Актёр Эдуард Бредун

Петр Панасейко
          Среди советских актёров были и такие, которые не стали в итоге кинозвёздами. Главных интересных ролей играли мало. В следствие чего зрители их фактически не заметили и почти не помнят в настоящее время. К ним  относится, безусловно, Эдуард Бредун. Однако мы их должны тоже помнить и, как говорят, знать в лицо. Тем более, что среди фильмов с их участием каждый  зритель сможет найти тот, который ему нравится. Есть такой и у меня. Но об этом ниже.

         Родился Эдик 6 октября 1934 года на Украине в городе Волноваха в семье военнослужащего. С началом войны семья отправилась в эвакуацию в Казахстан. Отец с 1942 года  преподавал в Семипалатинском военном училище. После войны все приехали в город Бельцы, потом жили в Кишинёве.  Эдуард посещал драматический кружок при Доме пионеров. К моему удивлению, окончил он не среднюю школу, а в 1952 году - Тамбовское суворовское военное училище. Однако занятия в драмкружке не прошли даром, и Бредун поступает, а в 1957 году успешно заканчивает  ВГИК.

         Дебют в кино у актёра состоялся в 1954 году. Ещё студентом он сыграл Василия в короткометражном фильме "Зелёный дол". Настоящим же дебютом оказалась роль Генки в фильме 1955 года "Первый эшелон". Фильм оказался судьбоносным для Эдуарда Александровича в прямом смысле слова: на съёмках он познакомился со своей будущей женой Изольдой Извицкой. Потом ещё дважды снимался с ней в фильмах "Армагеддон" (1962 год) и "Цепная реакция" (1963). Увы, их семейная жизнь не принесла радости, а по сути, закончилась для обоих трагически: жена ушла из жизни в возрасте 38 лет, а он пережил её на тринадцать лет, не дотянув до пятидесяти лет.

         А как прекрасно начинал свою творческую карьеру в кино Эдуарл Бредун.  Я имею ввиду мой любимый фильм с его участием "Ветер", снятый замечательными советскими режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым. На роль Фёдора они выбрали именно его не случайно. Всмотритесь в его лицо на фото (это как раз кадр из фильма). Лицо настоящего драматического актёра, которому любые роли "по плечу".

         Его герой, являясь одним из трёх делегатов в Москву на Первый съезд рабочей молодёжи (будущий ВЛКСМ), держит зрителя в напряжении с первых кадров до последних. Кажется, актёр не играет, а живёт жизнью своего героя. Особенно удачно снята последняя сцена: сам съезд и выступление на нём Фёдора.

         В том же году актёр сыграл более-менее серьёзную роль Мити в фильме "Дело "пёстрых", как и Николая в фильме "День первый", как и Степана в фильме 1959 года "Любовью надо дорожить". А дальше, увы, пошли роли незначительные.

         Перечень этих ролей говорит сам за себя: каменщик ("Артист их Кохановки"), моряк ("Компаньерос" и "Морские рассказы"),сплавщик ("Хозяин тайги"), заключённый ("Слуша-ай!" и "Узники Бомона"), грузчик ("SOS над  тайгой), сплавщик ("Голубка"), спекулянт ("Иван Васильевич меняет профессию"). Ни одна из указанных ролей не может встать в один ряд с ролью Фёдора из "Ветра". Почему?

         Одну из причин называют то, что актёр с самого начала оказался "в тени" своей жены, слава к которой нежданно нагрянула после выхода на экран фильма "Сорок первый" в 1956 году. Слава же продержалась у неё не очень долго, глушить обиду она стала алкоголем. К ней присоединился, к несчастью, и Эдуард. Хотя, говорят, что именно он предложил ей это "занятие" первым.

          Как бы там ни было, но умереть за три месяца (18.07.1984 года) до своего 50-летнего юбилея у Эдуарда Александровича на то должна быть причина.

          Печальная судьба талантливого актёра. А я вот думаю, если бы в фильме "Первый эшелон" не снималась  Извицкая, может и стал бы Эдуард Браун советской кинозвездой, и сыграл бы много ролей, аналогичных роли в фильме "Ветер"? На этот вопрос, к сожалению, ответа мы уже никогда не получим. Но помнить этого актёра мы, кинозрители, должны. Пускай даже и всего за несколько интересных и серьёзных ролей. Это же наш отечественный киноактёр.

16.11.2017 г.

Фото из Интернета (кадр из фильма "Ветер")