Владимир Ливин-Гольденштедт

Елена Драгунова-Пашкеева
    Детство и отрочество Владимира Ливина прошло в центре города Владивосток на Миссионерской улице, в доме немецкого подданного, ученого-агронома и чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Карла Георгиевича Гольденштедта. В 1884 году, когда Владимиру было всего 6 лет, Карл Георгиевич подал прошение на имя императора Александра III с просьбой  дать согласие на брак  и на усыновление принятых ранее «на воспитание детей, незаконнорожденных от жены губернского секретаря Агафьи Васильевны Ливиной : Георгия, Владимира и Павла, а так же дочери Евгении».  До сих пор в архивах Владивостока хранится разрешительная грамота на брак от императора,  с условием обязательного сохранения детьми российского гражданства, православной веры и воспитания в духе российских традиций. Все дети стали законными наследниками Карла Георгиевича и получили самое лучшее по тем временам воспитание и образование. Карл Георгиевич был отзывчивым, добрым человеком и пользовался большим авторитетом среди населения.  Местные жители часто обращались к нему за советами. Из добрых побуждений он бескорыстно трудился на общественных началах - спроектировал и разбил сквер у памятника адмиралу Г. И. Невельскому, Адмиральский и городской сады. Лично привозил саженцы из своего питомника и собственноручно высаживал их. Сохранилось обращение к нему Владивостокской Городской Управы от 7 Сентября 1889 года «.. Милостивый Государь, Вы были так любезны, что приняли на себя безвозмездно руководство работами по устройству сквера и посадке деревьев по Светланской улице и положили на это немало уже личного труда. Городское Общественное Управление считает своим долгом за такую бескорыстную и полезную для города деятельность выразить Вам, Милостивый Государь, глубокую признательность и покорнейше просить не отказать в Вашем содействии как для окончания начатых работ, так и для устройства вновь проектированной садовой аллеи вдоль Светланской улицы. Городской голова Маковский, член Управы Евсеев, Секретарь Ермаков.»
        С  1876  г. Карл Георгиевич значился Владивостокским купцом  2-й  гильдии  и имел  собственную  молочную  ферму, которая  располагалась на ул.  Миссионерской недалеко от дома Гольденштедтов. Здесь же стояли китайские фанзы Гольденштедта, в них жили прислуживающие семье манзы.
   О предпринимателе, купце 2-й гильдии, грамотном агрономе и просто добросовестном и трудолюбивом человеке К. Г. Гольденштедте нужно писать отдельно. Как директор Владивостокского Тюремного Комитета на Пасху 1905 года он был награжден золотой шейной медалью с надписью «За усердие» на Андреевской ленте, а 6 декабря 1908 года, Директора Владивостокского Тюремного Комитета, 2-й гильдии купца Карла Гольденштедта, наградили за заслуги по Тюремному ведомству, орденом Св. Станислава третьей степени. Семья Гольденштедтов подняла многоотраслевое фермерское хозяйство Новогеоргиевское, прославившееся лучшими племенными породами крупнорогатого скота и качественными продуктами, за что Карл Георгиевич удостоился золотых и серебряных наград.
     Матушка Владимира Ливина, урожденная Агафья Васильевна Пашкеева был внучкой польского повстанца Андрея Пашкевича(Andrey Pashkevich), в 1830 году сосланного в Сибирь. Пашкевичи были исключены из дворянского сословия, стали крестьянами и приняли православие. Со временем фамилия Пашкевичи была русифицирована в Пашкеевы. Агафье Васильевне довелось пережить трудности Второго сплава на Нижний Амур, как старшая дочь в семье она многое вынесла на своих плечах при освоении новых земель, и в довольно юном возрасте вышла замуж за почтово-телеграфного чиновника Николаевска-на-Амуре Федора Никифоровича Ливина. В 1865 году семья Пашкеевых в полном составе перебралась во Владивосток, поближе к новому порту. Федор Никифорович со временем занял должность губернского секретаря, а в семье родилось четверо детей. Но что-то пошло не так, и в 1884 году Ф.Н. Ливин убывает на долгие десять лет на Сахалин, а молодая жена с детьми остаются во Владивостоке в доме Гольденштедта с разрешительной грамотой от императора на новый брак.
     После второго замужества Агафьи Васильевны ее дети сменили фамилию и отчество. Владимир Федорович Ливин стал именоваться Владимиром Карловичем Гольденштедтом. Образование он получил в Институте гражданских инженеров императора Николая I в Петербурге. Осенью 1904 года Владимир успешно защитил диплом и, вернувшись во Владивосток 17 февраля, заступил на должность младшего архитектора строительного отделения Приморского областного правления, а через полгода получил чин коллежского секретаря.
      Послужной список Владимира Карловича Гольденштедта (Ливина) говорит о его незаурядных способностях,  трудолюбии и высоком профессионализме.
      "С разрешения Министра Внутренних Дел определен на службу в означенное Министерство и назначен на должность Младшего Архитектора Строительного отделения при Приморском областном правлении 1905 года февраля 17-го дня. 30 сентября 1905 года утвержден в чине Коллежского Секретаря со старшинством. 10 марта 1908 года произведен за выслугу лет в чин Титулярного Советника со старшинством. 6 декабря 1908 года награжден орденом Святого Станислава 3-й степени. 20 марта 1910 года  возложено исполнение обязанностей Приморского областного инженера. 17 мая 1910 года назначен областным архитектором.  3 декабря 1914 года произведен за выслугу лет в чин Надворного Советника со старшинством с 8 марта 1914 года."
     Сейчас можно только гадать за какие заслуги Владимир Ливин-Гольденштедт получил орден Св. Станислава 3-й степени. Предполагается, что награду он получил за участие в большом государственном строительном проекте. С 1907 года началось масштабное казарменное строительство на полуострове Муравьева-Амурского и на острове Русском, законченное в 1910 году. Были призваны более 100 тысяч русских, китайских и корейских рабочих. На каждом строительном участке работало от 20 до 40 тысяч человек. Десятки казарменных городков и несколько сотен зданий были спроектированы непосредственно начальниками участков и их помощниками. Несомненно, что Владимир Ливин-Гольденштедт как областной архитектор и гражданский инженер принимал активное участие в этом проекте.

     Лицом архитектора являются построенные им дома, плоды творений и усердного труда. Каждый дом живет своей жизнью и хранит свою историю. Только во Владивостоке Владимиром Ливиным-Гольденштедтом было построено более 6 лучших архитектурных сооружений, многие из которых являются памятниками архитектуры и находятся под охраной государства.
      Одной из первых выдающихся работ  В. Ливина-Гольденштедта было здание Золотосплавной лаборатории Русско-азиатского банка. В этом проекте он использовал черты модерна и ренессанса. Массивный первый этаж завершает облегченный большим количеством украшенных пилястрами окон второй этаж. Главный вход расположен в угловой части здания и подчеркнут четырехугольным эркером, исполняющим роль козырька над парадным крыльцом и опирающимся на две чугунные опоры. Эркер увенчан бельведером-ротондой с высоким шпилем, благодаря чему здание до сих пор сохранило название «Дом с бельведером».
     Cамым выдающимся проектом В. Ливина-Гольденштедта является здание отеля Централь, заказанное его отцом Карлом Георгиевичем в 1906-1907 гг на собственном участке семьи Гольденштедтов на улице Светланской.
     Но у этого особняка своя особенная история.