О зле начистоту

Людмила Возняк
«весь мир лежит во зле»(1Иоан.5:19).


Нередко можно услышать поговорку  - «зла не хватает» .  Не хватает зла? Однако, сказано, что  «весь мир лежит во зле»(1Иоан.5:19). И получается такая штука, вместо того, чтобы безпокоиться о том, что не хватает добра,  хочется больше зла!  Но, куда же больше?

 Зло – это ни бытие,  ни существо,  ни вещь, ни предмет... А что? Нет вразумительного определения. Поэтому постоянно вопрошаем – откуда… зачем… за что…   долго ли… ?!

Странные вопросы…  Как будто мы не причём, а зло нам  инопланетяне подкинули.  Попробуем вникнуть в понятие «зло».  Обратимся к первому библейскому упоминанию зла. 

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»(Быт.2:9).

Перед нами только что созданный мир, ещё ничего не произошло, но зло  присутствует как потенциальность,  как одна из тенденций. А тенденций две, т.к. дерева два. Какая из них осуществиться?!

Проведём исследование:

В Танахе Номер Стронга: 7451
зло
;;;
1. плохой, негодный, неугодный, злополучный, пагубный;
2. злой, развращённый, неправедный;
сущ. зло, злодеяние, беда, бедствие.

SEPTUAGINTA
зло
4190
 pon;ros,
1. плохой, дурной, скверный, негодный;
2. злой, лукавый;
как сущ. зло, худо;
син. 2556 (kakow), 5337 (faulow).

Словарное определение:
pon;ros,3
1) плохой, дурной, скверный ;
2) негодный, испорченный ;
3) бесчестный, низкий, подлый ;
4) злой, враждебный ;
5) трусливый, малодушный;
II  pon;ros,х
1) негодяй, мошенник, плут;
2) лукавый, т. е. дьявол .

Многие упомянутые здесь синонимы, например, скверный,  худой, испорченный, негодный,  развращенный, плохой, указывают на некую повреждённость. А другие : низкий, подлый, безчестный – говорят о невысоких, неблагородных свойствах.

В переводе на русский, это назвали «злом».

 Попробуем осмыслить:

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания доброго и испорченного(доброго и негодного; высокого и низкого...)»(Быт.2:9).

Известно, что на одном дереве не растут столь диаметрально противоположные плоды. Неужели Бог сделал исключение из собственных законов жизни? Вряд ли.

Почему бы не поинтересоваться союзом «и»?

2532
kai
и, также.

На практике варианты перевода данного союза выглядят так:
kai (64740): И (60741), также (235), а (1168), Но (604), И вот (201), когда (100), тогда (856), Так (56), чтобы (40), Вот (54), так и (56), [и (32), ибо ведь (2), хотя (11), как и (8), [то] и (3), то и (9), также и (103), всё же (3), а именно (8), как (34), И только (1), же (6), и притом (53), поэтому-то (3), чтобы и (3), и не (8), так же (54), Даже (33), так как (9), да (8), После (1), что (1), и что (2), что и (3), Вот и (12), и также (7), Между прочим (1), однако (32), [А (2), или (6), и при том (1), в том числе (1), и даже (10), тогда и (3), Но и (1), а затем (10), и [не] (6), и когда (4), и как (5), и [притом] (2), и так (15), чтобы [не] (3), равным образом (1), и всё же (1), [чтобы] и (2), притом и (1), и ни (1), и да (7), и [если] (3), даже и (6), и: (1), так что (19), поэтому (3), и до (1), и [ни] (2), и после (1), и хотя (1), и к (1), <без перевода> (5), с (3), и тогда (5), так же как (6), также [город] (1), при этом (2), и [что] (4), затем (2), Да и (6), однако и (1), [также и (1), Неужели (1), так же и (1), и чтобы (1), И [только] (1), [И] (9), А [то] (1), и] (6), И в тоже время (1), между прочим и (1).

Продолжим осмысливание:

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания доброго, и(но, хотя, в тоже время, притом и др.) испорченного»(Быт.2:9).

Получается, что плоды  на дереве познания добра и зла  вовсе не разные, а испорченные. Например, простокваша есть испорченное молоко, и она не может находиться вместе с молоком, чтобы  молоко при этом не  превратилось в простоквашу. И как простокваша уступает молоку по качеству, так и  плоды на данном дереве  это добро более низкого качества, т.е. испорченное. Но как простокваша хоть и молочный продукт, но в ней как бы нет уже молока, так и в плодах добра низкого качества есть  недостаток добра, поэтому они и испорчены.

Почему возник недостаток добра?

«Вначале Бог сотворил небо и землю»(Быт.1:1) -  в  основе творения Божьего два мира.  Это   иерархия:   небо, -  верх, престол, «голова», ведущий;   земля - нижний мир, физический, плотный, «ноги», ведомый.

А только что созданный человек   был помещён  по середине, т.е.  между небом и землей.

Всё, что создал Бог весьма хорошо(Быт.1), и деревья были хороши для пищи по виду(Быт.2:9).

Это так, у каждого мира  своё «хорошо». Но как голова выше ног, как небо выше земли, так  добро неба выше добра земли. Вернее,  между  добром неба  и добром земли есть большая разница по  степени хорошести, или качеству. Добро неба есть истинное добро,  полное, а на земле это же добро проявляется как не полное, не достаточное, искривленное, испорченное.   Кстати, выражения  «небо и земля» и «добро и зло»,   аналогичны, и обозначают  «всё».

Как представительства этих миров в Эдеме находились два дерева: дерево жизни и дерево познания  «добра и зла»,  т.е. добра, но испорченного,  низкого, лукавого.

Почему Бог предоставил для познания такое недоброе добро?

Во-первых, такова реальность земли. Во-вторых, Бог заповедал не есть плоды не удовлетворительного качества. Бог сказал:
«от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт.2:17).

В-третьих, для  Бога  нет проблемы в недостатке добра на земле. Он готов восполнять этот недостаток свидетельствами о полном добре.  Это так же не проблема, потому что жизнь, развитие, качественные изменения происходят при движении  снизу вверх. Всё в живое в природе растёт и поднимается от земли к небу, при этом глупо отрицать землю, но ещё глупее оставаться в земле. Практически это значит, что  человек между деревом жизни и деревом познания «добра и зла», а в действительности между бОльшим и мЕньшим добром избирает бОльшее добро, и возносится в небо. Это восхождение от земли к небу, движение к полному добру, называется  духовным ростом. Именно поэтому  духовное развитие символически представляется лестницей.

«Цель жизни - восхождение человека к Богоподобию» прп. Антоний Великий

 Вероятно, таким было задумано взаимодействие неба и земли для блага человека. А если это для блага, то дерево познания «добра и зла» не может быть злом, но стимулом, толчком к движению, даже палкой.

Но осуществилась другая реальность из возможных – движение вниз. В Эдеме наши прародители отвернулись от бОльшего добра, от дерева жизни, и предпочли мЕньшее добро – дерево познания «добра и зла», вкусив его  плоды. Но это уже называется падением на землю:

«Я видел сатану спадшего с неба как молнию»(Лук.10:18).

И таким  остался механизм взаимодействия  неба и земли   после грехопадения: мы избираем дерево жизни или бОльшее добро, или отворачиваемся от него ради мЕньшего добра. Растем или  падаем. Эти процессы не происходят без искушения и искусителя. Иначе кто бы предпочёл ущербное? МЕньшее добро  создаёт свою, хоть и сиюминутную, но  значимость, рекламу... Например: «будете как боги,  знающие добро и зло»(Быт.3:5).  А «змея» буквально – «земляная», т.е. свой «агент» влияния.

Интересна этимология слова реклама:

Происходит от франц. r;clame, первонач. — «’подзывание сокола на охоте’; ’ключевое слово в конце страницы’», под семантическим влиянием англ. rесlаim «’привлекать к себе внимание’»; ср.: др.-англ. reclamen; восходит к лат. reclam;re «выкрикивать», от re- + clam;re.

Рекламировать - сообщать и распространять сведения о чем-либо без согласия слушателя. Кто бы мог подумать, что так глубоки корни рекламы!

Если в  библейских текстах заменить исследуемое здесь «зло» на «землю», а прилагательное «злой» - на «земляной»,  то… сами судите:

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра, но   земляного(зла)»(Быт.2:9),

«то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби землю(зло) из среды себя»(Втор.22:24),

«Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби землю(зло) из среды себя»(Втор.24:7),
 
« ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать земляное(зло) пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих»(Втор.31:29),

«Сыны Израилевы стали опять делать земляное(злое) пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет»(Суд.6:1),

« Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца и десять дней царствовал в Иерусалиме, и делал он земляное(неугодное) в очах Господних»(2Пар.36:9),
 
« Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости земляных(злых) людей»(Иов.35:12),

« Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет землю(зла), к тому оно и приходит»(Пр.11:27),

« Путь праведных - уклонение от земли(зла): тот бережет душу свою, кто хранит путь свой»(Пр.16:17),

« Из тебя произошел умысливший земляное(злое) против Господа, составивший совет нечестивый»(Наум.1:11).

«не так, как Каин, который был от земли(лукавого) и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были земляные(злы), а дела брата его праведны»(1Иоан.3:12),

« Ибо приветствующий его участвует в земляных(злых) делах его»(2Иоан.1:11),
 
« Любовь да будет непритворна; отвращайтесь земли(зла), прилепляйтесь к добру»(Рим.12:9),
 
« Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?  Внешних же судит Бог. Итак, извергните земляного(развращенного) из среды вас»(1Кор.5:12,13),

« Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего земляного(лукавого) века, по воле Бога и Отца нашего»(Гал.1:4),
 
« а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы земли(лукавого)»(Еф.6:16),

« И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к земляным(злым) делам»(Кол.1:21),
 
« Удерживайтесь от всякого рода земли(зла)»(1Фес.5:22),

« и чтобы нам избавиться от беспорядочных и земляных(лукавых) людей, ибо не во всех вера»(2Фес.3:2),
 
« Земляные(злые) же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь»(2Тим.3:13),

« И избавит меня Господь от всякого земляного(злого) дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь»(2Тим.4:18),

« Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца земляного(лукавого) и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго»(Евр.3:12),

« да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от земляной(порочной) совести, и омыв тело водою чистою»(Евр.10:22).

«Пробежавшись» по Ветхому и Новому Заветам, можно обобщить, что в основе один и тот же вопрос – от какого дерева есть плоды? Праведники отвергали земное неполное добро. Они  уклонялись, удалялись, освобождались, выходили, очищались, избавлялись… от земли:

Авраам вышел из своей земли: «и сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей»(Быт.12:1);

евреи выходили из египетской земли;

Иисус сказал:«И когда Я вознесен буду от земли»(Иоанн.12:32).

Зачем же тогда  познание  недоброго добра навязалось на нашу голову?

познание
В Танахе: 1847
;;;;;
(по)знание, ведение, умение, разумение.

SEPTUAGINTA -Варианты перевода:
1492, ;;;;
1. видеть, созерцать, смотреть, глядеть;
2. знать, познавать; иногда употр. со знач.: принимать во внимание, заботиться; син.1097 (;;;;;;;), 1987 (;;;;;;;;;).

Словарное определение:
1)видеть, созерцать ;
2) смотреть, глядеть;
3) высматривать, искать; 
4) видеть, познавать, испытывать;
5) воображать, представлять;
6) med. виднеться, появляться;
7) med. казаться, представляться;
8) med. делать вид, притворяться;
9) med. уподобляться, быть похожим;
10) pf. = praes. быть осведомленным, (по)знать.

Варианты перевода;;;;;;; (28): видеть (6), [чтобы] знать (4), знать (8), [чтобы] познать (1), увидеть (1), уразуметь (1), признать (1), чтобы знать (2), [чтобы] знал (1), принять (1), знают (1), [что] знают (1).

Поэкспериментировав с синонимами, текст может приобрести следующий вид и соответствующий смысл:

«от дерева уподобления добру, но испорченному, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт.2:17),

«от дерева принятия добра, но испорченного, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт.2:17).

И точно,  в результате  принятия одного «обеда» из испорченного добра,  наши прародители стали не теми, кем должны были бы быть. Вместо жизни получили разрушение, вместо любви  «медь звенящую»(1Кор.13:1), вместо радости бытия болезни, бедствия, скорби, страдания, потери,  голод, жажда, вражда, войны, смерть. Это неприятно, больно, печально, трагично... Некоторые именно это называют злом, но... это всего лишь следствия(!)  отвержения  бОльшего, высшего  добра, даже  Бога, и обращение вниз, к себе,к своей земле, что по сути противоестественно.

Противоестественное не может существовать долго, оно само себя истребляет, это было сказано ещё в Эдеме: «смертью умрешь»(Быт.2:9), «в прах возвратишься»(Быт.3:19).

«Не хватает зла» - это парадоксально, если учитывать, что «весь мир лежит во зле» (1Иоан.5:19). Что значит «мир»? Космос, мироздание, природа? Природа…  но не та, а испорченная страстями и похотями природа души человека:

 «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего»( 1 Иоанна 2:15-17), т.е. от земли.

И у этого мира есть свой князь(Иоан.12:31).

Если   библейские понятия «земля» и «зло» аналогичны, то  вполне  естественно сюда добавить и «мир», т.к. в природе нигде не найдёшь гордости и похоти, а стоит появиться человеку, так  появляется зло. Откуда исходит зло ?

Из сердца:

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -  это оскверняет человека»(Мат.15:19,20).

Значит, во зле лежит сердце человека. Опять вспоминаем историю двух райских  деревьев: «И произрастил Бог из земли всякое дерево…»(Быт.2:9).

Что это за загадочное место – Эдем? Где росли деревья?

Эдемский сад - это образ души человека. И в каждом саду,  конечно, есть почва, т.е. земля, откуда всё произрастает. И именно в своём сердце человек выбирает дерево жизни или дерево познания «добра и зла». И именно в сердце человека добро становится испорченным, мЕньшим, потому что бОльшее отвергается. По причине отвержения бОльшего добра, т.е. дерева жизни, Бога, душа  лежит во зле, а должна бы воспарить, так как изначально воздушна.

Таким образом, в первозданном раю, т.е. в душе(земле)  рождается зло, как  испорченное добро, добро низкого качества, или недостаток, ущерб, убыток добра. Следовательно, душа лежит в произведённом ею зле.  Чтобы там же рождалось настоящее добро за землёй надо ухаживать:

« И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»(Быт.2:15).

Плод – это результат. Добро и зло становятся результатами соответствующих мыслей. Хранить сад-душу необходимо от злых мыслей. Поэтому борьба со злом возможна только в своём саду-душе.

Чтобы  было от чего отворачиваться, или принимать, и совесть изначально бы здесь справилась, но не уже может, Бог посылает на землю  Свои откровения, законы, заповеди,  постановления, Писания,  пророков, Сына, Святой Дух… Это образы бОльшего добра. Заповеди Божьи являются для нас бОльшим добром, и бОльшей любовью, в отличии от  своеволия, ибо «любовь есть исполнение закона»(Рим.13:10). Эти образы призваны помочь  жить при недостатке добра, любви, жизни, Бога, наилучшим из возможных способов, компенсируя этот недостаток,  замедляя разрушение,  чтобы все имели возможность спастись.

Например, законы Моисея защищают юношей и девушек от последующих после секса без обязательств проблем. Это бОльшая любовь, ведь следуя этим законам они защищаются от разочарования, разбитых сердец, позора, абортов, безплодия, а  возможные дети защищаются от безотцовщины. Но приходит искушение в виде единственного или неповторимой: «ты мне не доверяешь, что я тебя…?». «Конечно, доверяю!» - и бОльшая любовь отвергается как помеха счастью, и предпочитается мЕньшая любовь. Но в момент развития событий мЕньшая любовь кажется бОльшей, таково искушение, и вместо Адама и Евы решение принимаем мы. Таковы требования жизни, роста, совершенства, где нет ничего нового.

Зло – это запрет,  ограничение на любовь, и следовательно, разрушение бытия, вследствие уклонение от бОльшего добра к мЕньшему. Зло делает невозможным жизнь и совершенство, поэтому, чтобы жить, надо постоянно освобождаться от зла.

Но если бы не было зла, то как обрести  веру,  мужество,  милосердие, выносливость, прощение, терпение, верность, самоотверженность, благочестие, любовь? Эти добродетели не сваливаются  с неба по нашей просьбе, увы. Их можно обрести  на земле. А землю создал Бог, что бы мы из неё вырастали,  устремляясь в небо.  Так это представлено в  символизме Ветхого Завета  в виде требований к устройству жертвенников на  возвышенностях, в виде восхождения праведников  - Авраама, Моисея и др.  на гору.  И в  Новом Завете -  «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы»(Мат.24:16).

Поэтому,  как  однозначно сказать, что добро - это хорошо, а зло – плохо?

«Притом знаем, что любящим Бога… все содействует ко благу»(Рим.8:28) - ибо, в итоге, всё служит Богу.

Но «мир» проходит...как грипп,  а исполняющий волю Божию, т.е. бОльшее добро, пребывает... (1 Иоанна 2:17).

Ср. "Происхождение зла" http://www.proza.ru/2019/10/23/1641

Фото из интернета.