Мусорщик

Айрат Мустафин
         В очередной раз мы в Египте. В шутку Хургада уже обрела статус Всероссийского курорта. Море, солнце, песок,  да еще и сервис в придачу. Что еще может быть доступней россиянину?
        Солнце уже начало медленно сползать к морю, жар значительно уменьшился. На пляже появились отельные мусорщики. Молодые ребята в перчатках и с пластиковыми мешками в руках бодро и по-деловому очищали глиняные амфоры-урны, вкопанные по самые бедра в песок.
      Мы уже заполнили свои кроссворды и судоку, сыграли в шахматы и карты и были рады новым событиям и впечатлениям. Один из мусорщиков на хорошем русском языке поздоровался с нами, забрасывая пластиковые стаканчики и окурки в пакет. Это несколько удивило нас. Мусорщик и хороший русский язык как-то плохо сочетались.
- Как тебя зовут?- задали мы вопрос.
-Махмуд.
- Откуда ты так хорошо знаешь русский, Махмуд?
- Нет, совсем нехорошо. Я бы сказал, мне еще далеко до совершенства,- ответил молодой мусорщик, - мне нужно еще много учиться и практиковаться, чтобы говорить хорошо.
- И все же, где ты учился? И зачем тебе знать русский язык?
- В Египте очень мало работы. Все хотят быть в туристическом бизнесе. Здесь без знаний языков нельзя. Но в школе русский язык не изучают. Семьи залезают в долги, продают все, что только можно, чтобы кто-то научился русскому.
- Ты тоже все продал?
- Я занял деньги у дяди, и сам несколько лет подрабатывал. Скопил деньги на курсы русского языка. Но когда мы стали заниматься, то я обнаружил, что этот язык мне очень нравится. Он не похож ни на немецкий, ни на английский. Он певучий. Его очень приятно просто слушать. Он чем-то похож на наш арабский язык. Он завораживает.
          Редкие в нашей обычной жизни слова «певучий», «завораживает», прозвучавшие  из уст молодого арабского мусорщика восхищали. Как красиво он может выражать свои мысли на нашем языке.
- Махмуд, а почему же ты работаешь не гидом, а уборщиком?
- На экзамене мне сказали, что я не знаю язык и не понимаю русскую речь на слух.
- Как же так произошло, ведь мы видим, что это неправда?
- Экзамен принимала девушка из турагентства. Мы с ней мило беседовали, она задавала мне вопросы. Потом она отошла от стола за кофе. Ее не было минут пять или десять. За соседними столами тоже шли собеседования с другими ребятами. Девушка вернулась и спросила меня, о чем говорили за соседним столом, что я запомнил и понял. Я ей ответил, что они разговаривали между собой, и неприлично слышать то, что не предназначено другим. Поэтому я ничего не слышал и ничего не мог понять. Девушка сказала мне, что я не знаю русского языка, и поэтому экзамен я не прошел, и путь в турбизнес мне заказан.
- Но ведь это несправедливо!
- Хорошо, что вы это понимаете.
- И поэтому ты теперь убираешь мусор в отеле?
- Я потом посмотрел в Интернете что означает «путь заказан». Это значит закрыть дорогу. Если у тебя есть путь, то закрытая дорога – не беда, верно? Я правильно понимаю, что путь – это совсем другое, чем просто дорога? Путь – это мое предназначение в жизни, верно? И мой путь связан с  русским языком. А убирать мусор тоже кому-то надо. Я снова буду сдавать этот экзамен.
-А если опять попросят подслушивать разговор за соседним столом?
- Я опять его не услышу. Это неприлично. Извините, я должен идти делать свою работу. До свидания.
- До свидания, Махмуд.

         Солнце коснулось краешка воды и стало стремительно скрываться. Молодой мусорщик Махмуд шел с пластиковым мешком в руках, поочередно опустошая  урны. В свете уходящего солнца он был похож на героя, отправившегося в долгий Путь.