибок не настряпать чтобы, и получить высокий  бал, умещалось все в два десятка слов -  вы  только представьте себе все это на деле.

И что же мы видим сегодня на выходе. Случайно ли   вспоминается разным людям одна героиня – именно Эллочка Людоедка – ни больше, ни меньше, чей словарный запас примерно таков же. Но  если Ильф и Петров старались нас рассмешить и сами смеялись до упаду, то сегодня это совсем не смешно, тут рыдать надо горючими слезами, именно горючими,  помнится мы изучали особенности детской речи, там столько всего интересного встречается, ну у тех детей, которые были в пору нашей молодости… С той лишь разницей, что если тогда это было  фарсом скорее всего,  сегодня становится трагедией, эволюция языка  очень смахивает на конец света, на тот мрак, которым постепенно окутывается вся наша многострадальная лингвистика.

Я конечно не изучала всех тенденций  последнего времени, и не заглядывала к филологами и сужу с точки зрения обывателя, но то, что Эллочка душечка победила не сомневаюсь ни минуты…

Скудность лексического запаса у большинства моих молодых собеседников, а не за ними ли грядущее,  подтверждается еще и какими –то вещами психологическими, потому что главным  словом в коротких репликах становится слово бред и производные от него – бредовый, бредятина, это сплошной бред – ну это простые смертные, на мои скромные замечания и предложения  подобрать синоним к слову – например абсурдно, чудовищно, нелепо, они не реагируют вообще, и снова с завидным  постоянством повторяют именно его, произнесенное с разной интонацией, оно приобретает  очень много значений, понять  которые из контекст очень сложно.

 Но к нему прибавляется еще одно наречие, прилагательное – безумно – безумный, причем в самых разных сочетаниях – например медийная ведущая восклицает – безумно красиво, а девушка, представляющая книжные новинки в ролике – безумно страшный триллер.

Вот эти два слова, частотность употребления которых просто  зашкаливает, наводят на довольно печальные мысли о Палате №6 в пределах всей страны… То ли потому,  что мы слишком долго боялись психиатров и лечебниц, а теперь выплескиваем на окружающих все свои комплексы и надеемся, что от них избавились, то ли всех считаем душевнобольными, а здоровыми исключительно себя, но  жизнь наша странная не может не отражаться в нашей убогой, часто лишенной смысла речи. И уже не столько пугают матерные слова, которые некоторые используют для связки слов в предложении, сколько  то, что остается, если те самые матерные слова убрать.

Когда читаешь с ребенком книжки, чувствуется, что значения  половины слов он просто не понимает, обычных слов, которые в потоке чтения мы просто пропускаем, ведь мы –то с вами мамы и бабушки образованные, и то, что для нас элементарно, для них вызывает большое затруднение, в частности и потому,  что путевых мам и бабушек из нас не получилось, это надо признать, и их лексический запас – нам приговор. Ну а как же, мы же работали все время, домой поспать приходили, когда они давно уже спали, что делали днем –играли в игры и смотрели мультики.

Я поняла, что катастрофа наступила, когда  начала переписываться со своими умнейшим племенником, в программировании ему нет равных, но кроме потока смайлов и знаменитого  -мммм-  в ответ на  вопрос на мою дюжину предложений он ничего не писал. Ладно тот, кто клавиатуру не изучил и буквы находит с трудом, как мой старый друг, но этот –то владеет ею как бог. Потом, при встрече я начала его пытать, что это за разговоры такие странные, и убедилась в том, что нам надо срочно заняться уроками развития речи. Как раз у них ввели снова сочинения, и он был уверен, что за несколько дней я могу научить его писать сочинения, чтобы сдать экзамен. И он  очень расстроился, когда понял, что ни я,  ни кто-то другой за любые деньги не научит его за неделю писать сочинение, у нас было полгода в запасе, это был пробный экзамен,  который он с треском завалил, но выкрутился. А сколько людей, которые так и остались в том десятилетии, когда сочинение отменили?

Мы живем в эпоху, когда главным  словом в лексиконе стало – бред, главным прилагательным – безумный, когда  сам запас слов почти равен количеству смайликов, и оказывается, что при их помощи можно выразить что угодно – и это даже забавно.

Каюсь, я и сама порой в ответ на какую-то реплику в чате бросаю смайлик, особенно люблю с котами и собаками и не гружусь особо. Но нам можно надеяться на то, что   все-таки что-то осталось от прошлого, а на что надеяться тем, кому 30 и меньше. Как назвать то, что происходит с эволюцией языка, только деградацией, причем полной и бесповоротной, и если это не конец света, то что?

Что мы все без русского языка – мы немы и глухи соответственно, мы бессильны и беспомощны. Сначала это не сильно беспокоит, ведь и падение в бездну на какое-то время кажется полетом, это потом мы расшибаемся в лепешку.

Это Пушкину, которого называли в лицее  французом, удалось за  два десятка лет сотворить уникальную русскую поэзию,  обратиться к прозе, это «Словарь языка Пушкина» составляет несколько увесистых томов. Для словаря языка современного молодого человека хватит и ученической тетради. И главным словом там точно окажется БРЕД и БЕЗУМНЫЙ, а потом два десятка смайликов – вот и результат  эволюции – назад в пещеры, где на камнях мы оставим  смайлы, а в лучшем случае – Здесь был Вася..

Остается только ответить на вопрос, а как мы  дошли до жизни такой?
Ответы могут быть разными, но суть от этого не меняется, увы…